Дмитрий Захарченко 3 12387

Мировая война «Храброго сердца». Прошлое и будущее Мела Гибсона

Мечта тысяч женщин Мел Гибсон, он же «Безумный Макс» Рокатански, отчаянный Мартин Риггс и вечно обаятельный Брэт Мэверик, родился 3 января 1956 года.

Мел Гибсон.
Мел Гибсон. © / www.globallookpress.com

В середине декабря в Сиднее прошла вечеринка в честь завершения съёмок фильма «По соображениям совести» о подвиге христианина-адвентиста Десмонда Досса, который в битве при Окинаве вытащил из-под огня 75 солдат.

«Фильм будет довольно безумным, но это удивительная история, правдивая история, — говорит исполнитель одной из главных ролей Люк Брэйси. — Мел Гибсон — настоящий гений, для меня большая честь с ним работать. Кажется, он знает всё обо всём».

«По соображениям совести» — один из самых ожидаемых кинопроектов 2016 года, а также первая работа Мела Гибсона в большом кино за последние десять лет — со времён «Апокалипто».

Сегодня у него на счету два персональных «Оскара» и «Золотой глобус», восемь детей и свой собственный остров в Республике Фиджи, который он купил десять лет назад за 15 миллионов долларов. Но в этот раз прошлые заслуги отходят на второй план — Гибсону вновь есть что сказать, и он начинает творить с чистого листа.

Тупик «Храброго сердца»

Церемония вручения премии «Оскар» 25 марта 1996 года стала бенефисом «Храброго сердца» — картина о войне шотландцев за независимость получила пять статуэток, разгромив «Аполлон 13». «Храброе сердце» назвали лучшим фильмом, а Мел Гибсон получил статуэтку как лучший режиссёр. Рассказ про Уильяма Уоллеса, несмотря на грубые неточности в историческом сюжете, тронул зрителей, а грандиозный замысел, по-настоящему страстная реализация и высокий уровень технического исполнения предопределили выбор киноакадемиков.

«Храброе сердце», 1995 год. Кадр из фильма.
«Храброе сердце», 1995 год. Кадр из фильма. Фото: Кадр из фильма

К 40 годам за Гибсоном закрепилась репутация звезды крепких коммерческих хитов. Билетом в большое кино для него стал «Безумный Макс», а в 1987-м Мел Гибсон вместе с Дэнни Гловером блеснул в экшн-хите «Заряженное оружие». Позже у Франко Дзеффирелли он сыграл Гамлета и солировал у Ричарда Доннера в «Мэверике».

Но с выходом «Храброго сердца» дела Гибсона пошли ещё лучше, теперь он стал признанным академией мастером. Предложения посыпались с удвоенной силой, к суммам гонораров добавились дополнительные нули. Гибсон получил по двадцать миллионов долларов за «Выкуп» и «Теорию заговора» и по двадцать пять — за «Смертельное оружие – 4» и «Патриота».

Гибсон работал не покладая рук, но было ясно, что все эти проекты — шаг назад по сравнению с «Храбрым сердцем». Триллер «Выкуп» при хорошей кассе остался почти не замеченным критиками, а «Отель „Миллион долларов“» Вима Вендерса не отбил в прокате и сотой доли потраченного бюджета.

Главной же неудачей в череде провалов стало «Заряженное оружие – 4», вышедшее через одиннадцать лет после первого фильма франшизы. Картина предсказуемо не оправдала ожиданий поклонников, а экзистенциальные метания адреналинового маньяка Скотта Риггса, готовящегося стать отцом, не нашли отклика у зрителей. Хотя фильм принёс создателям почти 300 миллионов долларов, авторы стараются о нём не вспоминать. «Всё, что я сделал после «Заряженного оружия – 4», — это попытка оправдаться за него», — признался позже Гибсон.

Кадр из фильма «Смертельное оружие».
Кадр из фильма «Смертельное оружие». Фото: Кадр из фильма

Гибсон стал более тщательно подходить к выбору ролей. В 2000 году он сыграл главные роли в военной драме «Патриот» Роланда Эммериха и изящной романтической комедии Нэнси Майерс «Чего хотят женщины». Но после триллера «Знаки» стало ясно, что пора делать что-то новое, иначе «Храброе сердце» так и останется главным фильмом всей его жизни.

Страсти «Апокалипсиса»

В конце февраля 2004 года на американские экраны вышла библейская драма «Страсти Христовы» — детальное воссоздание последних 12 часов жизни Иисуса Христа. Фильм, написанный по мотивам канонических евангелий, погружал зрителя в мрачные чертоги за границами древнего Иерусалима, все актёры в кадре говорят исключительно на арамейском и латыни.

Выдающаяся работа гримёров и выбор мест для съёмок позволили превратить фильм о событиях двухтысячелетней давности едва ли не в документальный репортаж — зритель становился безмолвным и беспомощным свидетелем распятия. Картина стала одним из главных событий года ещё до выхода в прокат и ещё до премьеры подверглась резкой критике.

Гибсона, убеждённого католика, обвиняли в том, что его фильм может спровоцировать антисемитские настроения на Ближнем Востоке. В Малайзии картину даже запретили к широкому прокату — билеты можно было приобрести только в христианских церквях. Автор знал, что подобные нападки неизбежны, и пытался смягчить удар. Например, чтобы не изображать иудеев основными виновниками смерти Иисуса, в фильм не вошла фраза «Кровь его на нас и на потомках наших!».

«Страсти Христовы» оказались одним из самых громких проектов года, его обсуждали как зрители, так и критики, но никто в полной мере разгадать замысел Мела Гибсона так и не смог. Фильм занял вечное место в истории кинематографа, однако не стал культовым, оставшись уделом синефилов.

Двумя годами позже Мел Гибсон вернулся с ещё более масштабным проектом — «Апокалипто». Картина рассказывала о последних днях цивилизации майя, погрязшей в междоусобных конфликтах и готовящейся пасть жертвой более развитых народов.

Основным акцентом картины стало противостояние двух племён и быт людей того времени — жестокий и первобытный, но уже очеловеченный зачатками цивилизации. Между сценами кровавых казней и играми с отрубленными головами просвечивали зарисовки об отношениях внутри этого общества и попытках совместными усилиями построить нечто большее.

В «Апокалипто» Мел Гибсон вновь занялся воспроизведением иной, навсегда потерянной для современного человека реальности. Как и в «Страстях Христовых», актёры в кадре разговаривали на аутентичном языке, в данном случае — юкатанском диалекте майя. В съёмках были задействованы потомки индейцев, а для американских актёров пригласили консультантов по древним народам. Гибсон в свойственной себе манере создавал историю из мелочей, ставших фундаментом общего восприятия картины.

Впрочем, и этот проект Гибсона не избежал суровой критики. В фильме вновь нашли массу неточностей, но вместе с этим многие отметили, что «Апокалипто» в целом искажает быт майя. Так, учёные-майянисты заявили, что индейцы в картине показаны куда более жестоким народом, чем на самом деле, автору ставили в вину полное игнорирование достижений майя в области математики и астрономии. Представители майянских общин и вовсе подали жалобу в комиссию по правам человека, на Гибсона с новой силой посыпались упрёки в расизме.

Дополнительного масла в огонь подливали заявления отца Гибсона, ультраконсервативного ирландского католика, утверждавшего, что Второй Ватиканский собор — это «еврейско-масонский заговор», а Холокост — «всего лишь выдумка сионистов». Гибсон при этом никогда не позволял себе критиковать взгляды отца: «Это его мнение, и если кому-то оно не нравится — это не его проблемы».

У Гибсона-младшего в то время были проблемы совершенно иного рода. В апреле 2009 года он и Робин Мур после тридцати лет брака подали на развод. Вскоре у Гибсона начался роман с русской певицей Оксаной Григорьевой, но после рождения ребёнка пара рассталась, а крупномасштабный судебный процесс лишил актёра права на опеку и обязал его выплачивать по 60 тысяч долларов в качестве алиментов. Вскоре другой суд передал половину имущества актёра и половину его будущих гонораров в пользу Робин Мур…

Гибсон снова начал регулярно пить и попадать на страницы бульварной прессы. Под натиском сплетен и обвинений в расизме и гомофобии Голливуд начал постепенно забывать о фильмах, являющихся уникальным примером мастерского воспроизведения иных миров. Совсем недавно его называли будущим большим режиссёром, но теперь он снова оказался просто хорошим актёром развлекательного жанра.

Новое начало

С момента выхода «Апокалипто» прошло уже девять лет. В 2014-м Гибсон получил специальный приз фестиваля в Карловых Варах за выдающийся вклад в мировое кино — обычно такого рода награды становятся символом выхода на пенсию, но для 60-летнего австралийца всё начинается заново.

Мел Гибсон с головой ушёл в съёмки фильма «По соображениям совести», который уже находится в пост-продакшне. Главные роли исполнят восходящие австралийские звёзды Люк Брейси и Тереза Палмер, актёрский ансамбль также дополнят известные голливудские актёры Эндрю Гарфилд, Винс Вон, Сэм Уортингтон и Хьюго Уивинг.

«Я очень рад снова поработать в Австралии, встретиться с людьми, которых я знаю годы и десятилетия. Мы движемся вперёд, и это будет великолепно, — рассказывает Гибсон. — Моя карьера началась именно здесь более 35 лет назад, и я чувствую, что сейчас могу продолжить ту работу, которая оборвалась, когда я уехал отсюда».

Гибсон вновь начинает работу с нуля, и прежние заслуги снова не будут играть никакой роли. «Страсти Христовы» и «Апокалипто» сделали из Мела Гибсона опытного мастера, знающего, что и как он хочет сказать, и наверняка у мэтра Голливуда есть несколько свежих идей насчёт кино о Второй мировой войне. Ожидания от «По соображениям совести» очень высоки, но Гибсон считает, что готов их оправдать. Для него 60 лет — это только начало.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (3)
  1. Анатолий Осипов[facebook]
    |
    23:48
    12.01.2016
    0
    +
    -
  2. fdts
    |
    16:22
    10.10.2016
    0
    +
    -
    Мел Гибсон снимался в фильме – «Смертельное оружие», а не «Заряженное оружие». «Заряженное оружие» - это комедийный фильм-пародия на «Смертельное оружие» !
  3. Инна Ковальчук[vkontakte]
    |
    20:42
    03.01.2017
    0
    +
    -
    А мне нравится Апокалипсис, можно подумать американцы мало передвигаются в других фильмах - вон как переделали всю греческую мифологию, лишь бы денег заработать...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кому может грозить уголовная ответственность за ввоз «санкционки»?
  2. Чем знаменит Гари Линекер, который будет ведущим жеребьевки ЧМ-2018?
  3. Что представляет собой новый грузовик компании Tesla?


Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах

Новое на AIF.ru