aif.ru counter
Елена Меньшенина 16145

Неунывающая «пани Моника»: 10 случаев из жизни Ольги Аросевой

Все материалы сюжета Легендарные актеры и режиссеры кино

Официального признания Ольге Аросевой пришлось дожидаться долго: заслуженной артисткой она стала лишь в 50 лет. Хотя представили к званию её в 25.

Ольга Аросева.
Ольга Аросева. © / www.russianlook.com

Ольги Аросевой хорошо знакома зрителям по ярким комедийным ролям: пани Моники в телепередаче «Кабачок 13 стульев», Любы из комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», Параси из «Трембиты».

Насыщенной была не только театральная и телевизионная жизнь актрисы, но и личная:  Ольга Аросева 4 раза состояла в официальном браке, а также несколько раз — в гражданском.

Тем не менее артистка признавалась, что всю жизнь чувствовала себя одинокой. «Все мои мужья, к сожалению, оказывались беспомощными, слабыми», — говорила эта сильная женщина.

Жизнь выдающейся актрисы была похожа на кинофильм: в некоторых эпизодах — на приключенческий, в некоторых — на комедийный, а в остальных — на трагический.

1. В 1935 году 9-летняя Аросева встретилась с Иосифом Сталиным — произошло это на авиационном параде в Тушино. Отец будущей актрисы, дипломат, взял с собой на парад двух дочек — Ольгу и Елену. Но девочки оказались в толпе позади взрослых мужчин и не могли толком ничего разглядеть.

Девятилетняя Ольга Аросева на авиационном параде в Тушино (1935 г.). Кадр из фильма Другая жизнь пани Моники (2010)
Девятилетняя Ольга Аросева на авиационном параде в Тушино (1935 г.). Кадр из фильма «Другая жизнь пани Моники» (2010). Фото: Кадр Youtube.com

Вот как вспоминала об этом сама артистка:

«Вдруг рядом раздался голос с сильным восточным акцентом: «Что же вы, большие, встали, а маленьким девочкам ничего не видно? Чьи это девочки? Аросева?». Человек в солдатской шинели и фуражке защитного цвета шёл сквозь толпу. Легко двигался в тесноте, потому что люди перед ним немедленно расступались. Он взял меня и Лену за руки и повёл в первый ряд зрителей. Поле и небо открылись, и стало всё прекрасно видно. Мы смотрели и разговаривали. Сталин был насмешливо церемонен, называл меня, девятилетнюю, на «вы». Подарил мне букет, который поднесла ему спрыгнувшая с самолётного крыла парашютистка».

Так будущая актриса впервые оказалась в центре внимания, а после парада дала первое в своей жизни интервью — рассказала о букете от Сталина.

После Ольга хотела отблагодарить вождя — подарить ему на день рождения голубую гортензию в горшке. Но охрана в Кремле её не пропустила, хотя и пообещала передать цветок.

2. В 1937 году отец артистки был арестован, а в 1938-м — расстрелян. Девочка (Аросевой в том году исполнилось 13) написала письмо на имя Сталина, в котором заявила, что отказывается верить в виновность отца. Однако вождь не ответил. В знак протеста Аросева не стала вступать в комсомол.

3. Свой первый гонорар артистка получила не за роль в театре, а за то, что согласилась выступить натурщицей. Однажды на улице к ней подошёл незнакомый мужчина и предложил написать её портрет. Незнакомцем оказался художник Николай Ромадин. Он создал два полотна с Ольгой Аросевой — говорят, их актриса выпросила у художника с большим трудом, когда была уже взрослой.

4. Ольга Аросева несколько раз бросала учёбу в институтах, но недостаток целеустремлённости и усидчивости с лихвой восполняли авантюризм и находчивость молодой артистки.

С началом войны девушка поступила в цирковое училище, но была отчислена. Тогда Ольга стала студенткой Московского городского театрального училища и спокойно там училась, пока в столицу с гастролями не приехал Ленинградский театр драмы и комедии под руководством Н. П. Акимова. Аросева, предъявив диплом своей сестры, к тому времени уже окончившей театральное, была принята в труппу. Так, с подлога документов, и началась карьера актрисы в Ленинграде.

5. После того как Акимов покинул пост художественного руководителя театра, Ольга Аросева вернулась в Москву. Там она устроилась на работу в Театр Сатиры, которому практически всю свою жизнь и оставалась верна (лишь на 3 года сделала перерыв ради другого театра). Как рассказал директор Театра Сатиры Мамед Агаев, последний раз он разговаривал с актрисой за 3 часа до её смерти — Аросева переживала, что её приходится заменять в спектаклях (с сентября артистка не выходила на работу, ей был прописан постельный режим), и планировала в ближайшее время вернуться на сцену.

Ольга Аросева в спектакле Пена в Московском Театре Сатиры
Ольга Аросева в спектакле «Пена» в Московском Театре Сатиры. Фото: РИА Новости

6. Самым большим успехом Ольги Аросевой на экране стала роль пани Моники в сериале «Кабачок „13 стульев“». В родном Театре Сатиры для актрисы тогда был не очень благоприятный период — ролей ей давали не так много, поэтому «Кабачок» её буквально спасал. Ироничная и немного язвительная пани Моника обладала особым шармом, и зрители обожали эту героиню.

Ольга Аросева в роли пани Моники в телеспектакле Кабачок 13 стульев
Ольга Аросева в роли пани Моники в телеспектакле «Кабачок 13 стульев». Фото: Кадр из телеспектакля

«Играть пани Монику было легко. Это ведь не классический образ, где нужно соблюдать какие-то каноны, традиции. Не скажу, что это создание сложного характера, это лёгкий, весёлый человек, который в какой-то степени есть и во мне. Поэтому нетрудно было быть самой собой», — рассказывала актриса.

7. С 1960-х Ольга Аросева, человек лёгкий, весёлый и с чувством юмора, с удовольствием начала работать в мультипликации (озвучивала персонажей) — её визитной карточкой стали роли лисиц и слоних. Вот лишь несколько работ актрисы: Лиса из мультиков «Кот-рыболов» и «Как лиса зайца догоняла», а также в короткометражке «Хвосты»; Баба-Яга, которая строит козни Олимпийскому мишке в мультфильме «Баба-Яга против!»; госпожа Белладонна из мультсерии про поросёнка Фунтика.

Ольга Аросева на юбилейном вечере в Театре Сатиры
Ольга Аросева на юбилейном вечере в Театре Сатиры. Фото: РИА Новости

8. Из-за фильма Эльдара Рязанова «Старики-разбойники», в котором Ольга Аросева исполнила одну из своих лучших ролей (инкассатор Анна Суздалева), у артистки возникли проблемы с властями. Вот как вспоминала об этом актриса в своей книге «Без грима на бис»:

«Фильм «Старики-разбойники» закончился для меня серьёзными неприятностями, к искусству никакого отношения не имевшими. Стояла поздняя осень, во Львове шли дожди, а Рязанову позарез нужен был снежок, серенький зимний рассвет, в который уходят и там растворяются наши старики. Имелся у нас и ветродуй, и специальная пушка, но не было снега. Рязанов и оператор пробовали разнообразные заменители: заряжали пушку манной крупой, мелкими макаронами-звёздочками, но иллюзии не получалось.

В ожидании снега мы улетели в Москву, и тут же, как назло, начались повсеместные снегопады и метели… Прилетев во Львов, мы всё быстро отсняли, вернулись в гостиницу и решили отпраздновать завершение работы…

В Москву возвратились под самый Новый год, и вдруг из какой-то газеты пришёл ко мне корреспондент брать интервью с шуточными поздравлениями и пожеланиями. По простодушию я о нашей «манно-макаронной» эпопее и рассказала. Что тут началось! В газете «Правда» вышла разгромная статья «Не стреляйте макаронами!» о том, что в стране тяжёлое положение с продуктами, а наглые и циничные киношники выпуливают в воздух, бросают себе под ноги хлеб насущный советских людей…

Ольга Аросева в фильме Эльдара Рязанова Старики-разбойники (1971 г.)
Ольга Аросева в фильме Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» (1971 г.). Фото: Кадр из фильма

Раздался звонок от Рязанова: «Что ты наделала? Меня в ЦК партии вызывают!». Я стала оправдываться: «Эльдар, вы им скажите, что это фантазия, сказочное обобщение…». Он: «Ты меня не учи, что говорить! Прошу: больше за перо не берись, никогда в жизни! Обещаю, что буду снимать тебя во всех своих фильмах, только ничего и нигде не пиши!»

…Рязанова вызывал на ковёр для дачи показаний сам Кощей Бессмертный брежневского Политбюро Суслов, а от меня потребовали объяснительную записку, что всё это мне привиделось на съёмках, как сон… В ЦК Эльдар сказал: ну, чего требовать от дуры-актрисы, да к тому же ещё малограмотной?.. Картину на полку не положили, Эльдара с «Мосфильма» не выгнали, и что ещё удивительнее: в следующую свою работу «Невероятные приключения итальянцев в России» он меня таки взял».

9. К званию заслуженной артистки Ольгу Аросеву представили, когда ей было 25 лет. Получила она его только в 50. А в 60 Аросева стала народной артисткой РСФСР.

«Моя жизнь несколько раз начиналась с нуля, мне очень долго не давали почётного звания. В графе «образование» у меня стоял прочерк, так как училище оставила за два года до окончания. Следовательно, указание на профессию отсутствовало, а рядом значится, что я — народная артистка России. Впрочем, и тогда, в молодости, и теперь всё это мало меня волновало», — писала актриса.

Ольга Аросева и Иннокентий Смоктуновский в фильме Эльдара Рязанова Берегись автомобиля (1966 г.)
Ольга Аросева и Иннокентий Смоктуновский в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966 г.). Фото: www.russianlook.com

10. По словам Аросевой, за всю жизнь у неё был лишь один полноценный документ об образовании — согласно ему, актриса прошла курсы водителей троллейбусов. Это умение Аросевой пригодилось на съёмках фильма «Берегись автомобиля» — кстати, записаться на курсы её попросил режиссёр ленты Эльдар Рязанов.

Исправить несправедливость решили коллеги актрисы: на 80-летие ей торжественно вручили диплом Щукинского училища. Аросева к тому времени уже 20 лет была народной артисткой.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем болела Элина Быстрицкая?
  2. Как считают пенсии при работе по двум трудовым книжкам?
  3. Насколько продлили срок перехода на цифровое телевидение?


Самое интересное в регионах
Роскачество