Срочная новость Сборная Уругвая обыграла Россию со счетом 3:0 в матче ЧМ-2018 Срочная новость
Ольга Шаблинская 0 1117

Грусть режиссера комедий. За что по Рязанову «ездили бульдозерами»

Все материалы сюжета Легендарные актеры и режиссеры кино

Эльдар Рязанов считал, что главное качество в человеке — это умение посмеяться над собой и относиться к себе с иронией.

Эльдар Рязанов.
Эльдар Рязанов. © / Григорий Сысоев / РИА Новости

Легендарный режиссёр, сценарист Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре. В его знаменитых картинах «Ирония судьбы», «Карнавальная ночь», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Небеса обетованные», «Гусарская баллада» сочетается, казалось бы, несочетаемое — смех и слёзы, горе и радость, серьезность и дуракаваляние... Он и в жизни был такой же — весёлый и грустный одновременно. Снимал весёлые комедии и в то же время писал минорные, грустные стихи. 

В своём сборнике стихов «У природы нет плохой погоды» он написал:

Все тороплюсь, спешу, лечу я,
всегда я в беге нахожусь,
нехваткой времени врачуя
во мне таящуюся грусть. 

Перенюхал все бутылки

С точки зрения Рязанова, самый высокий жанр в кинематографе — трагикомедия, которая совмещает в себе весёлое и грустное: у публики ещё в глазах слёзы, а он уже смеётся. В интервью «АиФ» мастер рассказывал: «Желание видеть жизнь в смешном свете — это свойство характера. Оно нечасто встречается. И я очень рад, что им наделён. Я вообще считаю, что юмор — отмычка, которая открывает все двери».

В его жизни тоже всё время пересекалось смешное с грустным. Например, когда была снята «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», долгое время картина вызывала сомнения у чиновников— какой пример может подать советским гражданам врач, который напивается до чертиков и мечется между двумя женщинами? Но в итоге, когда ленту увидели зрители, успех был настолько оглушительным, что стало очевидно: создатель «Иронии судьбы» достоин награды. Однако члены Комитета по государственным премиям заявили: «Фильм про похождения пьяного доктора не может её представить к государственной награде». «А когда дошло до тайного голосования, то проголосовали за фильм е-ди-но-глас-но! — рассказывал „АиФ“ Рязанов. — На деле они оказались лучше тех, кого из себя изображали. Редкий случай. Обычно люди хуже, чем пытаются казаться».

Курьезы случались и во время съемок «Иронии судьбы». Легендарную сцену, где герои Мягкова, Ширвиндта и др. напиваются в бане, снимали под лестницей «Мосфильма», где установили банные скамейки и кадки с пальмами. В день съёмок актёр Александр Белявский отмечал день рождения и тайком подменил бутылки с водой на водку настоящую. Как вспоминал потом Александр Ширвиндт, никогда ещё они с коллегами не чувствовали такого творческого полёта, как во время съемок первого дубля. Поэтому актёры требовали у Рязанова новых и новых дублей. Надо сказать, что Эльдар Александрович человеком был практически непьющим и не сразу понял, что артисты в кадре действительно пьяны. Когда до него дошло, что исполнители сыграли с ним шутку, начался ужасный скандал. На следующее утро Рязанов перед съемкой каждого дубля открывал бутылки и проверял, не налили ли за его спиной туда опять настоящей водки. В итоге артисты сказали режиссёру, что смонтировать то, что снято сегодня, с тем, что снято вчера, невозможно, ведь они и вправду были пьяны, а сегодня играют. Рязанов отрезал: «Отлично, вот и поглядим, кто у нас в кино снимается. А если не сможете пьянь сыграть, значит, таких „артистов“ я найду в любой пивнухе или даже под забором». По иронии судьбы, в фильме зритель видит те самые сцены в бане, когда артисты выпивали по-настоящему. 

В предисловии своей книги «Необъятный Рязанов» Эльдар Александрович с грустью написал: «Пусть хоть раз в жизни скажут обо мне что-то хорошее». «Получается, вам в жизни не хватало похвалы?» — спросил его журналист «АиФ». Мастер ответил: «Меня втаптывали в грязь, по мне ездили бульдозерами. Но, когда я иду по улице, то каждый второй прохожий благодарит за то, что я сделал замечательные фильмы».

Надо сказать, что чиновники действительно потоптались на Рязанове. Его осуждали за то, что в «Гусарской балладе» роль великого Кутузова исполняет комедийный актер Игорь Ильинский. Из-за «Берегись автомобиля» тоже была масса проблем — председатель Госкино Алексей Романов считал, что лучше бы Юрий Деточкин в исполнении Иннокентия Смоктуновского не воровал у богатых машины, а сообщал о спекулянтах в ОБХСС...

Все, кто смотрел фильмы Рязанова, отмечают, что из фильма в фильм у него снимаются практически одни и те же актёры: Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Людмила Гурченко, Светлана Немоляева и др. Эльдар Александрович не скрывал, что у него есть любимцы, которые настолько талантливы, что могут сыграть кого угодно, не повторяясь. Он умел создать команду, в которой работалось не только эффективно, но и психологически легко.

Между двумя женщинами

Не иначе, как иронией судьбы, можно назвать и встречу мастера с последней женой, с которой Эльдар Александрович прожил до конца своих дней. 

В 1987 году к нему пришла на интервью Эмма Абайдулина... Тогда Рязанов и подумать не мог, что эта приятная женщина в очках станет его музой и спасением. В следующий раз они встретились в 1995 году. Эльдар Александрович тогда был в глубокой депрессии: ушла из жизни его супруга и партнер Нина Скуйбина, с которой они прожили вместе 22 года и сняли свои лучшие фильмы. Режиссёр тяжело болел и был практически на грани смерти. Эмма Валерьяновна начала ухаживать за ним, готовила, кормила. И, по признанию Рязанова, вытащила его в того света. А иронией судьбы эту встречу Эльдар Александрович называл потому, что всю жизнь не очень-то жаловал журналистов.

Умер Рязанов 30 ноября 2016 года на 89-ом году жизни от сердечной недостаточности. За день до смерти он написал стихотворение: 

В старинном парке корпуса больницы,
кирпичные простые корпуса...
Как жаль, что не учился я молиться,
и горько, что не верю в чудеса.
А за окном моей палаты осень,
листве почившей скоро быть в снегу.
Я весь в разброде, не сосредоточен,
принять несправедливость не могу.
Что мне теперь до участи народа,
куда пойдет и чем закончит век?
Как умирает праведно природа,
как худо умирает человек.
Мне здесь дано уйти и раствориться...
Прощайте, запахи и голоса,
цвета и звуки, дорогие лица,
кирпичные простые корпуса...

В честь 90-летия со дня рождения великого режиссёра в городской сети «Москино» бесплатно будут показывать любимые народом картины Эльдара Рязанова.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как определить ценность иконы?
  2. Почему тренер сборной Уругвая ходит с тростью?
  3. Какой будет средняя пенсия в 2019 году?




Самое интересное в регионах