19:07 15/10/2014 Елена Яковлева 0 2254

Милорад Павич. Библиография вместо биографии

85 лет со дня рождения югославского и сербского писателя Милорада Павича.

Милорад Павич.
Милорад Павич. © / www.khazars.com

Милорад Павич ушёл из жизни 5 лет назад, сегодня бы ему исполнилось 85 лет. Его считают одним из самых ярких представителей постмодернизма и магического реализма XX века. Во Франции и Испании Павича называют «автором первой книги XXI века», австрийские критики говорят о нём как о «начштаба европейского модерна», английские именуют «рассказчиком, равным Гомеру», а в Южной Америке считают «наиболее значительным писателем современности».

Милорад Павич известен не только как поэт, писатель, но и как литературовед, переводчик, преподаватель, исследователь сербского барокко и поэзии символизма. А в 2004 году он даже был номинирован на Нобелевскую премию в области литературы. Именно она, литература, всегда занимала значительную часть жизни Павича: однажды он отметил, что у него нет биографии, есть только библиография.

Павичи

Милорад Павич
Милорад Павич. Фото: www.khazars.com

Милорад родился в семье скульптора и преподавательницы философии, но был не единственным, кто посвятил свою жизнь литературе: в семье Павичей пишут уже больше трёхсот лет. Одним из первых писателей в их роду был Эмерик Павич, опубликовавший поэтический сборник ещё в 1768 году. А сам Милорад с детства хотел походить на своего дядю Николу Павича, который в середине XX века был известным писателем.

Интересно, что Милорад Павич хорошо владел русским языком, которому обучился во время немецкой оккупации. Один русский эмигрант дал почитать юноше стихи Фета и Тютчева на русском языке, и этого было достаточно, чтобы будущий писатель влюбился в русский язык и русскую литературу. Позже он перевёл на сербский многие произведения русской классики, в Сербии в рамках обязательной школьной программы ученики до сих пор читают Пушкина в его переводе.

Новый тип литературы

Всю свою жизнь Милорад изучал классическую литературу и пришёл к выводу, что классический способ прочтения книг давно исчерпал себя. Именно поэтому Павич в своих произведениях старался его изменить, предоставить читателю больше свободы: передать возможность решать, где будет начинаться, а где заканчиваться роман, какой будет завязка и развязка книги, какой будет судьба героев. Он сравнивал свои романы с домом, в который можно войти с разных сторон и у которого есть несколько входов и выходов. Для каждого романа писатель придумывал новую, ранее не использованную структуру, и неудивительно, что все его книги всегда завораживали и читателей, и критиков.

Библиография

Библиография Милорада Павича насчитывает множество романов, рассказов и стихотворений, но хотелось бы остановиться только на самых ярких образчиках магического реализма Павича, на произведениях, которые, как отмечают литературоведы, опередили своё время и повлияли на литературу XXI века.

Сербский писатель стал известен миру в 1984 году благодаря роману «Хазарский словарь», который представляет собой яркий образец нелинейной прозы. Книгу практически сразу перевели более чем на 20 языков, а об авторе заговорили как о создателе литературы нового типа. Уникальность этого романа в том, что он составлен в виде словаря-лексикона, объединяющего различные языки и культуры: христианскую, мусульманскую, иудейскую, и является своего рода мистификацией, псевдодокументом, где люди и события изображены как реально существующие. Благодаря формату словаря роман можно читать каким угодно способом, а не обязательно от начала до конца. Также интересен тот факт, что у этой книги существует пол, её можно прочесть в двух версиях «Хазарский словарь. Мужская версия» и «Хазарский словарь. Женская версия», которые различаются всего одним абзацем. Читатели сразу прозвали «Хазарский словарь» манускриптом, в котором зашифрована Вселенная, и его до сих пор называют одним из самых необычных произведений мировой литературы нашего времени,

Роман «Пейзаж, нарисованный чаем», опубликованный в 1988 году, также принадлежит к числу самых известных произведений сербского писателя, его он составил в виде кроссворда, который можно читать как по горизонтали, так и по вертикали. В романе Павич пишет о времени, о прошлом, настоящем и будущем, о душе и теле человека, о любви, ненависти, ревности, о смерти, о бренности — все эти вечные философские темы переданы в причудливой и необычной форме. Книгу можно начинать читать с любого места, это роман-лабиринт, роман-кроссворд, в котором перед читателем постепенно складывается мозаика и прорисовываются человеческие судьбы героев.

В романе «Внутренняя сторона ветра» (1991 г.) сербский писатель продолжил играть с формой. Он создал произведение в форме романа-клепсидры, где конец одной части книги — это начало другой: роман можно дочитать до середины, затем перевернуть вверх ногами и начать читать с другого конца. И как всегда в произведениях Милорада Павича, «Внутренняя сторона ветра» — не только игра с формой, но и бесконечный набор символов, потрясающих метафор, ярких образов.

В 1994 году Павич удивил читателей, когда опубликовал роман-гадание «Последняя любовь в Константинополе. Пособие по гаданию». Произведение состоит из двадцати двух глав, которые носят названия карт Таро, а последовательность глав и судьбы героев зависят от раздачи этих карт. Автор заявил, что читатель с помощью этой книги может сам предсказать свою судьбу: он может читать роман, не обращая внимания на карты, или же просто гадать, не обращая внимания на роман.

Милорад Павич/ Фото: www.khazars.com

Милорад Павич всегда шёл в ногу со временем и считал, что литература должна приспособиться к новой электронной эре. В одном из своих романов «Ящик для письменных принадлежностей» (1999 г.) он предложил читателю комбинированное чтение: произведение имеет два финала, один можно прочесть в книге, а другой существует только в интернете. На страницах книги указан электронный адрес, по которому можно найти альтернативный вариант, или при желании совместить чтение романа в сети с бумажной версией.

Есть в списке произведений Павича и своеобразный астрологический справочник, который он называет астрологическим руководством для непосвящённых, это роман «Звёздная мантия» (2000г.). Произведение содержит подробную характеристику всех знаков зодиака, переплетение различных эпох, реальностей и судеб, представляя собой путеводитель по предыдущей жизни, необычайно загадочной и завораживающей.

В одном из своих детективных романов автор в прямом смысле слова предложил читателю стать соавтором произведения: в книге «Уникальный роман» (2004 г.) есть страницы, которые сербский автор специально оставил пустыми. Каждый человек, читающий книгу, может выбрать одну из ста возможных развязок детективного романа или же на пустых страницах написать свою версию.

Талантливый читатель

Милорад Павич выработал свой особый, ни на кого не похожий язык, стиль, форму повествования. Он значительно опередил эпоху, его тексты не всегда понятны, а его прозу нельзя назвать литературой для массового читателя: Павич создавал гипертекст, опираясь на обширные знания истории, богословия, фольклора, литературы. В чём же заключается его волшебство? Может быть, в том, что он черпал своё вдохновение из снов, которые так же удивительны, неповторимы, а главное, нелинейны, как и его романы.

Немаловажно, что Павич не хотел писать в стол и утверждал, что литературу в будущее ведут не писатели, а читатели, был убеждён, что талантливых читателей в мире всегда гораздо больше, чем талантливых писателей. Старался сделать читателя соавтором своих произведений и хотел, чтобы способы чтения книг стали разнообразнее, а романы перестали быть похожими на «улицы с односторонним движением». В своих произведениях он этого, безусловно, добился, оставив ценное наследие читателям и авторам XXI века.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Сколько человек погибло во время терактов в Турции?
  2. Что известно о крупном ДТП под Оренбургом?
  3. Кто такие передвижники?

О чём бы вы хотели прочитать в следующем номере «АиФ Про Кухню»?