aif.ru counter
Юлия Шигарева 0 2363

Денис Мацуев: «На месте сидеть не могу»

Почему знаменитый музыкант готов и дальше ездить по российской провинции.

Денис Мацуев выступает на гала-открытии VII Санкт-Петербургского международного культурного форума на новой сцене государственного академического Мариинского театра.
Денис Мацуев выступает на гала-открытии VII Санкт-Петербургского международного культурного форума на новой сцене государственного академического Мариинского театра. © / Сергей Мамонтов / РИА Новости

На прошедший в Санкт-Петербурге VII Международный культурный форум пианист Денис Мацуев прилетел из Америки, где у него был большой гастрольный тур, успел провести заседание секции «Музыка», которую вновь возглавил, дать два концерта, на одном из которых — гала-открытии в Мариинском театре — присутствовал Владимир Путин. И стремительно улетел на очередные гастроли.

Культурный код нации

Юлия Шигарева, «АиФ»: — Денис, скажите честно: практический смысл от мероприятий, подобных форуму, есть?

Денис Мацуев: — Хороший вопрос! Действительно, существует мнение, что форум — это такой «праздник для своих»: встретились, поговорили... А дальше-то что?

Но на таких собраниях рождаются интересные мысли, которые потом начинают работать. Простой пример: виртуальные концертные залы, идею которых на прошлом форуме предложил глава Московской филармонии Алексей Шалашов, превратились в полноценный нацпроект. Что это такое, поясняю: концерты, которые проходят на лучших сценах мира, транслируются и в городах, и в сельских клубах — везде, где можно установить нужную аппаратуру. Вы удивитесь, но залы переполнены!

Почему сегодня такие проекты невероятно важны? Потому что классическую музыку из эфира вытравили. «Радио Орфей» или «Радио Культура» в регионах не поймать. С чего начинается день обычного среднестатистического жителя России? С этого «бум-бум-бум», что льётся на него из любой ФМ-радиостанции. Что остаётся в подкорке от этой, извините, долбёжки, когда люди приезжают на работу?

— То самое «бум-бум-бум».

— А это опасно для здоровья! Так, может, пора уже разобраться, неужели это так дорого — создать радиочастоты, на которых звучала бы классическая музыка? Уверяю вас: в стране существует огромный пласт людей, которые готовы её слушать. Мне рассказывал простой таксист, как увидел меня по ТВ в каком-то сборном концерте типа ко Дню милиции, потом нашёл диски с записями моих концертов и в конце концов стал покупать абонементы в консерваторию. Таких примеров очень много, поверьте!

Это работает ещё и на омоложение публики. На Западе классические музыканты, видя в залах сплошь седые головы, со страхом думают о том, что будет через 15–20 лет, когда это поколение уйдёт. Там молодёжи среди публики практически нет, а у нас есть!

— И почему?

— Ну, ваш покорный слуга тоже к этому руку приложил (смеётся). А ещё потому, что у нас есть этот генный код культурный. Его всё равно не убьёшь, как бы ни травили.

— Всё равно найдутся бабушки, которые будут водить внуков в консерваторию?

— Это во-первых. Во-вторых, сейчас это становится правилом хорошего тона, даже, можно сказать, модным — ходить на такие концерты. Слава богу, движение это пошло, поэтому останавливаться ни в коем случае нельзя!

Звукотерапия

— Самый, наверное, частый вопрос, который задают музыкантам: а своих детей вы за инструмент посадите?

— Да, меня спрашивают: вот у вас дочка — Анна Денисовна, ей 2 года исполнилось. Вы будете её в музыку отдавать? Отвечаю: если у неё обнаружится выдающийся талант, я, конечно, приложу все усилия, чтобы она развивалась. Но и если никакого таланта музыкального не будет, она всё равно изучит ноты — это 100%. Я считаю, что в общеобразовательной школе любой ребёнок наравне с буквами и цифрами должен познакомиться с нотами. Это идёт только на пользу! При обучении музыке раскрывается другая часть мозгового полушария, человек мыслить начинает по-другому. А вообще, каждый ребёнок талантливый, если правильно к нему подойти.

— При этом первое, что сегодня изгоняют из школьной программы, — уроки музыки, добавляя вместо них математику, иностранные языки, программирование. Мол, именно за этими предметами будущее.

— Вполне такое допускаю. И да — к урокам музыки отношение по сей день несерьёзное. Более того, их воспринимают как нечто скучное, занудное. Но новые форматы — так это называется?...

— ...стандарты.

— «Стандарт» — ужасное слово! Их должны разрабатывать талантливые люди, чтобы знакомство с миром музыки было интересным, познавательным, с юмором. Я готов консультировать по этому вопросу, насколько это возможно.

Ещё раз повторю, зачем нужна классическая музыка. Она прижимает человека к стулу, заставляет его плакать или смеяться, она заряжает. Это и отвлечение, и реальное лечение: ты уходишь с концерта, и у тебя нормализуется давление, у тебя появляется улыбка, ты не будешь агрессивным после концерта классической музыки, плохих поступков не будешь совершать — у тебя просто рука на это не поднимется.

Но до человека, до ребёнка всё это нужно донести — это к вопросу о школьных стандартах: кто должен объяснить, почему картина, на которую мы смотрим, или звучащая музыка должна тебя трогать. Понятно, что после трудового дня пойти послушать сонаты Бетховена с первого раза, конечно, сложно. Но с чего-то нужно начинать!

— Виолончелист Александр Князев рассказывал, как ещё в советское время играл в цехах в обеденный перерыв — была у классических музыкантов такая «разнарядка». И его слушали!

— В том-то и дело! И Мстислав Ростропович вспоминал, как он с баянистом (пианино возить с собой было невозможно) ездил на гастроли, играл в каком-то сельском клубе. И как мужики очень громко делились друг с другом своими ощущениями — иногда даже громче, чем он играл. И он вдруг сыграл очень тихо, такой тонкий-тонкий нюанс выдал. И они все замолчали. Это я о том, что тончайший нюанс порой оказывается гораздо более действенным, чем громкое «форте». Так почему бы не возобновить эту практику — концерты на производствах? Я знаю, что Валерий Гергиев в рамках Пасхального фестиваля давал концерты на КамАЗе — во время обеденного перерыва играл прямо в цехе, где собирают автомобили.

Я уверен, это будет иметь колоссальный успех — и польза будет колоссальная.

— Вы сказали фразу «Ваш покорный слуга руку приложил». Я иногда сижу, смотрю на вас и думаю: у вас гастроли расписаны на 10 лет вперёд, и самая серьёзная проблема, которой в принципе можно было бы озадачиться, — это в какой ресторан ужинать пойти. А вы по провинции колесите, детей в рамках вашего фонда «Новые имена» отслушиваете, пианино для умирающих музыкальных школ добываете. Зачем?!

— Во-первых, я не могу сидеть на месте. Во-вторых, я когда-то дал клятву создательнице фонда «Новые имена» Иветте Вороновой, что продолжу её дело. Мы должны это всё делать — именно должны! Я по-другому себя не мыслю. К тому же я заряжаюсь от этих ребят, с которыми в ближайшем будущем буду выходить на сцену — и с победителями моего конкурса «Grand Piano Competition», и с музыкантами из «Новых имён». Это та команда, которая вдохновляет и ради которой ты готов делать всё что угодно.

А пианино... Ну, слушайте! Я же прекрасно понимаю, что сколь ни был бы талантлив ребёнок, но, когда он садится за это раздолбанное, извините за выражение, дерево, — что он может сделать? Почему в Китае нормальные инструменты есть, а у нас нет? Ну как на это можно смотреть спокойно? Если есть возможность, я всегда стараюсь помочь. Это сибирское, наверное. «Не обижай, а помогай» — девиз нашей семьи.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли не платить за вывоз мусора?
  2. Когда владельцев собак и кошек обяжут их маркировать и ставить на учет?
  3. Что грозит тем, кто сдает квартиру неофициально?


А что вы думаете по поводу тарифной политики в ОСАГО?

Самое интересное в регионах