Примерное время чтения: 6 минут
6734

Алексей Петренко: актер, который не боится экспериментов

Алексей Петренко. 2013 год.
Алексей Петренко. 2013 год. www.russianlook.com

Последнее обновление - 23 февраля 2017 года.

Советский и российский актер Алексей Петренко скончался 22 февраля на 79-м году жизни, сообщает Союз кинематографистов России.

Несмотря на свои совсем не творческие увлечения и работу кузнецом, молодой Петренко страстно желал играть на сцене, а потому в течение двух лет пробовал поступить в Киевский театральный институт, однако каждый раз — неудачно. Но своего все равно добился: с третьей попытки Алексей Петренко поступил в театральный институт, правда, не в Киеве, а в Харькове.

Алексей Петренко в роли царя Петра и Владимир Высоцкий в роли арапа в фильме Александра Митты «Сказ о том, как царь Петр арапа женил». 1976 год.

Добиваться намеченных целей, несмотря на преграды — это к Алексею Петренко относится в первую очередь. Поиском идеального, единственно правильного решения актер был озадачен и при анализе каждого своего персонажа, и при выборе дальнейшего творческого пути. Именно этот поиск привел актера в ленинградский театр имени Ленсовета, где ему стали доверять первые острохарактерные роли: Бьенделло в «Укрощении строптивой», графа Воронцова из «Пушкина в Одессе», Свидригайлова в «Преступлении и наказании». После этого Алексей Петренко не раз менял место работы, тем самым успев принять участие в спектаклях, поставленных во МХАТе, Школе драматического искусства, театре на Малой Бронной и Театре на Таганке.

Алекей Петренко в роли Славы Кулигина на съемках художественного фильма Беда . 1978 год
Алекей Петренко в роли Славы Кулигина на съемках художественного фильма «Беда». 1978 год. Фото: РИА Новости

Но внимание широкой аудитории к актеру привлекли, конечно же, его роли в кино. От слуги до купца, от Распутина до Петра Великого — Алексей Петренко, казалось, мог сыграть любого, переиначивая персонажа, внося свои коррективы и без устали споря с режиссером. Одна из первых его ролей — Распутин в фильме «Агония» — стала большим испытанием для актера. Еще бы: Распутин — фигура неоднозначная, сложная, практически неподъемная, а Алексей Петренко к тому моменту — молодой, неопытный актер. Но режиссер картины Элем Климов, однажды увидев его в роли Свидригайлова, решает, что Петренко обязан сыграть Распутина. Однако эту невероятную актерскую работу, потрясающий образ Распутина, зрители увидели не сразу — лишь через несколько лет, в начале восьмидесятых, когда фильм, наконец, достали с полки.

К этому моменту Алексей Петренко уже успел сняться в роли Петра I в фильме Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и сыграть небольшую, но очень яркую роль летчика Юрия Строганова в картине «Двадцать дней без войны», пронзительный монолог которого стал одним из самых запоминающихся эпизодов фильма.

Алексей Петренко создает своего персонажа, умело расставив акценты и, конечно, вдохнув в него всю ту силу и энергию, которая чувствуется в каждой роли актера. Он подходит к ней с большой ответственностью, а потому до сих пор с Петренко мечтают поработать лучшие режиссеры, список и сейчас уже необычайно обширен. Актер снялся в фильмах Виталия Мельникова, Сергея Герасимова, Владимира Мотыля, Вадима Абдрашитова, Александра Митты, Эльдара Рязанова, Владимира Бортко, Никиты Михалкова и многих других.

С Никитой Михалковым Петренко сначала играл вместе в «Жестоком романсе», а позже актер принял предложение сняться в проекте режиссера «Сибирский цирюльник». Вот уже где могла развернуться широкая душа великого актера! Показал Петренко вечно хмельного генерала, яркий характер и своеобразную доблесть русской натуры очень убедительно, со всей страстью и рвением.

Вернулись к совместной работе режиссер и актер в фильме «Двенадцать разгневанных мужчин», где Петренко сыграл неказистого пенсионера, бывшего метрополитеновца. Здесь его часто пытаются не слушать и не обращать на него внимания, но персонаж все равно заметен, даже в то время, когда он молча сидит на стуле или безуспешно пытается вставить слово в обсуждение.

Алексей Петренко и Карен Шахназаров на церемония открытия 19-го кинофестиваля Виват, кино России . 2011 год
Алексей Петренко и Карен Шахназаров на церемония открытия 19-го кинофестиваля «Виват, кино России». 2011 год. Фото: www.russianlook.com

Безусловно, чрезвычайно удачны все исторические персонажи, образ которых приходилось воплощать Алексею Петренко: от Сталина в фильме Юрия Кары до генерала Иволгина в «Идиоте» и графа Голицына в фильме Светланы Дружининой. Актеров такого масштаба на нашем экране действительно мало. И сколько бы ролей, разных, острохарактерных Алексей Петренко не сыграл, всегда будет казаться, что их все-таки не хватает.

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах