Сорок лет Баталов преподавал, был худруком актёрского факультета. Лишь однажды 1 сентября сообщил, что болен и не сможет прийти напутствовать молодняк. Но без него торжество не начинали. Артиста ждали, и он всё-таки приехал. Нынешнее 1 сентября впервые пройдёт без Баталова.
Уходящая натура
Про таких говорят - «порода, кровь, корни». Всё это было у Баталова, потому он был так органичен и в роли чеховского Гурова в «Даме с собачкой», и толстовского Феди Протасова в «Живом трупе», и князя Трубецкого в «Звезде пленительного счастья» («Никаких проб - только Баталов!» - говорил режиссёр этого фильма Владимир Мотыль).
Памяти Алексея Баталова
«Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя». 2006 год. Камео
Первая роль Алексея Баталова - фильм «Зоя», 1944 год. Алексей, школьник.
«Дело Румянцева», 1955 год. Саша Румянцев.
«Мать», 1955 год. Павел Власов.
«Летят журавли», 1957 год. Борис Бороздин.
«Дорогой мой человек», 1958 год. Владимир Афанасьевич Устименко.
«Дама с собачкой», 1960 год. Дмитрий Дмитриевич Гуров.
«Девять дней одного года», 1961 год. Дмитрий Гусев.
«Три толстяка», 1966 год. Канатаходец Тибул.
«Живой труп», 1968 год. Фёдор Васильевич Протасов.
«Бег», 1970 год. Сергей Павлович Голубков.
«Возврата нет», 1973 год. Алексей Владимирович Егоров.
«Чисто английское убийство», 1974 год. Доктор Ботвинк.
«Звезда пленительного счастья», 1975 год. Князь Сергей Петрович Трубецкой.
«Москва слезам не верит», 1979 год. Георгий Иванович (Гоша).
«Зонтик для новобрачных», 1986 год. Дмитрий Павлович Красков.
«Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя». 2006 год. Камео
Первая роль Алексея Баталова - фильм «Зоя», 1944 год. Алексей, школьник.
«Дело Румянцева», 1955 год. Саша Румянцев.
«Мать», 1955 год. Павел Власов.
«Летят журавли», 1957 год. Борис Бороздин.
«Дорогой мой человек», 1958 год. Владимир Афанасьевич Устименко.
«Дама с собачкой», 1960 год. Дмитрий Дмитриевич Гуров.
«Девять дней одного года», 1961 год. Дмитрий Гусев.
«Три толстяка», 1966 год. Канатаходец Тибул.
«Живой труп», 1968 год. Фёдор Васильевич Протасов.
«Бег», 1970 год. Сергей Павлович Голубков.
«Возврата нет», 1973 год. Алексей Владимирович Егоров.
«Чисто английское убийство», 1974 год. Доктор Ботвинк.
«Звезда пленительного счастья», 1975 год. Князь Сергей Петрович Трубецкой.
«Москва слезам не верит», 1979 год. Георгий Иванович (Гоша).
«Зонтик для новобрачных», 1986 год. Дмитрий Павлович Красков.
«Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя». 2006 год. Камео
Первая роль Алексея Баталова - фильм «Зоя», 1944 год. Алексей, школьник.
Памяти Алексея Баталова
«Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя». 2006 год. Камео
Первая роль Алексея Баталова - фильм «Зоя», 1944 год. Алексей, школьник.
«Дело Румянцева», 1955 год. Саша Румянцев.
«Мать», 1955 год. Павел Власов.
«Летят журавли», 1957 год. Борис Бороздин.
«Дорогой мой человек», 1958 год. Владимир Афанасьевич Устименко.
«Дама с собачкой», 1960 год. Дмитрий Дмитриевич Гуров.
«Девять дней одного года», 1961 год. Дмитрий Гусев.
«Три толстяка», 1966 год. Канатаходец Тибул.
«Живой труп», 1968 год. Фёдор Васильевич Протасов.
«Бег», 1970 год. Сергей Павлович Голубков.
«Возврата нет», 1973 год. Алексей Владимирович Егоров.
«Чисто английское убийство», 1974 год. Доктор Ботвинк.
«Звезда пленительного счастья», 1975 год. Князь Сергей Петрович Трубецкой.
«Москва слезам не верит», 1979 год. Георгий Иванович (Гоша).
«Зонтик для новобрачных», 1986 год. Дмитрий Павлович Красков.
«Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя». 2006 год. Камео
Первая роль Алексея Баталова - фильм «Зоя», 1944 год. Алексей, школьник.
«Дело Румянцева», 1955 год. Саша Румянцев.
«Мать», 1955 год. Павел Власов.
«Летят журавли», 1957 год. Борис Бороздин.
«Дорогой мой человек», 1958 год. Владимир Афанасьевич Устименко.
«Дама с собачкой», 1960 год. Дмитрий Дмитриевич Гуров.
«Девять дней одного года», 1961 год. Дмитрий Гусев.
«Три толстяка», 1966 год. Канатаходец Тибул.
«Живой труп», 1968 год. Фёдор Васильевич Протасов.
«Бег», 1970 год. Сергей Павлович Голубков.
«Возврата нет», 1973 год. Алексей Владимирович Егоров.
«Чисто английское убийство», 1974 год. Доктор Ботвинк.
«Звезда пленительного счастья», 1975 год. Князь Сергей Петрович Трубецкой.
«Москва слезам не верит», 1979 год. Георгий Иванович (Гоша).
«Зонтик для новобрачных», 1986 год. Дмитрий Павлович Красков.
«Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя». 2006 год. Камео
Баталов буквально вырос в театре, во МХАТе. Жил с мамой, мхатовской актрисой Ниной Ольшевской, во дворе театра - в бывшей дворницкой. Лет до пяти двор с мхатовскими кошками был его единственным миром. Там бродили, курили, разговаривали персонажи в гриме и костюмах, там носили туда-сюда декорации. Там играли мама, отец под фамилией Аталов (чтобы не соперничать с братом, знаменитым белозубым красавцем Николаем Баталовым), дядя Виктор Станицын. А всего у него 9 родственников были мхатовцами!
Когда родители расстались, Алёша с матерью переехали на Большую Ордынку, в Замоскворечье. Не отсюда ли его особый выговор, чуть с оттяжечкой, акающий? Писательский дом, отчим Виктор Ардов, дача на Клязьме в писательском посёлке… Счастливое детство, где гостями дома были великие мхатовцы, Пастернак, Зощенко… Ахматова жила в комнатке Алексея, когда приезжала в Москву. Он шутил, что видел её чаще, чем бабушку, даже написал её портрет. Она дала ему денег на первую в жизни машину.
Конечно, путь ему был прямой - в артисты. И диплом ему подписала в Школе-студии МХАТ сама Ольга Книппер-Чехова. Все мы «родом из детства», и огромную роль в жизни Алексея Владимировича сыграло именно такое детство - одухотворённое, наполненное любовью. Отчима-писателя Алексей сразу принял, называл Виктором, двое его сводных братьев стали родными «по духу». Женился по юношеской влюблённости (по дружбе?), тайком, в 16 лет. То была самая юная пара в ЗАГСе. «Алёша + Ира = любовь» - была надпись на кольце, одном на двоих. Ирина Ротова (её уже нет в живых) - подруга детства, соседка по даче, дочь художника Константина Ротова - родила в их полудетском браке дочь Надежду. Тесть учил способного зятя живописи (учился он и у самого Фалька) и с него придумал образ дяди Стёпы для иллюстраций к михалковским стихам - у Баталова и размер обуви был «дяди-Стёпин», 45-й.
Говорят - «удачник», поцелованный Богом. Да, ему не пришлось ничего завоёвывать, добиваться. С театром, впрочем, особо не сложилось. Зато рано Баталова приняло кино, и пошли роли, принёсшие ему славу и любовь миллионов зрителей. «Дело Румянцева» (вот где для роли Саши-водителя пригодились его профессиональные права и страсть к автомобилям), «Дорогой мой человек», «Большая семья», «Девять дней одного года», «Дама с собачкой», великие «Летят журавли». А позже - «Бег», «Звезда пленительного счастья» и, конечно, «он же Гога, он же Гоша» из оскароносного «Москва слезам не верит».
Редкая зрительница в СССР не грезила о таком вот Гоше, Георгии Ивановиче - надёжном, мужественном, добром, юморном (как бы теперь сказали - «прикольном»). Но до этого разве не мечтали о Володе Устименко, Мите Гусеве - других его героях? И редкий зритель не хотел стать таким же, как они. Аристократ по воспитанию, Баталов часто играл работяг, тружеников - но не «воплощал образ», а был им. Артист, которого не назовёшь «секс-символом» по нынешней моде, стал лицом эпохи в кинематографе, настоящим кумиром для нескольких поколений, а не «факиром на час». И, как тонко пошутила героиня Мордюковой в «Родне»: «Вон Баталов без усов, а бабы по нём сохнут!»
Баталовский Гоша говорил: «Уж очень я какой-то идеальный получился». Сказано будто про самого артиста. Кстати, эту роль, ставшую культовой, актёр считал вполне обычной, чуть ли не случайной - ну, сыграл и сыграл. А по поводу «идеала»… Вообще Баталов и самомнение, самовлюблённость, пресловутая звёздность со всеми её пороками, эти частые спутники актёрства, - вещи несовместимые. Все, кто знал Алексея Владимировича, работал с ним, учился у него, отмечали его необычайную скромность.
Сам он признавался, что и с девушками был застенчив с юности - стеснялся и простой одежды, и отсутствия под башмаками носков (ноги чернил ваксой, чтобы скрыть это). Первый юношеский брак распался. Второй, длившийся полвека, с Гитаной Леонтенко - красавицей-циркачкой, полуцыганской крови - стал счастливым. Она исполняла на манеже уникальный трюк - запрыгивала на скачущую лощадь. Он, сняв в качестве одного из двух режиссёров «Три толстяка» по сказке Юрия Олеши (тоже друга дома из своего детства), сам ходил по проволоке в роли канатоходца Тибула. Сошлись два характера, две сильные, одарённые натуры.
По поводу своего «идеального» образа он отшучивался: «Я же артист. Делаю вид». И супруга шутила: мол, прожили они так долго, потому что муж постоянно отсутствовал - то съёмки, то студенты, то любимый автомобиль время отнимал! Счастье в браке - и самая большая в жизни беда: родившаяся у них с Гитаной дочь Маша - инвалид с детства. Талантливый, творческий, красивый человек в инвалидном кресле... Баталов никогда много не говорил об этом. Да и вообще не любил давать интервью. Можно сказать, что он остался в другой эпохе, с этой своей «глубиной устройства хорошего русского человека», по выражению Сергея Соловьёва.
«Я работал артистом», - говорил он о себе в прошедшем времени, когда в 90-е перестал сниматься в кино. Но добавлял при этом: «А где я мог бы сняться и не снялся, назовите?» Столь долгое отсутствие актёра такого уровня в нашем кино - это своего рода диагноз кинематографу. Баталов - и не востребован? Абсурд! Но так было. Он как будто специально создан для ролей «положительных героев» - и не сыграл в своей жизни ни одного злодея, подлеца. Наверное, если бы довелось, ему бы всё равно - единственный раз! - не поверили. И его Гуров, и Федя Протасов, каждый из них - «плохой хороший человек», и потому они так убедительны. К великому сожалению, Баталов мало сыграл в классике - а кажется, сколько великих персонажей из Чехова, Пушкина, Гоголя, Островского, Шекспира ждали именно его актёрской и человеческой природы!
Cам актёр, наверное, мог бы сказать, как его Гоша: «Я предпочитаю делать в своей жизни то, что я люблю. А не то, что модно, престижно или положено». Трудно найти артиста такой «звёздности», прожившего жизнь в искусстве вне суеты, «светскости», сплетен, легенд и мифов. Без страховки. Честно и прямо. Светские сплетни, тусовки, пиар, халтура - всего этого в его жизни не было да и быть не могло.
Похоронили артиста на Преображенском кладбище, рядом с матерью - он сам так хотел. Перед кончиной он принял причастие по-христиански. Его уход зрителями был принят как-то особенно близко к сердцу. И слёзы многолюдной очереди к Дому кино - те, которым Москва как раз верит.
Да и не только Москва - вся Россия.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.