aif.ru counter
Елена Яковлева 0 4914

Евгений Маргулис: «Рэп — та же блатняга, но рассказанная людьми поумнее»

Музыкант Евгений Маргулис рассказал АиФ.ru о закулисье «Квартирников», достойных рэп-исполнителях, первом опыте съёмок в кино и о том, почему предпочитает много не выпивать в собственный день рождения.

Евгений Маргулис.
Евгений Маргулис. © / пресс-служба

Гитарист, композитор, певец, бывший участник «Машины времени», «Воскресенья», «Аракса», «Шанхая» и настоящий «гуру» московского рок-н-ролла Евгений Маргулис 25 декабря отмечает день рождения. Накануне праздника журналист АиФ.ru встретилась с известным музыкантом.

Елена Яковлева, АиФ.ru: — Предлагаю начать с конца: на следующий же день после дня рождения вы даёте концерт с говорящим названием «Опохмел — party». Зачем же себя мучить?

Евгений Маргулис: — Мучить себя особо не буду, потому что на своих днях рождения я обычно активно не выпиваю, чтобы народ, который ко мне пришел, не совсем потерял человеческий облик. А за этим надо следить.

— В анонсе концерта сказано: «Возможны неожиданные гости»...

— У нас же колхоз — дело добровольное. Кто захочет, тот и выползет. Друзей-музыкантов у меня предостаточно, поэтому, думаю, будет замечательно, если кто-нибудь из них захочет с нами поиграть!

«На „Квартирниках“ нет случайных людей»

— Ваши слова: «Слава — это когда тебя в ЖЭКе без очереди пропускают. Если не пропускают — значит, никто тебя не знает, угомонись». Часто ли в ЖЭКе пропускают вас?

— Теперь, когда всё компьютеризировано, я в ЖЭК не хожу, но иногда приходится бывать в каких-то государственных учреждениях, и там пропускают. Редко этим пользуюсь, но, конечно, приятно.

— А как относитесь к своим регалиям: Кавалер Ордена Почета «За заслуги в развитии музыкального искусства», заслуженный артист РФ?

— Ой! Не пугай меня этими словами! Понимаешь, я же их не просил: что дали, то дали. В советское время за этим следовали какие-то преимущества: бесплатная могила на каком-нибудь приличном кладбище... Сейчас этого нет, ну и бог с ним. Никогда этим не пользовался и не пользуюсь.

В советское время было и что-то хорошее, и что-то плохое, а оглядываться назад и говорить, что раньше было всё лучше — удел стариков. Время меняется.

— Сейчас существует какая-то тенденция ностальгии по советскому прошлому. Даже в конце этой недели в прокат выходит очередной фильм, посвящённый триумфу советских спортсменов: «Движение вверх». Как вы относитесь к популярному нынче суждению, что в СССР всё было лучше? Люди добрее, еда вкуснее...

— Как говорится, каждому овощу свой фрукт. В том времени было и что-то хорошее, и что-то плохое, а оглядываться назад и говорить, что раньше было всё лучше, — это удел стариков. Время меняется. Когда мы были молодыми, то знали, что по телефону можно только звонить, а сейчас телефон — это и компьютер, и телевизор, и плеер, и средство для общения по всему миру, и много чего ещё...

Раньше волос было побольше, зубы побелее, да вес поменьше, не более того, так что ностальгия только по уходящей красоте (внутренней)!

Евгений Маргулис, «Машина времени», 1989 г.
Евгений Маргулис, «Машина времени», 1989 г. Фото: www.globallookpress.com/ Evguenii Matveev

— Читала, что мотивацией к созданию ваших «квартирников» (Евгений ведёт передачу «Квартирник на НТВ у Маргулиса» — Ред.) стала пресловутая ностальгия...

— Тут речь немного о другом. Во время всеобщей компьютеризации и прочей ерунды настоящего музыканта уже не видно, потому что существует куча программ и каких-то приспособлений, которые, если паршиво поешь, могут почистить голос так, что зазвучишь почище Стиви Уандера. Я же хотел показать артиста таким, какой он есть на самом деле. Взял гитару — покажи, что умеешь. Никакой компьютер тебя не спасёт.

Я затеял эту передачу, чтобы приблизить артиста к народу, как это было раньше на каких-то там пьянках-гулянках: песни у костра, девочки плачут, вот я за это всё.

— Ходят слухи, что съёмки «квартирников» действительно похожи на пьянки-гулянки...

— У нас не возбраняется выпивать во время съёмок, но опять же в меру, потому что пьяная рожа на экране смотрится достаточно отвратительно. В принципе, на «квартирниках» у нас нет случайных людей: приходят мои друзья, друзья съёмочной группы, друзья музыкантов... Если и есть пара залётных гостей, то они попадают к нам путём естественного отбора. Билеты на «квартирники» не продаются, это, грубо говоря, междусобойчик для своих.

— «Квартирники» существуют в рамках телевидения, а все каналы борются за рейтинг. Над вами есть редакционное начальство, которое говорит: этот музыкант может прийти в гости, а этот нет?

— Такого, слава богу, нет, за что хочу сделать реверанс в сторону НТВ. «Квартирники» для них — это не рейтинговая, а имиджевая программа. Что особенно приятно, программа превратилась в знаковую, в которую все стараются попасть.

— Не так давно к вам в гости приходил рэпер Баста, что вызвало неоднозначную реакцию у старых музыкантов. У вас же, как я понимаю, нет привычки делить музыку на жанры, вы её делите на хорошую и плохую?

— Я опираюсь только на свой вкус: нравится или не нравится. Если мне не нравится, то, как бы ни был раскручен артист, он никогда у меня не появится!

А по поводу Васи Вакуленко (Басты — Ред.)... Это достойный пассажир. Он ведь в первую очередь музыкант, а не просто какой-то читающий, как половина всей этой компании. Если просто так вытащить какого-то нашего рэпера, чтобы он полтора часа читал, то можно сойти с ума. Музыки там ноль. И, по-моему, страшно скучно.

— Можно предположить, что в какой-то вашей передаче появится Оксимирон?

— Ты понимаешь, что он полтора часа будет делать?

— Честно? Нет.

— Вот и я нет. А первым, кого я пригласил из этой братии ещё на предыдущем канале (с ноября 2015 года по январь 2017 Евгений вёл программу «Квартирник у Маргулиса» на канале «Че» — Ред.), был Noize МС. Он классный. Но у него опять же есть музыка, на которую он начитывает. Он и играть умеет. Вот такие персонажи и будут у меня появляться.

Я считаю, рэп — это та же блатняга, только рассказанная людьми поумнее и другим языком. Здесь нет таких детских песен: «Ты ушла, и я сижу в тюрьме...».

— А что в целом можете сказать о всплеске интереса публики к рэпу? С чем связываете его популярность?

— Нашу страну всегда мотает из крайности в крайность. Сначала были итальянцы, потом пошла блатная тематика, после «Ласковый май», потом жуткий металл, панк, ещё какая-то хрень, затем рэп. Всё это молодёжи интересно: этакая история бандитских кварталов-районов. Я считаю, рэп — это та же блатняга, только рассказанная людьми поумнее и другим языком. Здесь нет таких детских песен: «Ты ушла, и я сижу в тюрьме...».

Поэтому я ничему не удивлён. Посмотрим, что нам принесёт следующее пятилетие.

«Умные в Фейсбук не ходят»

— В век социальных сетей всё больше артистов высказываются со своих страниц по любому значимому поводу, будь то присуждение Нобелевской премии Бобу Дилану, баттл Гнойного и Оксимирона... Почему вы никогда не участвуете в подобных обсуждениях?

— Просто я не считаю, что все эти информационные поводы достаточно интересны. В основном высказываются те, кому нечего делать. Это история диванного критика: сидит, посмотрел, начинает комментировать, мало что понимая. Я же могу ответить, когда пишет умный человек какую-то интересную вещь, а ставить лайки — это не моё.

— То же касается политических тем с более интересными и значимыми поводами?

— Если что-то комментировать по поводу политики, то нужно общаться с людьми, которые в этом разбираются и делают это по-настоящему (а не так, как у нас: после бутылки водки все начинают говорить либо о бабах, либо о политике). Со знающими людьми интересно и поговорить, и послушать, а просто как медийное лицо выбрасывать какое-то мнение бессмысленно. Всё равно никто ничего не поймёт, потому что умные в Фейсбук не ходят.

Макаревич — мой старый друг, с которым мы прошли большой жизненный путь. Он имеет своё мнение, и Бог с ним. Как общался с ним, так и общаюсь, но не так часто как это было раньше.

— Не могу не задать вопрос про ваши отношения с Андреем Макаревичем. Складывается ощущение, что вы стараетесь избегать комментариев в его адрес и публично не высказываетесь о его персоне...

— Я не избегаю и не высказываюсь, потому что он мой старый друг, с которым мы прошли большой жизненный путь. Он имеет своё мнение, и бог с ним. Как общался с ним, так и общаюсь, но не так часто, как это было раньше. Каждому своё. Меня его богатый внутренний мир последние несколько десятилетий особо не волнует. В жизни есть более интересные моменты.

Старый скульптор

— Как у человека с медицинским образованием хочу у вас узнать: смотрели недавний кинохит «Аритмия» Бориса Хленикова о жизни российских врачей?

— Да, достойный фильм. И показано всё как есть, хотя кое-какие моменты можно было показать жёстче...

— Что вы имеете в виду?

— В крупных городах всё немного по-другому («Аритмия» снималась в Ярославле — Ред.), а в сёлах и каких-то маленьких населённых пунктах медицина «на уровне», можно было показать и это. Но фильм всё равно удался. Во время просмотра у меня даже не было желания поставить на паузу и пойти испить чай. Это такая история для кинотеатров, а в кино мы очень любим ходить.

— Как выбираете, что смотреть?

— У нас есть небольшая компания близких друзей, и обычно фильмы выбирают они, просматривая рейтинги. Выискиваем день и идём в кинотеатр, а потом у нас обязательное обсуждение. Но иногда попадаются такие фильмы, которые не обсуждаются вообще, вышли — и единственная фраза: «Зачем?»

Мне всегда интересно делать так, чтобы было «ах!». А когда «ах!» не получается, то лучше вообще этого не делать.

— Не думали сами податься в сторону кинематографа? Многие из ваших коллег начинают писать сценарии, снимают сами...

— Я лет десять назад писал музыку к паре фильмов, но понял, что это не моё: как-то не складывается с режиссёрами. Если они берут меня в свой проект, то должны понимать, что у меня есть какие-то идеи, которые я буду предлагать. А если им нужен человек, который пальцáми нажимает ноты, то пусть берут другого, таких много.

Мне всегда интересно делать так, чтобы было «ах!». А когда «ах!» не получается, то лучше вообще этого не делать, потому что в музыкальном отношении кино денег не приносит... Но деньги — это даже не главное. Главное, чтобы было интересно. Мне же пока ничего достойного не встретилось. Зато я уже снялся в кино.

Евгений Маргулис на премьере картины Гарика Сукачева «То, что во мне» в кинотеатре «Ролан» в Москве.
Евгений Маргулис на премьере картины Гарика Сукачева «То, что во мне» в кинотеатре «Ролан» в Москве. Фото: РИА Новости/ Евгения Новоженина

— Это что-то новенькое, расскажите.

— Я снялся в фильме Мишки Довженко «Короткие волны», который выйдет на экраны где-то в марте 2018 года. Это забавное собрание новелл, в котором кроме меня играли такие топовые актёры: Катя Семёнова, Женя Гришковец, Паша Баршак, две Кати Волковых, Ивар Калныньш, Лёша Макаров, Алекс Дубас, Лена Плаксина, Северия Янушаускайте, Манучаров, Грачевский, Вишневский, двое мишкиных детей и многие другие хорошие люди. Музыку для фильма писал Вова Пресняков, и взяли ещё каких-то пару моих песен...

— Отличная компания собралась, а играли вы кого?

— Я играл пожилого скульптора. Моим племянником был Пашка Баршак, который поругался с женой и пришёл ко мне искать утешение. Я его, по-моему, не утешил. Мы с ним жрали воблу, пили водку. Это было забавно. Я даже роль учил! Слава богу, не так уж много было слов.

— Наверняка вас и раньше звали сниматься в кино, почему согласились только на этот раз?

— Предлагали, но однообразные роли: то руководителя похоронного оркестра на привокзальной станции, то какую-то другую туфту. Поэтому я всё время посылал на фиг. А на какой-то творческой гулянке ко мне подошёл здоровенный мужичина и говорит: «Я, наверное, кинорежиссёр». И этой фразой он сразу меня убил наповал! Вторая была как хук: «Снимали тебя когда-нибудь в кино?» Я: «Нет!» Третья: «Хочешь сняться в кино?» Отвечаю: «Нет». Тогда он: «Во, как интересно! Значит, у меня есть два плюса. Во-первых, денег за кино ты не получишь». Говорю: «Вот с этого надо было начинать. Отлично. Второй плюс?» Он говорит: «Второй плюс в том, что ты будешь играть скульптора». Я сразу согласился, это было предложение, от которого нельзя отказаться.

И всё. И мы об этом забыли. А спустя где-то полгода мне звонит актриса Катя Семёнова и говорит, что надо сниматься. Сказала обязательно взять свою одежду (так как у них её просто не было), но зато автобус за мной выслали. На съёмки приехали рано утром, а закончили только под вечер. Но было как-то радостно и замечательно, я даже особо не устал. Мишка потом рассказывал, что показывал кому-то отрывки и все были восхищены моим первым (надеюсь, не последним) появлением в кино. Теперь можно будет замахнуться на роль старого президента в изгнании или короля Лира...

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем опасен фиктивный брак?
  2. Чем рискует покупатель, оплачивая счет напрямую на карту продавца?
  3. Кто такой Сантьяго Солари, ставший главным тренером «Реала»?


Самое интересное в регионах