Юлия Шигарева 7 5939

Алексей Учитель: «Николаю II пришлось сделать страшный выбор»

Режиссер «Матильды» — о том, стоит ли считать скандал рекламной кампанией, как подбирали актрису на роль Кшесинской и о том, какое предложение он делал Поклонской.

Алексей Учитель.
Алексей Учитель. © / www.globallookpress.com

В Москве прошел закрытый показ Алексея Учителя «Матильда» — фильма о том, что человек, ответственный за судьбы миллионов, не имеет права на личное счастье и на право своей судьбой распорядиться по своему усмотрению. После сеанса режиссёр ответил на вопросы журналистов.

О том, ожидал ли режиссер, что попытка показать Николая II обычным человеком со слабостями и страстями вызовет такую реакцию:

- Конечно, не ожидал! Поймите, работа над фильмом длилась больше четырех лет. Один только съемочный процесс занял больше года. Все это широко освещалось прессой. И у меня, и у актеров брали массу интервью — вся информация была открыта, все прекрасно знали, о чем именно мы снимаем фильм. Но почему-то когда картина была снята и частично смонтирована, началась эта совершенно непонятная акция, которая длится до сих пор. Вопросов у меня очень много, но факт один: ленту посмотрело уже и много чиновников, и министров, и депутатов Госдумы. Я понимаю, что критиковать фильм можно и нужно — это правильно. Но все посмотревшие, кроме двух человек, сказали: мы не понимаем, о чем идет речь в этой дискуссии про оскорбление чувств. Почти все из тех, кто фильм критикует, его не видели. Я предлагал Поклонской посмотреть эту картину, но получил отказ.

Не испытывает ли он благодарность Поклонской за ту рекламу, которую получила «Матильда» после всех этих скандалов?

- Я никому не пожелаю такой рекламы. Пока шла словесная перепалка, да, это привлекало внимание к фильму. Но когда начались активные действия организации под названием «Христианское государство», когда кинотеатры получали письма с угрозами поджогов, когда начали гореть машины, когда машина врезалась в кинотеатр, когда кидали бутылки с непонятным содержимым, это совсем иная ситуация.

Мы прошли уже, по-моему, четвертый круг проверок со стороны различных организаций. Я не против проверок — ради бога. Просто я не понимаю, зачем несколько раз проверять одно и то же. Расценивать это как рекламную кампанию я, извините, не могу!

Но я надеюсь, что 23 октября у нас пройдет первая премьера в Санкт-Петербурге в Мариинском театре, 24-го — в Москве, а 26 октября лента выйдет на экраны.

Приедут ли иностранные актёры на премьеру в Москву?

- На сегодняшний день три немецких актера, в том числе и Ларс Айдингер, играющий будущего российского императора, и Михалина Ольшанская, сыгравшая Матильду, боятся приезжать в Россию. Я встречался с ними в Гамбурге на показе «Матильды» в рамках фестиваля, мы обсуждали сложившуюся ситуацию, и они с болью говорили о том, как полюбили эту картину. Ларс даже письмо написал, которое опубликовано в немецкой прессе. Он пишет: «Мы делали этот фильм в осознанном и полном уважении к Николаю II. Я вложил весь свой талант, эмоции, энергии в этот проект, в этот сложный характер. Я оставил свою семью почти на два года, чтобы сделать свой фильм. Это абсурдно, но я думаю, что люблю своего героя также сильно, как его любили те люди, которые выступают против „Матильды“. Хотелось бы, чтобы эти люди посмотрели наш фильм. Может быть, тогда они поймут и передумают».

Отвечает ли он за то, что все события в фильме имеют точное историческое соответствие?

- Понимаете, я снимал этот фильм не о точных исторических персонажах. Не о Матильде Кшесинской как таковой. И даже не о любви. Мне прежде всего была интересна фигура наследника престола. Кстати, очень многие из тех, кто нас критикует, ошибаются, утверждая, что это фильм про любовь императора и балерины. Но это же неправда! Этот человек не был тогда императором — он был всего лишь наследником! А это совершенно разная ситуация.

Мне очень интересна личность Николая II. Когда-то очень давно я собирался снимать фильм под названием «Дно» — про те три дня отречения Николая II, которое происходило на станции Дно Псковской области. Так что этот человек не только Поклонскую интересует. И мне была интересна не статуя, не икона, не царский титул. Мне было интересно, как этот человек ведет себя, что чувствует, какие эмоции переживает. Потому что в тот момент этот человек — именно человек! — выбирал свою судьбу. Выбирал то, в какой стране мы с вами будем жить. Ему предстояло сделать страшный выбор — между свободой, любовью (а я верю, что это была искренняя обоюдная любовь) и долгом и верности семье. Выбор был действительно страшный, потому что существовало огромное количество знаков, показывавших, правильный ли выбор он сделал: это и падение в обморок на коронации, и трагедия Ходынки, и т.д.

А точные исторические соответствия... Да, нас можно упрекать в каких-то исторических неточностях — я этого не отрицаю. У нас в фильме Николай II приезжает на Ходынское поле в ночь после трагедии, хотя на самом деле он приехал туда в другое день. Но ведь факт приезда был? Был! А право на авторскую трактовку того, как именно он себя там вел и в какой момент туда прибыл, я имею.

Как выбирал актрису на роль Матильды?

- Это была почти сказочная история. Ситуация с выбором актрисы на главную роль была критической. Поджимало время, и мы вынуждены были начать съемки с эпизодов, в которых нет Кшенсинской — потому как актриса на эту роль так и не была утверждена. У меня была намечена одна кандидатка, которую, как мне казалось, я могу снять в этой роли. Но что-то меня останавливало.

И вдруг мне звонит директор Варшавского фестиваля (мой большой друг) со словами: есть одна молодая актриса, недавно закончила Варшавскую театральную школу. Если хочешь, посмотри ее. И прислал её фото. Дальше все происходило как в сказке: Михалина Ольшанска приезжает в Россию — действительно очень молодая актриса. Ларс Айдингер, который к этому времени попробовался уже с пятьюдесятью актрисами (и я, кстати, после каждой пробы спрашивал его мнение, потому что этот дуэт был очень важен — какими бы хорошими ни были актёры, игравшие наследника и Матильду, между ними должна была проскочить некая искра — только в этом случае история этой роковой любви обретала достоверность), готовится к съемкам в декорациях Успенского собора Кремля. Мы решили провести пробу: Ларс полностью загримирован, в костюме, а Михалина — в повседневной одежде. Но как только они вошли в кадр, я испытал то волшебное чувство, которое возникает, когда ты уже через 30 секунд понимаешь: это то, что нужно. И после первой же пробы мы пошли в вагончик и я предложил Михалине подписать контракт.

Нервов она мне потом попортила очень много — Михалина оказалась девушкой с очень непростым характером. В Польше она, несмотря на свою молодость, уже была к тому времени популярна: в 14 лет она издала книгу своих дневников, которая тут же стала бестселлером; успешен был и диск русских песен в её исполнении (хотя по-русски она почти не говорит). 

В общем, Ольшанска ещё и как личность оказалась очень интересна. Что для меня было очень важно. Потому что Кшесинская — это ведь не только балерина, техника танца, фуэте и т.д. Она была необыкновенной женщиной. Не только наследник — очень многие мужчины сходили с ума от неё. У нас частично есть этот эпизод: в летний офицерский лагерь привозили балерин выступить и развлечь господ офицеров. Когда на сцену выходила Кшесинская, все 400 офицеров вскакивали со своих мест. Это был фанатизм, который не знаю с чем граничит. При этом одно из замечаний экспертов, которых наняла госпожа Поклонская (фильма они не видели — только почитали сценарий), звучало так: режиссёр не имел права брать на роль Матильды красивую актрису, потому что Кшесинская была уродлива, как крыса. Но я считаю, что Кшесинская не была уродиной уж точно и право выбора актрисы точно не эксперты мне должны давать.

Так что Михалина и по актерским, и по человеческим характеристикам со своей героиней совпала полностью.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Zuzam
    |
    16:04
    12.10.2017
    3
    +
    -
    "Я предлагал Поклонской посмотреть эту картину, но получил отказ" - после этого все понятно с ней. Классическое советское "не читал, но осуждаю.
  2. as1103 [mailru]
    |
    18:45
    12.10.2017
    1
    +
    -
    Было влечение...но никак не любовь... уже на тот момент Николай был влюбен в Александру...так что никакого выбора не было...как только Александра дала согласие на брак,сразу же были порваны всякие отношения...
Комментарии (7)
  1. шiш
    |
    12:55
    12.10.2017
    -3
    +
    -
    " Матильда " - наглое паскудство специально снятое под юбилей революции. Нет, это не случайное совпадение. Это навязываемая быдлу трактовка истории. Дескать все наши правители до революции были просто развратники и дэбилы. Именно такую трактовку нам давали в СССР. И отсюда вывод для быдла - А правильно катком истории Ленин и Сталин проехались по червякам бессмысленно совокупляющимся на лево и на право вместо того чтобы делать большое дело и нечего жалеть о России мещан и обывателей , которую мы потеряли.Не было там святых и чего либо дорого и стоящего жалости. Не надо реквием. Давайте лучше посмеёмся ! Водевиль хотим ! " Матильда " это паскудный водевиль вместо реквиема жертвам геноцида ! И то что показ намечен на юбилей октября это абсолютно недвусмысленное подтверждение моих слов и прямое указание на то который надо трактовать это применительно ко всем жертвам Октябрьской революции и большевистского террора! А иначе зачем надо было связывать эти события ? Да это циничная демонстративная пощечина русскому народу и всем жертвам Красного колеса и ГУЛАГа! И эти люди запрещают нам возмущаться ! Но сегодня уже последнему кретину должно быть понятно, что цепь жертв красного террора неразрывная и пытаться вычленять и плакать только о жертвах "Большого террора" Ежова , которые в действительности были такие же палачи народа, как это принято в либеральных кругах и оплёвывать всех остальных первых жертв этих палачей или оправдывать это неотвратимым движением прогресса это мерзкое тупое паскудство !
  2. шiш
    |
    13:31
    12.10.2017
    -3
    +
    -
    Они не понимают оскорбления чувств и вместе с теми претендуют диктовать нам мораль ! А когда суд в США признал оскорблением измышления о любовной связи Ирины Юсуповой и Распутина показаные в фильме и наказал голливудских марателей долларом то там очень хорошо все всё поняли. Видимо в России нужно так же. Что ему не понятно ? Вы оскорбили лично Николая обвинив его безосновательно в предосудительном поведении по тем временам для благородных людей его круга так как вы представили дело как то что он обесчестил девушку и бросил её. За такое вызывали на дуэль очень многих в те времена , потому что такое поведение считалось недостойным. Недаром существовало понятие как благородный человек обязан женится , если кто думает такого морального критерия не было.Поэтому Слухи о таких подвигах Царей специально распространялись для создания негативного отношения и для разжигания ненависти к царизму. Такие слухи о испорченных девицах всегда работали больше чем агитки Ленина. Именно такие слухи о подвигах Распутина разожгли ненависть к царю и послужили главной причиной февральской революциии основанной на недовольстве слухами Распутиным и его развратном поведении в верхах. Нечего валенком прикидываться ! - дескать не понимают что к чему. Вы представляете примерного семьянина , однолюба и нравственно добродетельного человека достойного быть примером многим похотливым двоежонцем и прохиндеем крутящем с двумя женщинами недостойным считаться нравственным совершенством и достойным канонизации . Для чего этот подлог и клевета ? Да это оскорбление как клевета о недостойном поведении.
  3. Zuzam
    |
    16:04
    12.10.2017
    3
    +
    -
    "Я предлагал Поклонской посмотреть эту картину, но получил отказ" - после этого все понятно с ней. Классическое советское "не читал, но осуждаю.
  4. шiш
    |
    02:31
    13.10.2017
    0
    +
    -
    Zuzam: Да , Я « Ман кампф « тоже не читал , могу я осуждать Гитлера ? А Учитель свечку у кровати Матильды не держал , а как лихо судит и ославит обоих ! Так это только нам нельзя судить , не смотрев ? Что за дискриминация ? Что за садомазохизм заставить чистой души девушку смотреть вашего порноактера ? Зачем ей смотреть всякую муру два часа ? Чтобы узнать что это все же мура ? Любой из вас может отказаться , если взяли не того актера , который вам не нравится в этой роли. Почему Дита фон Тиз никогда не будет играть Джульету в Голливуде ? Много кто откажется смотреть зная ее репутацию. Пойдут только свои. Поэтому Лена Беркова никогда не сыграет Анну Каренину в серьезном фильме. Только в киче и не многие захотят смотреть такую Анну Каренину. Так с какого ража Поклонская должна мучаться и смотреть явно туповатого порно- актёра в роли одного из лучших в нравственном отношении человека той России которую мы потеряли И Светлый Лик которого смотрит с картины Репина на нас удивительно проникновенными глазами?!
    • Zuzam
      |
      16:04
      18.10.2017
      0
      +
      -
      шiш: 1)"Я « Ман кампф « тоже не читал , могу я осуждать Гитлера" - можете осуждать, Мы все в основном осуждаем его нападение на СССР, а вовсе не Майн Кампф. 2) "А Учитель свечку у кровати Матильды не держал , а как лихо судит и ославит обоих" - Это его право на художественный вымысел в художественном фильме. 3) "Что за садомазохизм заставить чистой души девушку смотреть вашего порноактера" - Если не хочет смотреть - пусть не смотрит, но и не осуждает, а я посмотрю. Кстати в каких порнофильмах снимался этот бармалей, просветите?
  5. as1103 [mailru]
    |
    18:45
    12.10.2017
    1
    +
    -
    Было влечение...но никак не любовь... уже на тот момент Николай был влюбен в Александру...так что никакого выбора не было...как только Александра дала согласие на брак,сразу же были порваны всякие отношения...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как оформить дарственную на квартиру на несовершеннолетнего?
  2. Какой вид облицовки лучше для дачи?
  3. Обязывает ли новый регламент выходить из машины по требованию инспектора?

Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах

Новое на AIF.ru