00:05 08/11/2013 Юлия Шигарева 3 2671

Денис Мацуев: «Задача нашего музыкального цеха - отмывочная. Отмываем душу»

Статья из газеты: АиФ №45 06/11/2013

«На вопрос, кто герои нашего времени, сразу отвечаю: учителя музыкальных школ, музейщики и библио­текари», - говорит Денис Мацуев.

2014 год в России объявлен Годом культуры. Поможет ли это кардинально изменить то положение, в котором оказалась культура в постперестроечную эпоху? Об этом «АиФ» спросил Дениса Мацуева - он же не только пианист талантливый, но и член Совета по культуре при Президенте РФ.

Досье
Денис Мацуев родился в 1975 г. в Иркутске. Окончил Московскую консерваторию. В 23 года стал победителем конкурса им. Чайковского. Создал три фестиваля. Глава Общественного совета при Министерстве культуры.

Мать или мачеха?

Юлия Шигарева, «АиФ»: Денис, на Совете по культуре экс-директор музея «Ясная Поляна» Владимир Толстой сказал, что государство к культуре относится как мачеха. Согласны?

Денис Мацуев: Об этом давно уже надо было трубить - надо пересмотреть отношение к культуре. Дело даже не в том, что она финансируется по остаточному принципу. Проблема в другом - начиная с перестройки (а может, и раньше) к культуре у нас относятся как к развлекухе. А неплохо бы уже чётко разделить, где массовая культура, а где высокая. Чем мы должны гордиться, а что продвигать не так активно. Вот тогда станет понятно, во что имеет смысл вкладывать деньги. Потому что сейчас на вопрос «Назовите героев нашего времени» я сразу отвечаю: учителя музыкальных школ, музейщики и библиотекари. Какая у этих людей должна быть уверенность в том, что свою жизнь они должны посвятить служению именно этому делу, если ты прекрасно осознаёшь: ты никому (я имею в виду государство), по большому счёту, не нужен. Тот мизер в виде зарплаты, который им платят... Тот слой провинциальной интеллигенции, который ещё сохранился, по-моему, достоин большего! Многие думают, что провинция - это что-то второсортное. А это не так! Россия-то живёт не в Москве! И 99% выдающихся личностей в советские времена вышли именно из глубинки. У меня есть идея - проехаться в ближайшие два года по тем городам, где я ещё не был (хотя я давал концерты уже в 110 городах России). Играть не только в Пскове, но и в Великих Луках. И чтобы билеты были доступные. Потому что народ в малых городах очень сильно голодает - я имею в виду культурный голод.

- А зачем вам эта провинция? Пиара никакого, навара (гонораров) - тоже. 

- А я не ради пиара езжу! Я даю концерты, чтобы играть музыку, и не думаю о том, какое реноме себе заработаю или какой гонорар получу. Или что подумают о России благодаря моему выступлению. Хотя нет, не всегда… Как-то в Европе я увидел телерепортаж об Иркутске. Мне так хорошо стало: родина, снег… А потом я послушал, о чём там говорят. Оказалось, о том, как на улицах Иркутска в мороз замерзают бомжи. Я был взбешён! И добился того, что ВВС сняла репортаж о другом Иркутске - о декабристах, Байкале, нашем фестивале «Звёзды на Байкале»… 

Да, Великие Луки не Карнеги-холл. Но именно там может случиться такая химия между мною и залом, благодаря которой я и сам заряжаюсь на несколько месяцев вперёд, и зрителям мощную сценотерапию устраиваю! Концерт может для их здоровья - прежде всего душевного - дать больше, чем визит к врачу. И если тот посыл, который ты шлёшь в зал, хотя бы до кого-то дойдёт и частичку чего-нибудь хорошего этим уставшим людям принесёт, - им намного лучше станет. Поверьте! А люди, которые годами не слушали серьёзных концертов, - у них такая жажда настоящего искусства! В той же Чите ни один симфонический оркестр не играл с 1987 года! 

Денис Мацуев
Денис Мацуев. Фото: www.russianlook.com

Зачем им хор?

- Мы живём в век прагматизма. И чтобы власти захотели выделить на культуру больше денег, им надо понимать, какую пользу с этого получить можно. 

- Может, и бог с ней, с культурой, - будем пить, есть (иронично)... Зачахнем ведь!

- Почему?

- Потому что не так всё просто, как кажется. Мы не проживём без культуры - если не будем слушать Чайковского, читать Пушкина, Достоевского. Мы вымрем - сперва внутри, в душе, а потом физически - как нация, способная что-то созидать. Потому что человек, развитый не только физически, но и духовно, по-другому относится ко всему - и к работе, и к близким. Дайте ему возможность хотя бы раз в жизни Чайковского послушать. И, может быть, тогда он впервые задумается: а бить ли ему жену с пьяных глаз? И пить ли ему вообще? Я понимаю: это не с каждым произойдёт. Но если хотя бы с одним из десяти - уже хорошо! 

Валерий Гергиев сумел добиться того, чтобы было принято решение вернуть в школы хоровое пение. И вот уже слышатся голоса: «А нужна ли детям обязаловка?» Я прекрасно помню - в нашей общеобразовательной иркутской школе хор был. Уж не говорю о том, что в советское время чуть ли не в каждой второй семье дома стояло пианино и ребёнок ходил в музыкальную школу. Да, 90% из них не стали выдающимися музыкантами или певцами. Но даю гарантию - после занятий музыкой у человека раскрывается второе полушарие мозга! И мы должны каким-то образом приучать детей к хорошему - в школьном ли хоре, на концертах ли. 

И так же точно я знаю, что содержать детский самодеятельный оркестр в школе или Дворце культуры в разы дешевле, чем колонию несовершеннолетних, - я сам веду молодёжный оркестр «Созвездие Байкала». А что сделала Венесуэла? Чавес запустил программу - и вся их шпана и беспризорники сели играть в молодёжные оркестры. И теперь одни из лучших дирижёров и музыкантов в мире - венесуэльцы. 

Денис Мацуев. Конкурс имени Чайковского. Июнь 1998 года
Денис Мацуев. Конкурс имени Чайковского. Июнь 1998 года. Фото: www.russianlook.com

- Лет пять назад в интервью «АиФ» вы сказали: «Да, я не уехал на Запад, как другие мои ровесники-музыканты. Но я знаю, что многие готовы вернуться и работать здесь». И как, многие вернулись?

- Нашему фестивалю молодых исполнителей классической музыки «Крещендо» в следующем году исполнится 10 лет. Результат - больше 100 музыкантов - участников фестиваля стали востребованы в России. Гобоист Алексей Огринчук (а он, к слову, концертмейстер королевского оркестра «Концертгебау» в Амстердаме), скрипачи Алёна Баева, Борис Бровцын, Сергей Крылов, пианистка Екатерина Мечетина, виолончелист Александр Бузлов, альтист Максим Рысанов - я могу перечислять ещё долго. Их возвращение в какой-то степени разрушило стереотип о том, что в классической музыке у нас всё плохо. А на самом деле пока - пока! - всё хорошо. И новое поколение музыкантов, во всяком случае в нашем цехе пианистов, идёт такое - мама не горюй!

К счастью, филармоническая жизнь снова бурлит - особенно в регионах: Красноярск, Омск, где построен великолепный зал, Казань, Екатеринбург. Тенденция в обратную сторону качнулась. А сколько ко мне на концерты приходит ребят из рабочих семей! Они до этого никогда в жизни классическую музыку не слышали, а тут их зацепило… 

- У нации инстинкт самосохранения включился?

- Не знаю, какой это инстинкт. Просто люди начинают понимать: то, что они сейчас услышали, - это совсем другое, нежели те идеи «хватай, глотай, развлекайся!», которые им внушали все эти 20 лет. И, кстати, сейчас в Интернете есть столько всяких ресурсов, где можно бесплатно слушать классику. И на своём сайте я транслирую все свои концерты. Видели бы вы посещаемость - Норильск, Таймыр, Владивосток!.. Да, в Интернете есть огромное количество зла. Но есть и масса способов отмыть свою душу. И это задача нашего цеха музыкального - отмывочная! Снять тот шлак, который на душах накопился. 

В общем, нам, 30-40-летним, браться за дело надо немедленно. За здоровую часть молодого поколения мы будем биться. И всех порвём!
 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (3)
  1. nikolay ivakin
    |
    18:23
    08.11.2013
    -1
    +
    -
    Слушаю передачу "Большая опера",все хорошо, кроме одного. В столице России, в зале с русской публикой поют классику прекрасные артисты на... иностранном языке. Есть прекрасные переводы с итальянского на русский язык всех западных опер великих композиторов. В Советском Союзе все оперы пелись на русском языке,на всех концертах романсы и оперные арии зарубежных композиторов исполнялись на русском языке. Эффект восприятия классики повышался в два раза! У меня даже была пластинка двух арий Далилы исполняемых Обуховой на русском языке. Если бы в "Большой опере", в всех других передачах на сценах, телепередачах и радиоканалах великая классика исполнялась на нашем языке, то через 5-10 лет любителей классики возросло бы в два раза, а значит прибавилась бы и больше разнообразной культуры у народа. Почему же все изменилось? Шкурные интересы, стали стремится выезжать за границу, там исполнять нужно только на языке оригинала, вот эти русские солисты и тренируются у себя на родине, а до русской публике и культуры им дела нет. Стыдно за "Большую орперу".
  2. nikolay ivakin
    |
    18:31
    08.11.2013
    0
    +
    -
    Смею продолжить. Кажется у Галины Вишневской было тоже такое мнение. Прошу Дениса Мацуева понять это и повлиять своим авторитетом и энеогией, и вернуть ту практику, когда мы все влюблялись в классику.
  3. John Doe
    |
    13:48
    10.11.2013
    0
    +
    -
    "И всех порвём!" -- да! и пасть порвем и моргалы выколем!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что представляет собой костюм GERT, имитирующий инвалидность?
  2. Чем известен Стивен Хокинг?
  3. Что могло стать причиной падения космического корабля «Прогресс»?

Согласны ли вы с идеей, изучать в школе «Основы православной культуры»?