aif.ru counter
Ольга Шаблинская 0 4399

Андрей Смоляков: «Мне бы таблетку от жадности»

«Идеологию можно называть разными словами — „цель“, „основополагание“. но перспектива точно должна быть и у конкретного человека, и у всей страны», — уверен актёр.

Андрей Смоляков.
Андрей Смоляков. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Первой премьерой Театра Олега Табакова, который весной прошлого года возглавил Владимир Машков, стала возобновлённая «Матросская тишина» по пьесе Александра Галича. В 1990 г. этот спектакль поставил сам Табаков в подвале на улице Чаплыгина. Сегодня, спустя 29 лет, Владимир Машков снова играет старика Абрама Шварца. А Андрею Смолякову в новой «Матросской тишине» досталась роль секретаря партбюро консерватории Чернышёва.

Хотя определить, что для Смолякова важнее — театр или кино, трудно. В номинациях на престижнейшую кинопремию «Золотой Орёл» его имя фигурировало дважды: «Лучшая мужская роль на ТВ» за картину «Операция «Сатана» и «Лучшая мужская роль второго плана» за фильм «Движение вверх».

«Это поклон учителю»

Ольга Шаблинская, «АиФ»: — Андрей Игоревич, ваш герой — партработник в «Матросской тишине» — говорит: «Я привык верить в то, что партия делает. Если я усомнюсь в её делах, я пущу себе пулю в лоб». Многие ваши коллеги высказывают мнение: без идеологии государство погибает...

Андрей Смоляков: — Можно называть это разными словами — «идеология», «цель», «основополагание» или ещё что-то, но, конечно, перспектива должна быть. Должен быть горизонт. Хотя горизонт — это линия, постоянно удаляющаяся по мере приближения к ней. Но всё равно должен быть горизонт и должны быть желания как у человека, так и у государства. А государство состоит из человеков.

Что же касается меня, так рьяно, как моему герою, мне не довелось верить в идеалы. Когда я вырос до партийного призывного возраста, влияние Коммунистической партии сошло на нет. И тем не менее принципы и идеалы — для меня слова совсем непустые. Я ведь был и пионером, и комсомольцем: идеология в нас входила вместе с молоком матери.

Владимир Машков и Андрей Смоляков в сцене из спектакля «Матросская Тишина». 2019 год.
Владимир Машков и Андрей Смоляков в сцене из спектакля «Матросская Тишина». 2019 год. Фото: РИА Новости/ Владимир Федоренко

Я рад, что «Матросская тишина» снова идёт у нас. В этом спектакле звучат важнейшие темы: взаимоотношения отцов и детей, переоценка ценностей, которая происходит с возрастом. Это никогда не устареет. Тем более когда рассказано хорошими, человеческими словами Александра Галича. Со сцены должны звучать Чехов, Шекспир, Горький, Галич. Было бы здорово, если бы нынешние авторы приблизились к ним по уровню мастерства. Не хочу принижать достоинства современной драматургии, но многим до Галича ещё далеко.

«Матросская тишина» была очень дорога Олегу Павловичу. Эта пьеса делалась ещё в «Современнике», но тогда постановка так и не дошла до зрителя. Олег Павлович эту мечту осуществил, поставив пьесу со студентами, где играл молодой Владимир Львович Машков. Потом Табаков «Матросскую тишину» сделал уже в театре, где по-прежнему молодой Владимир Львович Машков исполнял Абрама Шварца. Потом Машков ушёл из театра, спектакля не было. Потом не стало Олега Павловича, потом Володя вернулся в театр... Мне кажется, это правильно и закономерно, что «Матросская тишина» снова будет идти на нашей сцене. В этом — наш поклон нашему учителю. Так что я очень рад за молодых актёров, которые вступают в жизнь на сцене в этой постановке, — им повезло.

— Юный исполнитель роли Додика Шварца говорит, что Машков приходил на репетиции с томиками Станиславского. Но вы-то уже мэтр. Для вас новая постановка стала в чём-то вызовом?

— Я в «Матросской тишине» уже играл много лет назад молодого раненого бойца Одинцова, которого забирает на тот свет старик Шварц. Потом снова исполнял Одинцова в кинофильме «Папа», снятом Владимиром Машковым. Сейчас я стал старый, поэтому роль другая, возрастная, играю партработника. Вызова не было, но это всегда интересно — вернуться в старый спектакль другим персонажем. Как говорит Владимир Львович, нужно было перенести время. И я его перенёс.

«Лицом вышел таким!»

— Вы сказали, что у каждого из нас должен быть горизонт в жизни. А какие сейчас у Смолякова желания?

— Желания? Нормальные, человеческие. Жить, работать, любить, как завещал сам себе Смоляков. (Улыбается.)

— Ну, с работой у вас точно проблем нет. Столько фильмов вышло с вашим участием!

— Почему? Нигде я не сыграл.

— Вы считаете за «нигде» все те фильмы, которые недавно вышли, огромную шумиху вокруг них?

— Ну, шумиха — это громко сказано. Да, есть фильмы. Есть среди них хорошие. Есть картины, которые просто обласканы зрителем, — например, «Движение вверх». Была очередная история про очередное расследование майора Черкасова — «Операция «Сатана». Фильм нравится публике, это приятно.

На самом деле больше двух картин в год у меня не получается сыграть. Физически это невозможно. А что касается удовлетворённости, артист — это всегда существо неудовлетворённое. Всегда! Всегда нам недодают — это нормально. Потому что хочется ещё и ещё. «Дайте мне таблеточку от жадности, и как можно больше» — это про меня!

— Когда вы обрились наголо, ваш агент сказал забавные слова: «Ну вот, наконец можете играть интеллигентных людей». Но на самом деле вам пачками достаются роли военных. Чем это обусловлено?

— Да физиономией вышел такой! У меня квадратное, топорное лицо. Как говорил в своё время товарищ Джугашвили, он же Сталин, «социальную близость я обнаруживаю». Вот в «Матросской тишине» я усы наклеил — на Ворошилова стал похож.

— Вы не так давно отметили 60-летие. И тем не менее трудоспособности Смолякова и молодой человек может позавидовать: непрерывно снимаетесь в кино, играете в театре. Как вы восстанавливаетесь?

— Как восстанавливается человек? Он нормально ест, нормально спит, и у него всё нормально в жизни.

— Только что же за продукты такие надо есть, чтобы быть столь энергичным?

— Что хочешь, то и ешь! Когда ешь с желанием и с удовольствием, оно и усваивается хорошо, и переваривается. (Улыбается.) Плюс спорт — это немаловажная вещь.

Надо нормально — я не говорю «правильно» — жить. Не надо себя хранить, беречь. Но и уродовать не надо тоже. Надо получать удовольствие от жизни, даже играя такой спектакль, как «Матросская тишина», который по своей тональности играется практически трагедией. Потому что в любом случае актёрство — это занятие классное.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие иски могут подать пострадавшие в авиакатастрофе и родственники жертв?
  2. Что за эксперимент с имитацией полета на Луну проходит в России?
  3. Чем запомнился актер Петр Зайченко?


Самое интересное в регионах