aif.ru counter
Андрей Сидорчик 117149

Чужой среди своих. Гений балета Александр Годунов умер от одиночества

28 ноября 1949 года родился Александр Годунов — одна из ярчайших звёзд в истории мирового балета.

Александр Годунов.
Александр Годунов. © / Кадр youtube.com

Когда на экранах советских видеосалонов времён перестройки появился боевик «Крепкий орешек», многие вздрагивали, увидев в титрах русские имя и фамилию — «Александр Годунов». Для непосвящённых это был просто русский, невесть каким образом пробравшийся в Голливуд. А те, чей кругозор был шире, впивались глазами в экран, чтобы увидеть одного из лучших танцовщиков в истории советского и мирового балета.

Будущую звезду в балет отдали насильно

Александр Годунов родился на Сахалине, в семье военного. Вскоре маленький Саша вместе с родителями переехал в Ригу. Ему было три года, когда семья распалась. Сашу вместе с братом воспитывала мама.

Мальчик мечтал стать военным, но мама, несмотря на отчаянные протесты сына, отдала его в Рижское хореографическое училище.

В его истории есть что-то от сказки о гадком утёнке — когда Александр пришёл в училище, то был самым маленьким, стоял в ряду у балетного станка последним. В этот момент вряд ли кому-то могло прийти в голову, что этот мальчик, загнанный в балет мамой, станет высоким и статным красавцем, артистом, которому будет рукоплескать весь мир.

У Саши в хореографическом училище очень быстро появился друг, который, как и он сам, вскоре стал выделяться среди других учеников. Звали друга Миша Барышников, и ему, как и Годунову, суждена была всемирная известность.

К моменту окончания училища о Годунове уже говорили как о восходящей звезде. В 1967 году молодого артиста пригласил к себе Игорь Моисеев, руководивший Государственным хореографическим ансамблем «Классический балет». 

Успех, любовь и интриги

Набравшись опыта, в 1971 Годунов переходит в труппу Большого театра и дебютирует в партии Принца в «Лебедином озере» в постановке Юрия Григоровича. 21-летний танцор срывает овации публики и восторги критиков. После этого слово «восходящая» отбрасывается — теперь Годунов полноценная звезда.

В том же году молодой артист познакомился с 28-летней ведущей балериной Большого театра Людмилой Власовой. Пылкая влюблённость Годунова не знала преград — его не остановила ни разница в возрасте, ни то, что его избранница была замужем. Вскоре они поженились.

Людмила Власова в фильме 31 июня
Людмила Власова в фильме «31 июня». Фото: Кадр из фильма

Главные роли, зарубежные гастроли... Но у успешности Годунова была и обратная сторона. Балетный мир всегда был полон интриг. Александр, не примкнувший ни к одной из существующих группировок в Большом театре, умудрился нажить недоброжелателей в каждой из них.

Посыпались анонимки, изобличавшие «гнилую сущность артиста Годунова». Его обвиняли в том, что он собирается остаться за рубежом.

В 1974 году у Годунова начались настоящие проблемы. В США остался друг детства Михаил Барышников. После этого КГБ к каждому сигналу в отношении Годунова относилось чрезвычайно серьезно.

Самого артиста беспокоило другое — из-за всей этой возни он перестал получать роли, о которых мечтал. Эмоциональная и порывистая натура Годунова приводила к тому, что он в сердцах начинал рассуждать о возможности поступить «так же, как Барышников». Такие фразы, становясь известными, только ухудшали его положение.

Побег

Впрочем, не всё было так плохо. В 1976 году Годунов сыграл главную роль в балете «Спартак», о чём давно мечтал. В том же году ему присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.

Артисты балета Михаил Леонидович Лавровский и Александр Борисович Годунов (справа) на репетиции балета Спартак на музыку Арама Ильича Хачатуряна
Артисты балета Михаил Леонидович Лавровский и Александр Борисович Годунов (справа) на репетиции балета «Спартак» на музыку Арама Ильича Хачатуряна. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

В 1978 году Александр Годунов сыграл роль в культовой советской картине «31 июня». Если не считать фильмов-балетов, то эта роль стала единственной для Годунова в советском кино. В фильме он снимался с супругой Людмилой Власовой. По сюжету картины их герои расставались. Ни Александр, ни Людмила не догадывались, что этот сюжет окажется пророческим.

Летом 1979 года балет Большого театра был на гастролях в США. 19 августа Годунов исполнил партию Тибальда в «Ромео и Джульетте», написанную Юрием Григоровичем специально для артиста.

Впереди у Годунова были три выходных дня, и его исчезновение не заметила поначалу даже жена, посчитавшая, что он заночевал в гостях у друзей. На следующее утро Александр не появился, и стало понятно — случилось то, чего опасались ответственные люди в СССР.

Руководители делегации спросили Людмилу: что она намерена делать? «Отправьте меня домой, к матери», — ответила артистка.

А вокруг уже разворачивалась большая политическая игра. Ещё до того, как американские СМИ сообщили о том, что советский артист балета Александр Годунов попросил в США политического убежища, вокруг отеля, где жила Власова, появились агенты ФБР и невесть откуда взявшиеся «протестующие» с плакатами: «Свободу Людмиле Власовой!».

 

Рейс 222

Из отеля Людмилу вывозили со всеми предосторожностями, сумев перехитрить американские спецслужбы. Артистку доставили на борт самолёта «Аэрофлота», вылетавшего в Москву.

Когда американские власти поняли, что Власова в самолёте, они пошли на крайние меры: советскому авиалайнеру запретили вылет, его блокировали на полосе. На борт буквально ворвались представители властей США с переводчицей, заявившие: Власову вывозят насильно, мешая ей соединиться с мужем, «выбравшим свободу».

Противостояние в аэропорту растянулось на трое суток. Всё это время на борту находились 112 пассажиров, лишённых нормальных человеческих условий (в 35-градусную жару в самолёте не работал даже кондиционер).

Коса нашла на камень — яростное желание американцев развить пропагандистский успех от побега Годунова наткнулось на русское упрямство.

Американские СМИ надрывались, разоблачая «варварство Кремля», лишающего жену любимого мужа. К делу подключили даже поэта Иосифа Бродского, выступавшего в качестве переводчика и переговорщика с американской стороны.

На третьи сутки состоялась решающая встреча Власовой с представителями США. На неё американцы привели даже врача, дабы убедиться, что Советы не накачали артистку наркотиками.

Людмила Власова заявила: я хочу уехать назад, в СССР, вернуться к матери.

Для американцев это был удар. Они вынуждены были отпустить самолёт.

Эта история стала основой для снятого в СССР спустя шесть лет фильма «Рейс 222».

Цена свободы

О том, почему сбежал Годунов и почему осталась Власова, спорят и по сей день. Людмила Власова и спустя много лет говорила: несмотря на любовь к Александру, бросить мать в одиночестве она не могла.

Поверить в это простое объяснение готовы далеко не все. Одни настаивают: запугали люди из КГБ. Иосиф Бродский полагал, что артистка не осталась из практических соображений: ей к тому времени было 37 лет, балетная карьера на излёте, и начинать с нуля Власовой было гораздо труднее, нежели Годунову, находившемуся в расцвете сил.

Если мотивы Власовой обсуждают охотно, то мотивы Годунова объясняют просто и однозначно — «выбрал свободу».

Но что значит «выбрал свободу»? Политика для Годунова была чем-то далёким, диссидентом он не был по определению, что же касается проблем с коллегами по искусству, то они неизбежны везде, что очень скоро доказала жизнь артиста в Америке.

Скорее можно говорить о том, что эмоциональный Годунов поддался порыву, не слишком думая о последствиях данного шага. Тем более, что доброхоты обещали — любимая супруга останется с ним.

Разрыв с Людмилой стал первым потрясением в новой, американской жизни Годунова. Первым, но далеко не последним.

По дороге в Голливуд

Через несколько месяцев Александр Годунов впервые вышел на американскую сцену в качестве солиста Американского балетного театра. Выступал с успехом, однако вскоре вынужден был уйти из-за конфликта с руководителем труппы... Михаилом Барышниковым.

Одни называют это обычным конфликтом начальника с подчинённым, другие считают, что Барышников стал испытывать ревность к успехам друга детства. Как бы то ни было, Годунову было предложено перейти с классического балета на современный американский. Это требовало кардинального изменения техники, и Годунов наотрез отказался, покинув труппу.

Жаклин Биссет
Жаклин Биссет. Фото: Commons.wikimedia.org

Он создал собственный балет «Годунов и друзья», который с успехом гастролировал по городам Америки и странам мира.

В 1985 году, на пике своей карьеры, Александр Годунов ушёл из балета. Это решение он принял под влиянием своей новой подруги — актрисы Жаклин Биссет, романтические отношения с которой продолжались несколько лет. Жаклин посоветовала возлюбленному сменить амплуа, став киноактёром, и Годунов загорелся этой идеей.

У него были великолепные внешние данные, но хромало знание английского языка. Однако Годунов старательно занимался и делал большие успехи.

Он хотел большего

В 1985 году он снимается в романтическом триллере «Свидетель» с Харрисоном Фордом. Картина имела успех и у публики, и у критиков, была номинирована на «Оскар» в шести категориях и взяла награды за лучший оригинальный сценарий и лучший монтаж.

Дальше была «Долговая яма» с Томом Хэнксом и «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом — оглушительный успех последней картины сделал Годунова популярным на Родине даже у тех, кто понятия не имел о нём как об артисте балета.

За 10 лет он снялся в восьми картинах, и для русского актёра в Голливуде это был блестящий результат. Но Годунов, привыкший быть на первых ролях в балете, оставался неудовлетворённым. Он считал, что его потенциал гораздо выше, чем роли второго плана, которые доставались артисту.

Александр Годунов в фильме Долговая яма
Александр Годунов в фильме «Долговая яма». Фото: Кадр из фильма

Творческая неудовлетворённость накладывалась на личные проблемы. Восьмилетний роман с Жаклин Биссет завершился ничем. Годунов мечтал о детях, Жаклин не была готова жертвовать карьерой ради материнства. Затем она взяла на воспитание дочь погибшей подруги, но становиться отцом для чужого ребёнка Годунов не хотел. Жаклин и Александр расстались.

Те, кто знал Годунова в американский период его жизни, отмечают, что он избегал встреч с соотечественниками. Одни говорят, что причиной было желание «американизироваться». Другие, наоборот, утверждают, что каждая такая встреча приводила к острому приступу ностальгии, который Годунов гасил способом, традиционным для русского мужика, — изрядной дозой спиртного. Но и без встреч с русскими Годунов всё чаще и чаще прибегал к этому «антидепрессанту».

Одиночество — сволочь...

В апреле 1995 года Годунов снимался в фильме «Зона». Съёмки проходили в Будапеште, и оттуда артист внезапно для всех отправился в Ригу, решив повидать мать и брата. Но встреча с родными получилась вовсе не такой, как он мечтал. Они были друг для друга уже чужими людьми.

По возвращении в Будапешт Годунов запил. Друзьям удалось образумить Александра, но состояние его оставалось угнетённым.

В середине мая друзья и знакомые обратили внимание на то, что Александр перестал им звонить и отвечать на телефонные звонки. Его нашли в своей квартире в Лос-Анджелесе, сидящим в кресле в комнате, оформленной пейзажами русской природы. Следствие пришло к выводу, что смерть наступила от естественных причин, по меньшей мере, трое суток назад.

Годунову было всего 45 лет, и далеко не все согласились с выводами полиции. Друзья обращали внимание на странное поведение секретаря и помощницы Годунова Арлин Медани, которая по завещанию стала его душеприказчицей — женщина очень спешила с похоронами, даже перенесла на более раннее время кремацию тела. Однако каких-либо весомых доказательств того, что смерть Александра Годунова могла иметь криминальный характер, нет и, вероятно, уже не будет.

Прах танцовщика был развеян над океаном. Кенотафы (символические надгробия) артиста находятся в Лос-Анджелесе и в Москве, на Введенском кладбище. Американская эпитафия гласит: «Его будущее осталось в прошлом». Русская звучит так: «Ты всегда с нами».

Поэт Иосиф Бродский, с которого начиналась американская жизнь Александра Годунова, в некрологе написал: «Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества».

И этот диагноз кажется наиболее точным.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Тамара Блёскина
    |
    16:08
    08.12.2014
    4
    +
    -
    Как жаль, что опять искажаются факты! По пунктам: 1) отец никогда не был военным. Родители Годунова - ленинградцы-блокадники с первого дня до окончания войны, после которой (в 1946) они перехали на Сахалин, где работали по специальности инженеров (отец - начальник стройуправления, мама - в управлении желдороги). 2). Саша не мечтал быть ни военным, ни летчиком. В балет мама отдала, чтобы был под присмотром и не стал хулиганом. 3). "К окончанию училища о Годунове говорили как о восходящей звезде" - неправда! Было наоборот. Директор училища тогда заявил маме: "Запомните, ваш сын никогда не станет солистом". Причина - маленький рост, который, кстати, не смутил Игоря Моисеева, пригласившего невысокого хрупкого выпускника в свой новый ансамбль "Молодой балет" ("Классическим" он стал называться уже после ухода Годунова).4) "Годунов ПЕРЕХОДИТ в труппу Большого" - перехода не было. Его в театр пригласил Григорович, а из ансамбля не отпускали, пришлось уволиться и стать "обычным безработным", как он писал маме. То, что он все же поступил в БТ - заслуга Григоровича. 5) Творческая судьба его в БТ была не столь блестящей, как кажется сегодня. Да, он не сходил с афиши, танцуя с Плисецкой. Но маме писал, что ее спектакли он мог бы танцевать и на пенсии, а он хотел бы сделать что-то по-настоящему с Григоровичем". Только сделать не мог из-за длительного конфликта с Юрием Николаевичем. Лишь в 1976 году Григорович дал ему "Спартака", которого Саша станцевал в БТ всего лишь ШЕСТЬ раз. Для сравнения - "Кармен" с Плисецкой -почти 50, "Любовью за любовь" - почти 40. 6)Америка - тоже не соответствует фактам. 7) Пил ли он? По мнению Арлин Меданн (а не МеданИ), он алкоголик, потому что "мог выпить бутылку коньяка за две недели". 7) Арлин не была "секретарем и помощницей". Она была его финансовым управляющим и вела его финансы все годы его жизни в Америке. К ней, как душеприказчице, у меня целый ряд претензий, начиная с нарушения ею пунктов Сашиного завещения. 8) Наконец, о себе. С Сашей Годуновым мы подружились в школьные годы. Постоянно общалась с ним в Риге и Москве. На моих глазах проходила его жизнь в Союзе, а о том, чему я не была свидетелем, я узнавала с его слов или по рассказам общих друзей. Кроме того, я дружила с его мамой,братом, продолжаю общаться с племянниками. Они мне по передали семейный архив, в том числе дневник мамы и переписка с Сашей за 30 лет (от первого письма из "Артека" в 1964 г. до последнего, написанного за пару недель до внезапной кончины в 1995).
  2. Анна Поляк
    |
    21:59
    28.11.2014
    4
    +
    -
    Замечательный артист, одна из наиболее крупных жемчужин в ожерелье артистов русского балета.
Комментарии (15)
  1. Анна Поляк
    |
    21:59
    28.11.2014
    4
    +
    -
    Замечательный артист, одна из наиболее крупных жемчужин в ожерелье артистов русского балета.
  2. Тамара Блёскина
    |
    16:08
    08.12.2014
    4
    +
    -
    Как жаль, что опять искажаются факты! По пунктам: 1) отец никогда не был военным. Родители Годунова - ленинградцы-блокадники с первого дня до окончания войны, после которой (в 1946) они перехали на Сахалин, где работали по специальности инженеров (отец - начальник стройуправления, мама - в управлении желдороги). 2). Саша не мечтал быть ни военным, ни летчиком. В балет мама отдала, чтобы был под присмотром и не стал хулиганом. 3). "К окончанию училища о Годунове говорили как о восходящей звезде" - неправда! Было наоборот. Директор училища тогда заявил маме: "Запомните, ваш сын никогда не станет солистом". Причина - маленький рост, который, кстати, не смутил Игоря Моисеева, пригласившего невысокого хрупкого выпускника в свой новый ансамбль "Молодой балет" ("Классическим" он стал называться уже после ухода Годунова).4) "Годунов ПЕРЕХОДИТ в труппу Большого" - перехода не было. Его в театр пригласил Григорович, а из ансамбля не отпускали, пришлось уволиться и стать "обычным безработным", как он писал маме. То, что он все же поступил в БТ - заслуга Григоровича. 5) Творческая судьба его в БТ была не столь блестящей, как кажется сегодня. Да, он не сходил с афиши, танцуя с Плисецкой. Но маме писал, что ее спектакли он мог бы танцевать и на пенсии, а он хотел бы сделать что-то по-настоящему с Григоровичем". Только сделать не мог из-за длительного конфликта с Юрием Николаевичем. Лишь в 1976 году Григорович дал ему "Спартака", которого Саша станцевал в БТ всего лишь ШЕСТЬ раз. Для сравнения - "Кармен" с Плисецкой -почти 50, "Любовью за любовь" - почти 40. 6)Америка - тоже не соответствует фактам. 7) Пил ли он? По мнению Арлин Меданн (а не МеданИ), он алкоголик, потому что "мог выпить бутылку коньяка за две недели". 7) Арлин не была "секретарем и помощницей". Она была его финансовым управляющим и вела его финансы все годы его жизни в Америке. К ней, как душеприказчице, у меня целый ряд претензий, начиная с нарушения ею пунктов Сашиного завещения. 8) Наконец, о себе. С Сашей Годуновым мы подружились в школьные годы. Постоянно общалась с ним в Риге и Москве. На моих глазах проходила его жизнь в Союзе, а о том, чему я не была свидетелем, я узнавала с его слов или по рассказам общих друзей. Кроме того, я дружила с его мамой,братом, продолжаю общаться с племянниками. Они мне по передали семейный архив, в том числе дневник мамы и переписка с Сашей за 30 лет (от первого письма из "Артека" в 1964 г. до последнего, написанного за пару недель до внезапной кончины в 1995).
  3. Natacha Bateman
    |
    12:29
    22.10.2017
    1
    +
    -
    Тамара Блёскина: спасибо за Ваш комментарий!
  4. Лариса
    |
    04:21
    27.01.2018
    3
    +
    -
    Тамара Блёскина: Неточность: Моисеев взял в Москву коротышку Барышникова, а другому (в то время) коротышке Годунову ответил: "Извини, парень, но двоих малышей взять не могу." За несколько следующих лет Барышников подтянулся вверх на 4 см, а Годунов--на 14 (!), при том что в технике они были оба одинаково великолепны. При следующей встрече, когда Барышников увидел верзилу Годунова, он с завистью воскликнул: "Ну эти 14 см я тебе никогда не прощу!" И не простил.
  5. Горлум
    |
    08:43
    28.11.2018
    1
    +
    -
    Тамара Блёскина: Убедительно.Лишний раз доказывает,что наши СМИ это "акробаты пера,виртуозы фарса,шакалы ротационных машин..." как говорили Ильф и Петров в "12 стульях".
  6. Любовь Яковлева
    |
    16:28
    28.11.2015
    3
    +
    -
    Верю, что умер с тоски. "Ностальгия" - не пустой звук для тех, кто оторван от родных корней. Блестящее будущее поменял на мифическую свободу и поэтому оно, действительно, осталось в прошлом.
  7. Astra Astra[mailru]
    |
    13:34
    09.08.2016
    1
    +
    -
    Все вранье. Годунов и Барышников ни когда не были друзьями, даже в хореографическом училище.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как сортировать и куда выкидывать мусор с переходом на раздельный сбор?
  2. Куда пожаловаться на тех, кто жарит шашлык в нарушение закона?
  3. Могут ли оштрафовать за распитие алкоголя в лесу?


Самое интересное в регионах