aif.ru counter
Савелий Кашницкий 0 547

Цветковская галерея? У Третьяковки могли бы быть конкуренты

К коллекционеру Ивану Цветкову до революции ходила вся Москва

До Октябрьской революции здесь располагалась картинная галерея, а теперь - резиденция французского военного атташе. Фото: Из личного архива Алексея Витвицкого

Третьякова знают все: част­ная галерея в Лаврушинском переулке владельца бумагопрядильных фабрик стала крупнейшим в мире собранием русского искусства. Но он был далеко не единственным коллекционером в Москве. Мода на домашние собрания примерно 150 лет назад стала быстро распространяться в среде формировавшейся в ту пору интеллигенции.

Собирали все и всё

К рубежу столетий любителям искусства было из чего выбрать. Можно было отправиться на Пречистенку, 21, в особняк Ивана Морозова, директора Тверской мануфактуры, и ознакомиться не только с картинами русских художников, но и с яркими и в то же время мало кому понятными полотнами французских импрессионистов.

А можно было заглянуть в дом № 8 в Большом Знаменском и в галерее купца Сергея Щукина увидеть ещё больше оригинальных художников - Гогена, Матисса, Пикассо… Неподалёку, в Трубниковском переулке, 17, художник-пейзажист Илья Остроухов демонстрировал свою коллекцию икон, лучшую, как уверяли знатоки, в России. А в Подсосенском, 21, ещё один Морозов, Алексей, промышленник и меценат, мог удивить посетителей своего музея русским фарфором.

 

Владелец дома в Трубниковском переулке собрал лучшую в России коллекцию икон Владелец дома в Трубниковском переулке собрал лучшую в России коллекцию икон. Фото Эдуарда Кудрявицкого 

Все собиратели дарили (или хотели подарить) нажитое городу. Однако новая власть, победившая в октябре 1917-го, не только национализировала особняки и хранящиеся в них ценности, но и по-своему перетасовала собрания, раскидав их по разным музеям, а кое-что и продав за границу.

Ставка на русское

Одной из популярных коллекций искусства была галерея Ивана Цветкова. В отличие от Третьякова и Морозовых собиратель не был миллионером.  Около двух тысяч произведений искусства он приобрёл на зарплату банковского служащего. И в 1909 году передал всё вместе с домом, который построил для своей семьи, городу. Вплоть до революции увидеть произведения Брюллова и Федотова, Левитана и Репина, Поленова и Васнецова мог любой желающий, придя в общедоступный музей «Галерея Цветкова».

Как и почти все лучшие собиратели дореволюционной России, Цветков не был профессионалом в искусстве.

Математик, выпускник Московского университета, он проникся интересом к живописи в долгие годы студенчества.

Выходец из небогатой многодетной семьи, он мог рассчитывать только на себя. Сначала скромный бухгалтер, потом агент по оценке недвижимости, он в летние месяцы посещал усадьбы - производил обмеры и оценивал возможности кредитования владельцев. Русская усадебная культура была вместилищем произведений искусства.

Начав их собирать, Цветков сосредоточился на русском искусстве, более доступном и любимом. Рациональный человек, он понимал и ценил реализм, познакомился и по­дружился с художниками-передвижниками. Его друзьями стали Владимир Маковский и Константин Савицкий, частым гостем по приезде в Москву бывал Илья Репин. Однако при этом Цветков покупал уникальные рисунки Лермонтова и Тараса Шевченко - они соседствовали в его собрании с эскизами Александра Иванова и Саврасова. Автопортрет Павла Федотова, оставшийся после смерти художника у его племянницы, Цветков выпрашивал у неё за любые деньги. Он ходил к ней 20 лет, пока после смерти племянницы не добился своего у её потомков. «У меня маленький конспект по истории русского искусства», - скромно оценивал собственное собрание Цветков.

В 1898 году он купил участок на берегу Москвы-реки и набросал эскиз дома. За проект взялся модный московский архитектор Лев Кекушев. Однако владельцу «итальянский палаццо» не понравился, и он обратился к художнику Виктору Васнецову, заказал ему дом в духе боярских палат. В итоге на Пречистен­ской набережной, 29, вырос сказочный терем в «русском стиле».

После революции коллекция перестала существовать как единое целое. Из 429 картин более 300 разбросали по провинциальным музеям, около 100 поместили в Третьяковку. Что-то до сих пор демонстрируется посетителям, а что-то похищено в годы Второй мировой войны.

Много лет мечтает восстановить Цветковскую галерею москвовед Сергей Кузаков. Понимая, что вернуть обратно в терем у Москвы-реки всё из него вывезенное нереально, он работает над виртуальным проектом.

Кстати, в доме Цветкова находится резиденция французского военного атташе. Сложилась добрая традиция: дважды в год сюда приезжают уцелевшие бойцы эскадрильи «Нормандия-Неман». Хозяин усадьбы по этому случаю приглашает гостей, устраивает экскурсию, рассказывая о своём предшественнике - замечательном меценате. И всякий раз удивляется тому, что русские приглашённые, интеллигентные и начитанные, как правило, впервые слышат об Иване Цветкове.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что за история с сообщением «Петр Порошенко умер»?
  2. Как будут выглядеть новые знаки о велосипедной и таможенной зонах?
  3. Повысят ли пенсии тем, кто уволился после индексации?


Самое интересное в регионах