aif.ru counter
Ольга Шаблинская 0 3030

Андрей Мерзликин: «Говорили, что Мерзликин с ума сошел, играет Вампилова»

В интервью АиФ.ru актер рассказал о своей новой работе в фильме «Облепиховое лето», где актер играет писателя и драматурга Александра Вампилова.

Андрей Мерзликин в роли Александра Вампилова в фильме «Облепиховое лето».
Андрей Мерзликин в роли Александра Вампилова в фильме «Облепиховое лето». © / Кадр из фильма

В Выборге на фестивале «Окно в Европу» был представлен фильм «Облепиховое лето» режиссера Виктора Алфёрова о жизни Александра Вампилова. Драматурга сыграл известный актёр Андрей Мерзликин. Он рассказал АиФ.ru о том, с какими страхами боролся, приступая к роли.

Ольга Шаблинская, АиФ.ru: — Андрей, авторы фильма «Облепиховое лето», презентуя ленту на фестивале, сказали, что выражают вам огромную благодарность за участие и ваше согласие много для них значит. Выходит, вы не сразу согласились на роль Вампилова?

Андрей Мерзликин: — Не могу сказать, что мечта каждого актера — это сыграть великого человека. Но у всех артистов такая творческая фантазия тем не менее есть: прикоснуться к личности, не просто изучить жизнь человека по картине, написанной сценаристом, а сделать реконструкцию событий. Тем более — если ты его уважаешь. Я на себя и свои успехи в профессии смотрю трезво, поэтому заранее слышал голоса людей: «Мерзликин с ума сошёл! Играет Вампилова!» Поэтому я отказывался максимально долго. Но... есть такая фраза: «Нас соблазняли королевой». (Смеётся) Автор сценария Ольга Кузмина-Погодина сделала все возможное, чтобы снять с меня стресс и избавить от переживания и сомнений по поводу того, могу я играть Вампилова или нет. Так что благодаря сценаристу я вступил в эту реку. Да и режиссёр, дебютант Виктор Алфёров, никого не видел в этой роли, кроме меня. Я люблю картины дебютантов, потому что сам когда-то был им. Я, кстати, хочу сказать, что Алфёров родился в том же месте, где и великий драматург, впитал в себя все эти пейзажи, обычаи, жил этой жизнью и знает о том, о чем мы в кино говорим. Тема писательства. Тема Байкала. Тема простого человека, каким был сам Вампилов.

Когда читаешь его пьесы, чувствуешь, что это был великий драматург. Но в жизни-то Вампилов был обычным человеком, которого волновала судьба таких же, как он, обычных маленьких людей. И пьесы свои он и про себя тоже писал. И не про себя хорошего, а про себя разного. Он с раскаянием рассказывает о том, что обычно люди прячут. У нас ведь сегодня в Инстаграме все любят показать, как классно они живут. И прячут все неудачи, проблемы. Не хочется, чтобы другие видели твои провалы. А Вампилов это всё вынес на сцену. И этим произвёл революцию. Не зря же о нем сказали, что Вампилов — это Гагарин русской драматургии.

Убеждён: очень важно снимать кино про больших художников, больших людей нашей страны. Не нужно подгадывать к юбилею, не нужна какая-то дата специальная, чтобы делать картины про таких личностей. Кино надо использовать как способ общения человека с человеком. Нам порой сложно книгу-то прочитать. Не говоря уже о том, что читать письма известных людей. А здесь в основу фильма положены именно письма. К слову, и сам Вампилов уверял, что именно письма дают ключ к пониманию его произведений.

— В картине очень подробно показывается смерть Вампилова, как он захлебывается, тонет в Байкале, как мертвого драматурга вытаскивают на камни... Для чего такие физиологические подробности?

— Этот же вопрос я задавал режиссеру. У меня есть определённые художественные предпочтения, я не сторонник физиологических подробностей: это касается и фильмов про войну, и любых других. У меня от таких сцен странные ощущения. К тому же очевидцев той трагедии нет, приходится додумывать, как всё было. Друг, с которым Вампилов был тогда в лодке, тоже ушёл в лучший из миров. Поэтому насчёт смерти Вампилова есть очень много домыслов. Но режиссеру, наверное, для большего драматизма были очень важны подводные кадры. Алферов на этой сцене настаивал, поэтому я согласился это сделать, несмотря на то, какая температура в Байкале. Кто знает, тот меня поймёт. (Смеётся) Там больше 4 минут невозможно провести... А мы в озере просидели столько, что что-то соображать, быть адекватным было очень тяжело. Но режиссёр ставит задачи, а мы должны их выполнять. Эта сцена в воде даёт определённый посыл: вот как нелепо можно уйти из жизни в 35 лет. За два дня до юбилея. Дата жизни — дата смерти, все сошлось. Получилось, что он был настоящим драматургом и жизнь его сложилась так, что про него самого можно снять фильм.

Памятный знак на берегу озера Байкал у места гибели (исток Ангары).
Памятный знак на берегу озера Байкал, у места гибели (исток Ангары). Фото: Commons.wikimedia.org/ Bogdanov-62

— Для вас важно, чтобы «Облепиховое лето» победило на фестивале «Окно в Европу»?

— Честно? Мне гораздо важнее, что публика скажет. Наверное, режиссеру важно какие-то награды получать, но актёр всегда думает о зрительском признании. А призы жюри — это приятные бонусы, не более того. Но фестивалю «Окно в Европу» я хочу сказать спасибо за то, что в 2003 году именно в Выборге в первый раз показали фильм «Бумер» Петра Буслова. Картина тогда получила спецприз жюри «За дебют».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто такой Владислав Росляков, подозреваемый в убийствах в Керчи?
  2. Можно ли будет прихожанам РПЦ молиться в украинских церквях?
  3. Когда в Москве закончится бабье лето?


Самое интересное в регионах