Ольга Шаблинская 17 206125

Константин Райкин: «Сейчас люди существуют без руля и без ветрил»

Статья из газеты: АиФ №46 13/11/2013

Константин Райкин - о «бронзовых» политиках и выпрямленных мозгах

Константин Райкин
Константин Райкин © / www.russianlook.com

Открыв сезон в «Сатириконе», Константин Райкин рассказал «АиФ», почему Министерства культуры, образования и науки должны быть приравнены к органам государственной безопасности...

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Константин Аркадьевич, за 25 лет, что вы руководите «Сатириконом», в стране произошли разительные перемены… Сменился политический строй, экономический, культурный уклады жизни… Как это отразилось на вашем театре?

Константин Райкин: Кардинально. События в стране напрямую влияют на жизнь театра – и не только на житейскую, но и на художественную. Потому что мы всегда про сегодняшний день играем! Но это не значит, что театр должен превращаться в газету. Не обязательно буквально выкрикивать политические лозунги, грубо, вульгарно осовременивать свой репертуар и разговаривать на жаргоне. Мне не очень нравится сегодняшняя политическая сатира в театре. Может быть, это вещь необходимая, но пусть ею занимается кто-то другой…

Досье
Константин Райкин родился в 1950 г. в Ленинграде. Окончил Театральное училище им. Щукина. С 1987 г. руководит театром «Сатирикон». В 2012 г. создал «Театральную школу К. Райкина». Супруга - актриса Елена Бутенко. Дочь - актриса Полина Райкина.

При всей актуальности политических вопросов надо отдавать себе отчёт: жизнь состоит не из одной политики. Есть вещи, которые не зависят от неё или зависят мало. Есть гораздо более высокие и значимые понятия и для человечества, и для отдельной личности. Есть нечто поважнее, чем экономика и политика. Хотя иногда кажется, что всё от них зависит, но нет. Вот театр и должен об этом говорить. Мне кажется, что наши большие начальники проявляют опрометчивость и беспечность, не занимаясь решением первоочередной задачи - вопросами духа и интеллекта. Эти вопросы отодвинуты на какой-то десятый план. Есть странное, очень ошибочное убеждение, что тяжёлая промышленность вещь гораздо более важная, чем культура. Абсолютное заблуждение. Более того, опасное! Потому что разрушения, главные беды и опасности будут происходить и происходят на почве бесхозных мозгов и душ. Свято место пусто не бывает, там, где нет Бога, поселяется дьявол. Тут же. Ужасно, когда власть находится в руках людей, сознание которых завоевано дьяволом. Главная опасность для нашей страны сегодня идёт по линии Министерства культуры, образования и науки. Я вообще считаю, что эти ведомства должны быть приравнены к органам государственной безопасности. Именно государственная безопасность требует того, чтобы мы срочно занимались нашими образованием, наукой, культурой и искусством. Это просто необходимо. Потому что сейчас люди существуют без руля и без ветрил, а главная национальная идея - это деньги.

Константин Райкин
Константин Райкин. Фото: www.russianlook.com

- Вы говорите, сейчас у нас пустые души и головы... Но, по крайней мере, есть свобода, которая была в советское время в дефиците, сейчас можно высказывать своё мнение и мы больше не обязаны маршировать с портретами Ленина и Сталина...

- Свобода, говорите?.. Страшно, когда свобода приходит в общество с пустыми душами и выпрямленными мозгами. Свободу нельзя давать тогда! Тогда это общество недостойно свободы, тогда здесь нужен строгий тюремный режим. С моей точки зрения, мы испытание свободой как-то не очень хорошо проходим… Я вовсе не патриот советской власти, прошёл все поздние стадии этого тоталитарного режима и совсем туда не хочу. Но советская власть занималась вопросами культуры гораздо более озабоченно, чем власть сегодняшняя. Там были серьёзные люди, которые понимали: даже такой микроб, как театр, опасен для них. Да, их забота боком выходила для деятелей театра. Но, во всяком случае, они не пускали всё на самотек, как это сейчас происходит. На культуру просто махнули рукой! Потому что главную национальную идею - деньги – исповедуют и наши начальники тоже. Этакая эпидемия жадности, которая потом обернётся позором и бедой.

- В борьбу с коррупцией, как я понимаю из ваших слов, и её искоренение, вы не верите.

- В таком виде, как сейчас, нет. Это симуляция борьбы. Хотя я, как нормальный работник бюджетной организации, как ни странно, заинтересован, чтобы тягучая борьба с коррупцией шла долго и безуспешно! Потому что в этой продажной и фальшивой среде мы все приспособились. Знаем, как договариваться с нужными людьми, как добиваться успехов местного значения. Есть какие-то личные связи, личные симпатии, это уже вид игры. Да – фальшивой, да – жуликоватой, но степень жуликоватости и фальшивости нам хотя бы известна. Поэтому я одной частью своей души хочу, чтобы всё поменялось. А другой - нет. Потому что знаю: эпоха перемен в нашей стране всегда превращает идею в кампанию и рапортование, появляются встречные идиотские планы, и вообще, «заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт».

Константин Райкин
Константин Райкин. Фото: www.russianlook.com

- Неожиданное заявление…

- Ну как неожиданное? Мы живём-то сейчас! И я хочу успеть сделать что-то не в эпоху очередных полных перемен.

- Константин Аркадьевич, за четверть века управления «Сатириконом» с какими иллюзиями, представлениями о театре вам пришлось расстаться?

- Со всеми. Всё, что я думал 25 лет назад о театре, оказалось иллюзиями! За эти годы «Сатирикон» поменялся практически коренным образом. Но совершенно уверен: если бы Аркадий Исаакович Райкин увидел, как живёт сегодня труппа, пришёл бы на наши спектакли, он бы порадовался! Знаю его вкусы, пристрастия, сам в большой степени воспитан на его художественных принципах. Притом, что я совсем другой. У меня иная дорога, и папа прекрасно знал это. Я вёл с ним в своё время довольно непростые беседы, каким театр будет дальше. Это были разговоры хотя бы потому сложные, что суть их по-другому можно выразить так: «Что будет с театром, когда тебя, папа, не будет?» Изменилось в «Сатириконе» всё, кроме основополагающих принципов, которые я проповедую на уровне почти генетических пристрастий. Например, любви. Огромной любви к зрителю.

- Вы по сравнению с другими театрами припозднились с открытием сезона. Что интересного ждёт поклонников «Сатирикона»? 

- На самом деле работа напряжённо шла уже полтора месяца. Смотрел прогоны «Отелло» Юрия Бутусова. Это уже пятая его постановка в «Сатириконе». Я Юру считаю лучшим режиссёром страны, во всяком случае, этой возрастной категории. Встреча с ним всегда значима для нашего коллектива. Были внутренние проблемы в этом спектакле, но на сегодняшний день ситуация вроде разрешилась. На мой взгляд, целый ряд вещей, придуманных Бутусовым, может войти потом в хрестоматию режиссуры и театрального дела. Потому что всё сделано очень точно, свежо и неожиданно. Посмотрим, как сложатся отношения у «Отелло» со зрительным залом. Для меня это всегда решающий параметр. Также в спектакль «Ромео и Джульетта» я ввёл другой состав на часть ролей

Всегда создаю в актёрском цеху сознательную текучку кадров. Артист, когда его берут в штат, часто начинает жиреть и терять творческое горение. Поэтому нужен приток молодых и, выражаясь противным языком, подсиживающих актёров, которые хотят играть твои роли. Это создаёт «стрём», неудобство в ощущениях артиста и не позволяет ему творчески расслабляться.

- А кто тогда создаёт «стрём» Константину Райкину?

- Он сам! Я самоед, редкий экземпляр, мучительный для самого себя. Подвергаю свои решения, действия сомнению до такой степени, что не сожрать бы себя…

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Vyacheslav Bondarev[facebook]
    |
    21:37
    16.12.2013
    1
    +
    -
    Вынужден не согласиться... Это лишь сугубо мое личное мнение... Промышленность нужно поднимать, но не соглашусь, что это базис. Экономика государства должна расти, мы должны уйти от черного золота... Вопрос другой, кто будет строить и создавать? Не те ли, что не строили свою жизнь на культуре, ценностях мирских людей и любви к своей стране??? Для начала необходимо возлюбить свою страну и свой народ, а потом создавать для страны и общества. Несомненно, культура, театр, литература являются основой, прокладывающая путь к развитию. Сегодня в отсутствии любви к народу и живет нефтяная экономика. Райкин великолепен в своих изречениях!
  2. Анна Поляк
    |
    13:15
    15.11.2013
    1
    +
    -
    Бесценные слова сказал Константин: "Свято место пусто не бывает, там, где нет Бога, поселяется дьявол. Тут же. Ужасно, когда власть находится в руках людей, сознание которых завоевано дьяволом." Тут уж не убавить и не прибавить.
Комментарии (17)
  1. Анна Поляк
    |
    13:15
    15.11.2013
    1
    +
    -
    Бесценные слова сказал Константин: "Свято место пусто не бывает, там, где нет Бога, поселяется дьявол. Тут же. Ужасно, когда власть находится в руках людей, сознание которых завоевано дьяволом." Тут уж не убавить и не прибавить.
  2. nikolay ivakin
    |
    19:16
    18.11.2013
    -1
    +
    -
    В многом Л.Райкин, прав, но не во всем. Все же тяжелая промышленность основа всего, базис, все остальное: культура, театр, литература, все искусства и кино - надстройки. Не будет базиса, страна так и останется в коррупции, на нефте-газовой игле с развалом всего остального, в том числе и надстройки. Трагедия,- что райкины этого не понимают. Да, любовь к классике повышает культуру,по себе знаю, люблю оперу, а еще больше блестящую симфоническую музыку (Бетховен, Моцарт, Чайковский и др.) и прочую классику. Но нужно действовать, а не тупо констатировать истины. Один последний пример. Прошла на телевидении "Большая опера", очень хорошо, но для кого, для тренировки исполнителей в знании итальянского? Почему в русской столице, на русском телеканале поют прекрасные артисты на иностранном языке? Когда есть прекрасные переводы всех классических опер на то же, музыкальный русский язык. Вспомните советское время, на всех концертах исполнялись арии западных композиторов на РУССКОМ языке. Если бы "Большая опера" исполнялась на нашем родном языке, то половина слушателей, любителей попсы, полюбили бы классическую оперную музыку, а потом и симфонии. Да если бы еще сделали немыслимое, краткое пояснение, предваряющее исполнение произведения, то многих нельзя было бы оторвать от экрана! Неужели об этом трудно догадаться?
  3. Vyacheslav Bondarev[facebook]
    |
    21:37
    16.12.2013
    1
    +
    -
    Вынужден не согласиться... Это лишь сугубо мое личное мнение... Промышленность нужно поднимать, но не соглашусь, что это базис. Экономика государства должна расти, мы должны уйти от черного золота... Вопрос другой, кто будет строить и создавать? Не те ли, что не строили свою жизнь на культуре, ценностях мирских людей и любви к своей стране??? Для начала необходимо возлюбить свою страну и свой народ, а потом создавать для страны и общества. Несомненно, культура, театр, литература являются основой, прокладывающая путь к развитию. Сегодня в отсутствии любви к народу и живет нефтяная экономика. Райкин великолепен в своих изречениях!
  4. Иена Золотовалютная[facebook]
    |
    19:21
    21.11.2013
    0
    +
    -
    "Мне кажется, что наши большие начальники проявляют опрометчивость и беспечность, не занимаясь решением первоочередной задачи - вопросами духа и интеллекта." Ох, Константин Аркадьевич! Как Вы наивны! Всё дело в том, что ОНИ КАК РАЗ И ЗАНИМАЮТСЯ ЭТИМИ ВОПРОСАМИ, но только цель у них иная, чем у Вас. Они - разрушители, а не созидатели. Дай бог Вам здоровья и терпения!
  5. николай андреев[mailru]
    |
    20:35
    24.11.2013
    0
    +
    -
    про печальное состояние культуры вроде правильно, а дальше, "про политику" - набор штампов. Ну кто заставлял кого ходить с портретами? Я например не хотел и не ходил. А те кто ходили, "а не хотели" своё шкурничество и карьеризм оправдывают теперь сочинилками про "заставляли". И про "свободу" тоже бред. Цензура сейчас не слабее и продолжает защищать интересы власти. Только направление поменялось, да и власть. А глотку заткнут быстро -и "официально", и "неформально". Попробуйте, например поставить спектакль "неофициально" трактующий роль еврейства в истории. Кислород быстро перекроют и на всю жизнь - в лучшем случае. В европе вообще сидят за "свободу слова" "про это". А вот порнуху запретить низзя - "свобода". Так что поменялся просто вектор цензуры. В советское время цензура защищала интересы государства и психическое здоровье населения. А сейчас интересы паразитов, а население разлагает. Ну и деньги решающий фактор процесса мойки мозгов населения. Кто платит - тот и моет.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что можно и чего нельзя делать на Вознесение Господне?
  2. Чем запомнился театральный режиссер Александр Бурдонский?
  3. Кого подозревают в совершении теракта в Манчестере?

Поддерживаете ли вы инициативу, брать дополнительный налог с бездетных?

Новое на AIF.ru