aif.ru counter
Ольга Шаблинская 0 4502

Не мужчина, а Баба Яга. Как Милляр Раневскую переиграл

Все материалы сюжета Легендарные актеры и режиссеры кино

Актер Георгий Милляр прославился ролями злодеев, Кощеев и т.п. Но главной ролью его жизни стала Баба Яга. Благодаря ей он наконец женился.

Георгий Милляр в роли Бабы Яги.
Георгий Милляр в роли Бабы Яги. © / Кадр из фильма

Георгий Милляр (урождённый де Мильё) родился 7 ноября 1903 года в Москве в семье приехавшего в Россию французского специалиста по мостостроению Франца де Милье, женившегося на дочери золотопромышленника из Иркутска Елизаветы Журавлёвой.

Георгий Францевич сыграл в общей сложности в 126 картинах. Но, безусловно, в зрительской памяти он остался благодаря «злодейским ролям» в сказках легендарного режиссёра Александра Роу. Причем артист в 16 лентах мастера умудрился сыграть 30 ролей.

Первой из них стал Царь Горох в «По Щучьему велению», в основу сюжета фильма легли русские народные сказки «По щучьему велению», «Царевна Несмеяна», «Плясовая гармонь».

Приступая к работе над своей следующей лентой «Василиса прекрасная», Роу, не раздумывая, пригласил Милляра на роли гусляра и старика-отца. А вот кого позвать на злодейку Бабу Ягу, режиссёр не знал. После многих проб, в том числе и легендарной Фаины Раневской, на Бабу Ягу так никто и не был утвержден. Роу решил посоветоваться насчет выбора артистки с другом Георгием Милляром. «Не женская это роль, — прокомментировал Георгий Францевич. — Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется — она тут же реснички себе подрисует. А я всё стерплю».

В итоге гримеры так постарались, перевоплощая Милляра в Бабу Ягу, что дети, которые были задействованы в массовых сценах ленты, увидев артиста, начинали плакать и убегали с площадки. Милляр принадлежит к тому редкому типу артистов, которые относились к собственной внешности в кино по принципу «чем хуже, тем лучше». Он никогда не то что не боялся себя уродовать для роли, более того, приходил на грим... без волос и бровей. Он их сбривал, чтобы мастерам было легче с ним работать. Порой он больше художников и режиссера был увлечен процессом превращения себя самого в очередного героя. Или героиню, что случалось чаще. 

Воплощать на экране Бабу Ягу помогли жизненные наблюдения. Так, однажды в Ялте Милляр увидел старуху, пасшую коз. «Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба Яга?».

Что же касается характера, вжиться в него помогла нищая, как почти у всех тогда, жизнь. Многие годы актер жил в коммунальной квартире, где соседствовал с ужасной интриганкой: «Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить».

Говоря о съемках в «Василисе Прекрасной» «я всё стерплю», артист не покривил душой ни в чем. Снималась сказка летом, стояла нестерпимая жара. Кинопленка в то время выдавала жуткий брак, и дубли приходилось снимать по многу раз в надежде, что хоть один из них получится качественным по картинке. В итоге Милляр 20 раз сыграл сцену, где Баба Яга съезжает из печки по жёлобу. Металлический предмет из-за направленных на площадку осветительный приборов и летней жары накалился так, что Георгий Францевич получил ожог и был увезён на скорой. Едва восстановившись, самоотверженный актер вернулся на съёмку. К сожалению, в то время ожоги во время съемок были распространенной историей, не раз их получала и другая легенда — Любовь Орлова. Но кино для этих людей было важнее здоровья.

С годами Милляр стал главной Бабой Ягой советского кино, сыграв злодейку порядка десяти раз.

Но каждый раз этот образ он старался сделать разным, никогда не повторялся. В одном из своих интервью Милляр рассказывал о трансформации Бабки следующее: «В „Василисе Прекрасной“ моя бабуля — такая дачница с повязочкой на голове, а в „Морозко“ она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил».

Озвучивал героинь Милляр тоже сам, объясняя: «Бывают такие старушки с прокуренными голосами».

В отличие от многих других артистов, которые тяготились однотипным амплуа, Георгий Францевич никогда не скрывал, что ему нравится играть в сказках, признаваясь, что эти образы — «моя стихия, моя привязанность». И тем не менее Милляр иногда нет-нет, да и говорил, что ему хочется сыграть серьезного персонажа: «Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю». К сожалению, мечте этой не было суждено сбыться — Милляра звали или в сказки, или в серьезные фильмы, но на совсем маленькие роли, которые никто из зрителей практически и не замечал. И тем не менее именно роли злодеев и Бабы Яги сделали Милляра актером огромного масштаба.

Кстати, роль Бабы Яги помогла ему и в личной жизни. Прожив холостяком до 65 лет, он начал присматриваться к новой соседке по коммуналке Марии Васильевне. И в итоге сделал предложение 60-летней женщине. Она удивилась, сказав, что в ее возрасте мужчины ей уже не нужны. А Милляр в шутку ответил: «Я не мужчина. Я Баба-Яга». Мария Васильевна рассмеялась и ответила согласием.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем опасен фиктивный брак?
  2. Чем рискует покупатель, оплачивая счет напрямую на карту продавца?
  3. Кто такой Сантьяго Солари, ставший главным тренером «Реала»?


Самое интересное в регионах