Елена Яковлева 4 14319

Иван Охлобыстин: «Русский человек края не знает»

Иван Охлобыстин рассказал АиФ.ru, чем занимается после «Интернов», как относится к поклонникам, сериалам, современной русской литературе и где планирует отмечать свой юбилей.

Иван Охлобыстин.
Иван Охлобыстин. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

22 июля известному российскому актёру, сценаристу, режиссёру и священнику Ивану Охлобыстину исполняется 50 лет. В преддверии дня рождения корреспондент АиФ.ru встретилась с одной из самых ярких фигур современного шоу-бизнеса.

«Всё, чего хотел, я достиг»

Елена Яковлева, АиФ.ru: Иван, расскажите, как планируете отмечать свой юбилей?

Иван Охлобыстин: Понимаете, какая ситуация, все призывают меня к торжественным встречам 50-летия, а я так к этому довольно равнодушно отношусь, потому что я — человек верующий, для меня важны чуть-чуть другие категории оценки. И я подумал, что лучше всего будет этот юбилей встретить на святой горе Афон. 21 июля мы совершим восхождение на самую высокую точку Афона, где находится храм Преображения Господня, а к концу 22-го дня спустимся обратно, к скиту Святой Анны.

Потом я приеду в Москву и в октябре сделаю большое выступление-концерт, куда позову своих друзей, которые имеют отношение к сцене. Я честно всегда на их 50-летия ходил. Я в этом отношении очень дисциплинированный человек, так что они обязательно помогут.

Когда готовилась к нашей встрече, нашла интервью, которое вы давали «Аргументам и фактам» ещё в 1999 году. Тогда в беседе с нашим корреспондентом вы сказали, что считаете себя «героем нашего времени». Спустя 17 лет ваше мнение не изменилось?

— Вы знаете, трудно возражать. Всё, чего хотел, я достиг. А то, как я понимаю определение «герой моего времени», не отрицает, что все остальные — такие же герои. Мы же всегда равняемся на какие-то приниженные образцы, боясь, что нас сочтут нескромными. 

Если сейчас спросить меня, кто я, отвечу — в первую очередь, многодетный отец. А потом уже вам судить, герой нашего времени или не герой. Мне кажется, в наше время многодетные отцы — все герои по определению.

Вы дали себе главное определение многодетный отец, но у вас ещё очень много ипостасей: священник, актёр, режиссёр, сценарист, драматург и так далее. Что из этого для вас на первом месте?

— Всё главное… священство, оно по определению выше, служение выше статусом. То есть, его нельзя обсуждать, его нельзя сравнивать со всеми остальными. А всё остальное очень органично, просто сочетается. Бог нас сделал совершенными.

Иван Охлобыстин с семьей.
Иван Охлобыстин с семьей. Фото: www.globallookpress.com

«Я не такой хороший, каким меня считают люди»

Скажите, как вы относитесь к собственной популярности?

— Вы знаете, меня это очень тяготит. Я не сетую только потому, что это волей-неволей может приносить выгоду и мне, и другим людям. Это такая данность, нужно просто смириться. Надо служить тем людям, которые дарят мне своё внимание. 

Очень хочется соответствовать их представлениям, ну, не болезненно, разумеется, но всё-таки. У людей очень хорошее ко мне отношение, и у меня, соответственно, к ним тоже, прям раболепное, честно говоря, потому что я же себя знаю лучше, я не такой хороший, каким они меня считают.

А в бытовой жизни популярность очень тяготит, потому что я всегда любил гулять по центру Москвы и другим городам, а сейчас приходится выбирать маршруты.

— Одна из главных причин вашей популярности сериал «Интерны», который на протяжении шести лет показывали на телевидении. В феврале этого года на экраны вышла заключительная серия ситкома. Вы уже скучаете по его съёмкам?

— У меня самые тёплые воспоминания об этих съёмках. У нас там целая жизнь прошла: несколько человек родилось, несколько человек умерло, со всеми перезнакомились, мы даже мам всех сотрудников по именам знали. 

У нас был совершенно дивный коллектив, и жили мы как в космическом корабле. Тяжёлый труд, на самом деле. Он искусительный, конечно, для молодых артистов, но очень сложный.

Потом, «Интерны» в такой срок удачненько попали, что мои девчата старшие уже по институтам пошли, а денег — ниже нуля. Благодаря этим съёмкам мы все долги раздали, друзьям, родителям помогли. С материальной точки зрения замечательный был проект. С точки зрения художественной — тоже.

«Бог меня любит»

Получается, что вы попали на телевидение в поисках денег, а сейчас допускаете возможность, что будете сниматься в новом сериале?

— Может быть. Если что-нибудь интересное будет, почему нет? Ведь сегодня телевидение в том виде, в каком было раньше, уже не существует, оно изменилось.

Понимаете, какая история? Кино — очень затратная штука. И легче снять сериал, нежели кино. Мало того, людям нравится, что можно в течение недели смотреть по 2-3 серии. Это даёт ещё дополнительный элемент к эстетике — фактор времени. Получается, что кино — это как повесть, а сериал, как роман.

А всё началось в 90-е, когда прибегал напуганный продюсер и говорил: ребята, давайте сцену в 2 раза больше сделаем, потом порежем, хоть на телевидение продадим…

Ранее вы заявляли, что вернётесь к служению в церкви сразу после окончания съёмок в последнем сезоне ситкома. В связи с этим вопрос: как изменилась ваша жизнь после «Интернов»?

— Вот я жду, решается вопрос. Церковь, как общественный институт — очень солидное учреждение, где выверяют все риски, чтобы не пала на неё тень. Даст Бог, всё нормально будет, но я боюсь что-то загадывать.

Конечно, я понимаю священноначалие, потому что меня узнают и возможен момент популизма. А я, как христианин, тоже этого не приемлю, но так уж случилось, что мне повезло. Бог меня любит, это явственно. Я в церковь-то хожу, не потому, что Бога боюсь, а потому, что мне сказать «спасибо» хочется.

Фото: www.globallookpress.com

Расскажите, а над чем сейчас работаете? Задействованы в каких-нибудь съёмках?

— Сейчас никаких съёмок у меня нет. Я отложил всё на осень. Если что-то и будет, то осенью. Потому что мне обязательно надо детей на море свозить.

А как проводите свободное время?

— Стараюсь максимально проводить время с детьми, я же мало уделял им времени все эти годы. Ещё бесконечно много читаю. Пять лет не читал, а сейчас одолел часть того, что написали за это время. И открыл для себя несколько удивительных писателей.

Кого, например?

Водолазкина, Шарова, Евдокимова, Елизарова, с Прилепиным Захаром мы вообще дружим. Пелевина посмотрел последнее, что он делал. Но он сейчас не интересен, не актуален.

А кто, на ваш взгляд, сейчас самый актуальный из русских авторов?

— В первую очередь, конечно, Прилепин. Но потом… так их нельзя сравнивать, это индивидуально, это же не лошади. Они по своим параметрам хороши, в своих жанрах…

Фото: www.globallookpress.com

«Я не могу привлечь человека к Богу»

Давайте вернёмся к киноработе. Последний ваш фильм, который выходил на экраны «Иерей-Сан: Исповедь самурая». Вы написали к нему сценарий, а сами сыграли злодея, который хочет снести деревню и уничтожить церковь. Как, будучи священником, решились на такую роль? 

— В Святом Евангелие говорится: тот, кто теряет душу за брата своего, тот обретёт её. Ну, как я мог отрицательного персонажа дать таким замечательным артистам как Игорь Жижикин, Кэри-Хироюка Тагава, как Пётр Мамонов, в конце концов. Поэтому я взял плохого себе, а хорошее отдал им. Мне жалко было, что вот такие люди не могут реализоваться в каких-то позитивных, героических ролях. Ну, что мы должны всё время на всякую дрянь ориентироваться… Ну, пусть будут противоречивые люди, но должны же быть и эталоны. 

Мне очень хотелось, чтобы зритель не уснул, не злился, не сердился на меня, что я так за его счёт себя художественно реализую, но, помимо всего прочего, мне хотелось воспеть гимн деревенской России. Я сам деревенский просто. Меня тот, кто в деревне вырос, поймёт.

Роль главного героя, священника, в картине исполнил знаменитый японский актёр Кэри-Хироюки Тагава и после съёмок в фильме он принял православие. Не ваших ли рук это дело, вы как-то повлияли на его решение?

— Это Божья милость. Я не могу, как христианин православный, как ортодокс, ни интеллектом, ни харизмой, ни деньгами, ничем привлечь человека к Богу, потому что это будет грех с моей стороны. Единственное, как я могу на него повлиять, что он, глядя на меня, захочет сделать то же самое. Я не знаю, удалось ли мне произвести такое впечатление, но, мне кажется, что это не столько моя заслуга, сколько заслуга людей, которые вместе с нами работали, и обстановка нашей благодатной земли. Плюс ещё такой фактор: Тагава за много лет своей кинодеятельности ни разу не получил достаточно глубокой роли, чтобы себя реализовать. И будучи хорошим актёром, когда он её получил от нас, проникся до такой степени, что решился на этот шаг. 

Я считаю, что это чудо, вот такое маленькое чудо. У него же не было никакого финансового интереса: он разобрался в нашем кино и понял, что российская киноиндустрия не заинтересована в российском кино. И всё равно полностью отдался этой работе. И вот Господь, видимо, за такую искренность, за личные поиски его так наградил.

Фото: www.globallookpress.com

«Русский человек края не знает»

— Как культурный деятель — как вы относитесь к тому, что в нашей стране идёт в некотором роде агрессивное воцерковление. В частности, я говорю о прошлогоднем скандале с новосибирской оперой «Тангейзер», а совсем недавно появились новости из Омска, связанные с постановкой пьесы «Хоровод».

— Вы знаете, я понимаю, что это всё дико, но мне это нравится. Такова природа русского человека. Нам мало чуть-чуть, по-европейски, дозированно. Мы и алкоголь пить не умеем поэтому толком, нас интересует не радость, а отравление. Мы всегда стремимся куда-то за край. И поэтому вот этот максимализм русского человека либо губит, либо спасает. В данном случае это агрессивное воцерковление пусть идёт, просто нужно правильно к этому относиться. А те люди, которые ответственны за сам процесс, должны больше деликатности проявлять по отношению к светской части, иначе мы просто можем напугать своей неистовой пламенной верой простых людей, которые еще не имели возможности познакомиться со всей радостью христианства.

Насильственно мы это делать не можем. И большинство случаев таких проявлений — глупость. «Тангейзер» можно было решить так, чтобы без скандала и без конфуза со спектаклем. И я был недоволен, что Pussy Riot осудили. Моё мнение, их надо было просто отшлёпать ремнём. Но большинство решило неправильно, надо признать, иногда оно так решает, и надо с этим смириться. Понятно, что никаких сожалений по поводу Pussy Riot нет, но при этом они создали опасный прецедент, психологический и юридический прецедент — людям понравилось писать всякие петиции, понравилось всякие флешмобы делать. Это прекрасно, если это касается природы, спорта, детства. Но если это касаемо недовольства по какому-то поводу, то это через какое-то время может нас привести к доносам, в чём русский человек тоже края не знает.

Так что я к этому осторожно отношусь, но мне это нравится. Лучше пусть они постятся, молятся, спортом занимаются, борются с гомиками, водки не пьют и наркотики не употребляют.

Фото: www.globallookpress.com

И последний вопрос: на ваш взгляд, при сегодняшней нестабильной ситуации в мире с бесконечной чередой терактов, как нужно вести себя людям, как реагировать на эти вызовы времени?

— Надо мудро и мужественно ко всему относиться, ведь можно испоганить свою жизнь постоянным ожиданием катастрофы. И вот это опасно. Надо навстречу жизни идти с открытым забралом, прямо дышать всей грудью. Конечно, где-то там есть плохие люди, но ничего не надо бояться, пропади всё пропадом. Нельзя забывать, что мы живём не вчера и не завтра, а живём непосредственно вот в этот момент.

Нельзя никого ни судить, ни оценивать, надо жить в своё удовольствие. Просто правильно это удовольствие для себя формулировать. Потому что для одного удовольствие — нажраться водки, для другого удовольствие от жены сбегать к какой-то бабе, для третьего, вообще, ширнуться, для четвёртого — спортом позаниматься, кино посмотреть, на гору слазать, для пятого — богослужение. Вот они все самодостаточные, но мне нравится последнее. Зачем я должен ориентироваться на плохое, хочу ориентироваться на хорошее. Так что, ничего не боимся, живём себе в радость, развиваемся, самосовершенствуемся, наслаждаемся близкими и самими собой. Пока это не касается интересов других людей, греха в этом нет. Как только это начинает пересекаться с интересами других людей, там уже будут противоречия.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Stepan_Semenov
    |
    15:55
    22.07.2016
    1
    +
    -
    Безусловно, Охлобыстин человек неординарный. Но мне кажется, что он столько же верует в Бога, как и я - ортодоксальный атеист? обуреваемый суевериями. И ни чего! Живу, наслаждаясь просто тем, что живу. Но к церкви отношусь по-своему. Церковь есть форма организованного политико-религиозного зомбирования масс в целях удержания у власти церковнослужителей. Чем глубже вера у человека, тем легче им управлять. Церковь всегда сотрудничала с властями во все периоды известной истории человечества. Христос даже своим ученикам постоянно твердил, что они рабы Господа Бога. А я не был в душе никогда ни чтим рабом, не хочу и не буду. Если взять известную, писаную историю церкви хотя бы за последние 2000 лет, мы увидим, что по её вине, или инициативе, велись непрерывные войны. Хотя бы взять Крестовые походы католиков Папы Римского, которые устроили 14 Крестовых походов за Гробом Господним. Пограбят, пограбят восточных соседей и обратно в Европу, к Папе. Сколько людей побили эти «верующие»! А сегодняшняя война ИГИЛовцев против всего христианского и просто цивилизованного мира! Ведь опять с именем Аллаха (Господа Бога) на устах убивают тысячи ни в чём не повинных людей. Не, Ваня, бросайте эту бодягу.
  2. Карабас
    |
    11:53
    24.07.2016
    1
    +
    -
    Андрей Иванцов[facebook]: Вы сами по себе - мир.. И то, что вы будете создавать вокруг себя, вокруг близких и друзей - это лично ваше ощущение жизни.. Мы сами портим себе дни агрессией, непониманием того, что кто-то другой не я. Говорит, ведет себя, смотрит, поступает - как нам не нравится.. И мы часто идем на взаимную агрессию. Охлобыстин говорит об очень простых вещах.. Говорит доходчиво, ясно - так как он видит.. И это его право..
Комментарии (4)
  1. Андрей Иванцов[facebook]
    |
    12:47
    22.07.2016
    -1
    +
    -
    жизнь имеет осмысление после божьего озарения?!
  2. Карабас
    |
    11:53
    24.07.2016
    1
    +
    -
    Андрей Иванцов[facebook]: Вы сами по себе - мир.. И то, что вы будете создавать вокруг себя, вокруг близких и друзей - это лично ваше ощущение жизни.. Мы сами портим себе дни агрессией, непониманием того, что кто-то другой не я. Говорит, ведет себя, смотрит, поступает - как нам не нравится.. И мы часто идем на взаимную агрессию. Охлобыстин говорит об очень простых вещах.. Говорит доходчиво, ясно - так как он видит.. И это его право..
  3. Stepan_Semenov
    |
    15:55
    22.07.2016
    1
    +
    -
    Безусловно, Охлобыстин человек неординарный. Но мне кажется, что он столько же верует в Бога, как и я - ортодоксальный атеист? обуреваемый суевериями. И ни чего! Живу, наслаждаясь просто тем, что живу. Но к церкви отношусь по-своему. Церковь есть форма организованного политико-религиозного зомбирования масс в целях удержания у власти церковнослужителей. Чем глубже вера у человека, тем легче им управлять. Церковь всегда сотрудничала с властями во все периоды известной истории человечества. Христос даже своим ученикам постоянно твердил, что они рабы Господа Бога. А я не был в душе никогда ни чтим рабом, не хочу и не буду. Если взять известную, писаную историю церкви хотя бы за последние 2000 лет, мы увидим, что по её вине, или инициативе, велись непрерывные войны. Хотя бы взять Крестовые походы католиков Папы Римского, которые устроили 14 Крестовых походов за Гробом Господним. Пограбят, пограбят восточных соседей и обратно в Европу, к Папе. Сколько людей побили эти «верующие»! А сегодняшняя война ИГИЛовцев против всего христианского и просто цивилизованного мира! Ведь опять с именем Аллаха (Господа Бога) на устах убивают тысячи ни в чём не повинных людей. Не, Ваня, бросайте эту бодягу.
  4. IzLda .[mailru]
    |
    03:34
    23.07.2016
    0
    +
    -
    В данном случае это агрессивное воцерковление пусть идёт, просто нужно правильно к этому относиться. \\\\\\\\\ Правильно - это требовать соблюдения Конституции РФ. Россия - светское государство, и поэтому агрессивные церковники пусть носа не высовывают за пределы помещений отправления культа. Надоело смотреть на широко освещаемые вояжи нынешнего Патриарха, который в начале 90-х заполонил страну дешевым алкоголем и табаком.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что случилось с экс-солистом «Иванушек» Олегом Яковлевым?
  2. Как сейчас работает Чернобыльская АЭС?
  3. Что из себя представляет самолет Airbus A350?

Вы согласны, что запрет продажи алкоголя после 21 часа сделает нас трезвее?

Новое на AIF.ru