Владимир Полупанов 2 2888

Дмитрий Маликов: «Хорошую поп-песню написать очень сложно»

Музыкант, прославившийся поп-хитами в 90-е годы, поставил семейный спектакль, основанный на классике.

Дмитрий Маликов.
Дмитрий Маликов. © / www.globallookpress.com

Владимир Полупанов, «АиФ»: Дима, в последнее время ты почти не поёшь поп-песни, с которых начинал карьеру. Играешь свою инструментальную музыку, классику, выступаешь в роли учителя музыки. С карьерой поп-звезды покончено? 

Дмитрий Маликов: Так устроена жизнь - молодое поколение старых звёзд уже не знает.

- А ты себя причисляешь к «старым звёздам»?

- Да, я уже немолодая звезда. Поп-музыку я не бросил, но хорошую поп-песню написать очень сложно. Да, у меня есть весомый песенный багаж. И на нём можно было бы ехать всю оставшуюся жизнь, как это делают многие артисты, эксплуатирующие ностальгию. Но я в этом смысле согласен с Сергеем Шнуровым, который сказал в интервью, что он не любит ностальгию, потому что в ней нет ни настоящего, ни будущего. Мои старые песни хороши. Но нужно двигаться дальше.

- И куда дальше? 

- Я решил продолжить свою просветительско-образовательную миссию, начатую «Уроками музыки», и поставил музыкально-драматический семейный спектакль «Перевернуть игру». Мы уже показали его в 15 городах Центрального федерального округа. Московская публика сможет его увидеть в Театре эстрады 10, 11, 12, а также 23, 24, 25 ноября.

- Ты решил податься в актеры?

- У меня нет амбиций продюсера или актера. Я сделал спектакль не ради удовлетворения этих амбиций. А ради того, чтобы сделать культурную прививку.

- «Перевернуть игру» - что имеется в виду?

- Продвинутая молодёжь в «Твиттере» как-то меня спросила: «Дмитрий, когда ты уже перевернёшь игру?» Имелось в виду, когда я уже буду читать модный, с их точки зрения, рэп? Я не хочу заигрывать с молодёжью, писать и читать рэп. Я решил, наоборот, «перевернуть» сознание молодёжи в свою сторону, в сторону классики.

Хочу зародить интерес, расширить горизонты и, как говорит искусствовед и музыкант Михаил Казинник, обост­рить потребность в классике. Гарантирую, что после спектакля ваш ребёнок будет слушать Баха и Бетховена. Не знаю, как долго. Но будет точно. Потому что я придумал для этого нескучную форму, где звучат не только Глюк, Вивальди, Моцарт, Бах, Бетховен, Шопен, Рахманинов, Чайковский, Шостакович, Прокофьев, но и хип-хоп, современная электронная музыка, блюз, рок-н-ролл. Помимо всего, нескучно рассказаны истории возникновения жанров, превратности судьбы великих композиторов. Там есть, например, трогательная сцена премьеры 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде.

Праздный образ жизни вреден

- Помимо прочего, мы стараемся донести мысль, что музыка может влиять и на жизнь конкретного человека, и на ход истории. Песня «Вставай, страна огромная» поднимала людей из окопов и заставляла совершать героические поступки. Ещё мы пытаемся сказать, что, если хочешь чего-то добиться, нужно много работать. Все великие композиторы через огромный труд, преодоление сложнейших жизненных обстоятельств вышли на высоты своего бессмертия. А праздный образ жизни вреден для человека. 

- Ты ведь тоже не сразу пришёл к классике, как тебе прививали любовь к ней? Посредством ремня? 

- Представь себе. Когда мне было лет 5, папа, уезжая на гастроли, клал ремень на пианино, намекая на неизбежное наказание, в случае если я не буду заниматься. Я, конечно, сопротивлялся. Но постепенно родителям удалось посеять это зерно в моё сознание - нужно учиться. Рано или поздно это тебе это очень пригодится в  жизни. Так и получилось. Лет с 35 у меня стал ослабевать пыл по поводу песен.

- Почему?

- Потому что поп-музыка – это отражение эмоций конкретного времени. 20 лет - с 88-го по 2008-й – это для меня было время поп-музыки. А сделать продукт, который актуален и созвучен сегодняшнему времени, крайне трудно. Я говорю про себя и артистов моего поколения. На беговой дорожке я всё время слушаю подборку современных хитов. Из «старичков» встречается Дима Билан, и Валера Меладзе, а в основном это всё новые артисты. Сменилось целое поколение музыкантов, сменилась энергетика.

- Наверно, и подходы к созданию песен изменились?  

- Да, поп-музыка превратилась в производство. У современных хитов, как правило, несколько авторов. Один сделал запев, другой припев, третий написал текст, другой аранжировку и т.д. Это уже командная работа. Тот же Максим Фадеев, Игорь Матвиенко - уже не просто композиторы, а главы продакшн компаний, где идет поиск новых поэтов, аранжировщиков, звукоинженеров, идет постоянная ротация кадров.  Безусловно, Матвиенко и Фадеев - талантливые авторы и сами на многое способны, но они уже больше руководят процессом и принимают финальные решения.  А производят другие люди. Подобрать команду тоже непросто. Но даже если ты и сколотил ее, люди почти сразу начинают конфликтовать из-за денег. На Западе вся команда, которая работает над песней, получает приличные «роялти» (авторские отчисления – Ред.). А у нас  эта система еще не отлажена.  А если возвращаться к песням, то обрати внимание, сегодня перестали работать красивые лирические композиции. Преобладает агрессивная, на грани истерики, подача. Публику просто так не возьмёшь, её надо «троллить», провоцировать.

Как Шнуров и Натали

- Как Сергей Шнуров?

- Да. Но не каждый артист на это способен. Слушатели сегодня очень хорошо воспринимает прикольные песни. Например, как у Натали «О, боже какой мужчина». И такую песню специально не сочинишь (сел к роялю и написал), она может родиться только случайно. Она быстро выстреливает, но так же быстро и забывается. Еще большой минус таких хитов в том, что публика будет постоянно ждать от тебя этих «приколов». А если ты не сможешь оправдать эти ожидания... Хотя Натали удалось это сделать дважды - «Ветер с моря дул» и «О, боже, какой мужчина».  Но не у всех это получается.  

Трудности есть во всех жанрах. Когда я работал над «Пианоманией» (программой, построенной на инструментальной музыке – Ред.), отдавал себе отчёт, что эта музыка немассовая. И потом, сегодня молодежь очень трудно воспринимает что-то на слух. Ей нужна визуализация. Музыка – сегодня это не отдельный вид искусства, а часть какого-то развлечения, например, кино. Но оригинальная музыка с мелодией сегодня не очень-то и нужна в кино.  Большая часть инструментальной музыки для  кино настолько заштампованная и шаблонная, что её могут писать даже непрофессионалы. В интернете полно готовых звуков и целых  музыкальных фрагментов – «сэмплов». Просто берешь их и озвучиваешь любой фильм.

- Вообще, мелодичные песни – сегодня самый дефицитный товар в шоу-бизнесе. Обрати внимание, как вырос исполнительский уровень наших молодых артистов. В том же проекте «Голос» можно это наблюдать. А петь из сегодняшнего им нечего.  

- Да, ты прав, поют хорошо. Но все вокалисты сталкиваются с проблемой репертуара. Есть много артистов, которые прекрасно поют, но поскольку своего оригинального репертуара у них нет, они и болтаются где-то между... Я вижу афиши победителя «Голоса» Сергея Волчкова, но под его вокал очень сложно написать новый материал.  Хотя у этого направления есть свой потребитель. Нет авторов, которые могут сделать актуальный продукт для вокалистов. Это еще раз подтверждает то, с чего мы и начали наш разговор. 

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. джo
    |
    16:37
    12.11.2016
    2
    +
    -
    К сожалению, не могу вспомнить ни одного произведения этого "композитора", который, к огромному изумлению, ещё и Народный артист РФ. Это наверно очередная шутка природы!
Комментарии (2)
  1. джo
    |
    16:37
    12.11.2016
    2
    +
    -
    К сожалению, не могу вспомнить ни одного произведения этого "композитора", который, к огромному изумлению, ещё и Народный артист РФ. Это наверно очередная шутка природы!
  2. Зоя Иманбаева
    |
    08:25
    17.01.2017
    0
    +
    -
    ... именно поэтому у этого музыканта все песни на одну и туже мелодию, а голоса у него приактически нет!!!!!!!!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что случилось с экс-солистом «Иванушек» Олегом Яковлевым?
  2. Как сейчас работает Чернобыльская АЭС?
  3. Что из себя представляет самолет Airbus A350?

Вы согласны, что запрет продажи алкоголя после 21 часа сделает нас трезвее?

Новое на AIF.ru