aif.ru counter
Игорь Карев 1472

Кредит доверия Люка Бессона. Режиссер, который снимает по-американски

18 марта исполняется 60 лет Люку Бессону — французскому кинематографисту с культовыми фильмами и американским взглядом на кино.

Люк Бессон.
Люк Бессон. © / www.globallookpress.com

Самое начало

В детстве Люк Бессон не собирался снимать кино. Его родители были инструкторами по дайвингу, они брали сына с собой во время поездок в Италию, Грецию или Югославию, а он представлял, что в будущем выучится на морского биолога. Но травма, полученная Бессоном в семнадцать лет, поставила крест на этом желании. В позднем интервью The Guardian уже маститый режиссер вспоминал, что составил тогда два списка — в одном он перечислил все, чем хотел бы заниматься, а во втором — чем не хотел.

«Первый список был очень короткий. Я любил писать, любил рисовать, я сделал множество рисунков. И я подумал, что мне подойдет кино. Но чтобы убедиться, я захотел попасть на съемочную площадку. Мой приятель знал парня, у которого брат был третьим ассистентом на каком-то короткометражном фильме. Так вот все и случилось», — рассказывал Бессон.

Уже на следующий день он сообщил матери, что бросает школу, чтобы снимать фильмы. Он подвизался помощником у других режиссеров, сам снял какую-то короткометражку — просто чтобы доказать себе, что он может это сделать («она была очень, очень плохая», вспоминал Бессон). На три года уехал в США, а по возвращении создал собственную кинокомпанию. Бессон упоминал, что именно в те годы он начал работать над историями, которые позже стали фильмами «Голубая бездна» и «Пятый элемент».

«Голубая бездна»

В начале 80-х молодой режиссер, сценарист и продюсер неожиданно стал одним из основателей нового направления в кино, получившего название Cinéma du look. Этот термин переводится с французского как «кинематограф внешнего вида». Он описывает картины, в которых упор делается на пышный визуальный ряд. 

Основателей Cinéma du look (его еще называли необарокко) было трое — Леос Каракс, Жан-Жак Бенекс и собственно Люк Бессон, который, пожалуй, оказался наиболее известным из этой троицы. В 1983 году он выпустил свой дебютный фильм «Последняя битва», в которой показал привычный мир после ужасной катастрофы. 

В «Подземке» 1986-го уже снялись звезды — Изабель Аджани и Кристофер Ламберт. Очередную роль у Бессона получил Жан Рено, но пока что второго плана. Эта картина неплохо заработала в прокате (3 млн зрителей) и заслужила девять номинаций на премию «Сезар». Выиграла, правда, только одну — Ламберт стал лучшим актером. 

Незадолго до премьеры Бессон говорил, что революция в кино происходит внутри отрасли: «[Она] возглавляется людьми, которые хотят изменить внешний вид фильмов, сделав их лучше, убедительнее и приятнее для просмотра».

Он был убежден, что их страсть повлияет на основы кинопроизводства. 

После успеха «Подземки» Бессон вспоминает о старой задумке и снимает «Голубую бездну» — свой первый англоязычный фильм, основанную на реальных событиях историю соперничества двух фридайверов. Картина попадает в конкурс Каннского кинофестиваля, но проваливается, прокат тоже выходит не слишком убедительным — но пару «Сезаров» лента все же получает, словно в утешение.

Боевики Бессона

В 90-е Люк Бессон полностью посвятил боевикам. Начал он, правда, еще в 1990-м, когда выпустил «Никиту» — фильм об убийце под прикрытием, который потом превратился в целую франшизу (был снят американский ремейк и канадский сериал). В 1994 году вышел не менее знаменитый «Леон».

Это боевик о профессиональном киллере, который вынужден воспитывать девочку-подростка, не только хорошо заработал в прокате. Фильм сделал звездами Жана Рено и совсем юную Натали Портман, а заодно подтвердил реноме самого режиссера как крепкого профессионала, способного делать коммерческое кино. Ну а высокое место во всяких рейтингах «лучших фильмов» стало просто приятным бонусом.

Ну а «Пятый элемент» стал просто образцом того, как надо снимать фантастический боевик. Причин успеха много. Тут и выдающийся актерский состав — Брюс Уиллис, Милла Йовович, Гэри Олдмен, Иэн Холм и Крис Такер, и безумно огромный по европейским меркам бюджет ($90 млн), и роскошные спецэффекты, и куча моментов, которые потом цитировали все, кому не лень («Лилу Даллас, мульти-паспорт»). И сборы — сборы тоже были огромными для фильма, снятого во Франции (почти $250 млн).

«Кто-нибудь ещё хочет вести переговоры?»

«Пятый элемент» привел к неожиданным последствиям. Люк Бессон стал гуру французского массового кино, авторитетней его там не было никого. Свой статус он подтвердил работой над еще одним коммерческим проектом — франшизой «Такси», но там он был лишь сценаристом и продюсером. А к режиссуре Бессон в последующие годы если и возвращался, то лишь в интересных лично ему фильмах (например, он снял «Артур и минипуты» в 2006 году).

Впрочем, продюсерская биография Бессона тоже внушает уважение. «Васаби», «Перевозчик» с Джейсоном Стейтемом, «Заложница» с Лиамом Нисоном, «Хитмэн».

«Переговоров» с Бессоном уже никто не вел. Фактически он сам решал, что стоит снимать, а что имеет смысл положить на полку. Даже его возвращение в режиссерскую ипостась — фантастический боевик «Люси» со Скарлетт Йоханссон — получилось поистине триумфальном. Правда, не за счет отзывов критиков, а благодаря сборам ($463 млн во всем мире).

Бессону стало можно все. Например, потратить почти $200 млн на амбициозную экранизацию комикса «Валериан и город тысячи планет» и собрать в прокате лишь немногим больше затраченной суммы ($225 млн). Конечно, вряд ли этот провал как-то повлияет на уже имеющийся у Бессона кредит доверия, но, возможно, ему следует быть осторожнее с желаниями. Хотя, по слухам, всю затею с «Валерианом» оплатил не он, а французское правительство — в конце концов, небольшие убытки в случае такого огромного кинопредприятия, каким сейчас является Люк Бессон, вполне допустимы.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какой распорядок дня в колониях?
  2. Насколько вырастут реальные доходы россиян в ближайшие 5 лет?
  3. Почему нельзя выбрасывать чек из банкомата?


Самое интересное в регионах
Роскачество