Ольга Шаблинская 17 72007

Николай Цискаридзе: «Почему такая ненависть ко всему своему?!»

Николай Цискаридзе - об умении найти общий язык.

Николай Цискаридзе.
Николай Цискаридзе. © / Игорь Руссак / РИА Новости

Меняйте что-то!

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Известный режиссёр Станислав Говорухин говорит: наша творческая интеллигенция всегда была «проституирующей» и разъедала изнутри страну. Сейчас ещё больше нарастают оппозиционные настроения по отношению к государственной политике... 

Досье
Николай Цискаридзе, бывший премьер Большого театра. Родился в 1973 г. в Тбилиси. В 1992 г. по окончании Москов­ской академии хореографии по приглашению Ю. Григоровича был принят в Большой театр. С 2013 г. - и. о. ректора Академии русского балета им. Вагановой.

- Один раз сидел в компании. «Это у нас плохо, это ужасно, КГБ - вообще кошмар». Я слушал, слушал... В какой-то момент не выдержал: «Господа, есть такой старый анекдот. В чём разница между Микки-Маусом и серой мышкой? В рекламе! Ну объясните мне, пожалуйста, почему МИ-5, Моссад, ЦРУ, ФБР - это очень хорошие и престижные организации, а КГБ вызывает такую критику и ненависть? Понимаю, что это последствия репрессий и ужасов 30-х годов. Но вы же в этой стране живёте. Вы хотите, чтобы у вас было безопасное государ­ство? Почему такая ненависть ко всему своему?» 

Мне не нравится, когда поливают грязью страну, в которой живу. Для меня всегда был, есть и будет любимый город Москва. Я сознательно сделал свой выбор и всегда говорю, что хочу жить здесь. И никакое место для меня не является более дорогим. 

Николай Цискаридзе
Николай Цискаридзе. Фото: РИА Новости / Игорь Руссак

- А если кому-то не нравится здесь, но при этом человек уезжать не хочет? 

- Я прошёл то, о чём вы говорите, в масштабах Большого театра. А Большой - это мини-государство. С отдельной строкой в бюджете России. Когда я говорил о том, что мне что-то не нравится в устройстве этого «государства», часто слышал в ответ: «Ну и уходите». Но все годы службы в Большом я работал на имидж страны и театра, так как был одним из главных представителей его труппы. Поэтому дискуссии из разряда «мне не нравится то-то в России» обрубаю всегда коротко: если вам не нравится - пытайтесь изменить. Приведу вам пример. Когда в 90-е начались сложные времена, в нашем подъезде в Москве все скинулись и поставили домофон. Сделать то же самое в питерском доме многие годы не удавалось: соседи не могли договориться. Но при этом регулярно жаловались на то, что в подъезде гадят и всё в стране не так. Товарищи, ну вы не можете элементарно скинуться, проявить инициативу! А правительство виновато, что в подъезде грязно? И только в середине 2000-х годов удалось как-то объединиться. На это понадобилось больше 15 лет... 

В последнее время мне (в связи с изменениями в моей профессиональной деятельности) приходится заниматься воспитанием учеников в Академии русского балета им. Вагановой. И я прочитал одну очень хорошую фразу: «Не надо воспитывать детей, воспитывайте прежде всего себя». Когда ты ребёнку говоришь «не кури», но сам при этом не выпускаешь сигарету изо рта, грош цена твоим словам. Так и с государством. Вы не его ругайте, а с себя нач­ните. Очень хорошо написано у Булгакова в «Собачьем серд­це»... «Что такое разруха? Она не в клозетах, она в умах». 

К сожалению, сегодня за границей мнение о нашей стране не всегда самое лучшее. Сейчас там по-преж­нему многие считают, что у нас чуть ли не медведи ходят по улицам, что стреляют средь бела дня. Турагентства не рекомендуют своим клиентам ехать в Россию: мол, небезопасно. Поэтому я очень рад, что существует Фестиваль российского искусства в Каннах. Они совершают благородную миссию. Очень важно, чтобы кто-то представлял за границей нашу Родину с человеческим лицом. Важно показывать иностранцам нашу великую многонациональную культуру, что и делает фестиваль. После выступления в Каннах учеников Академии русского балета им. Вагановой зал аплодировал стоя. (Сам Николай вышел на сцену, исполнив заглавную роль в «Послеполуденном отдыхе фавна». - О. Ш.) Я был очень рад: французы в очередной раз увидели, на каком высоком уровне у нас находится образование и исполнительское мастерство. 

Николай Цискаридзе в роли «Золотого раба» и Ильзе Лиепа в роли Зобеиды в сцене из балета «Шахерезада» Фото: РИА Новости / Игорь Руссак

- Николай, сейчас нашу интеллигенцию разделил ещё и украинский «ров»...  

- Вообще это трагедия. Очень грустная история. Для меня украинский язык - первый, на котором я заговорил. Потому что моя няня была украинкой. Для меня эта культура более родная, чем та, которая меня в те годы окружала. Всё моё детство связано с украинским бытом, украинской едой, украинским языком, песнями. Несмотря на то что я там никогда не жил, переживаю происходящее очень тяжело, как собственную боль. 

Мне хочется сказать то же самое, что говорил, когда происходили события в Грузии в 2008 году. Главное - чтобы не умирали люди и не падали бомбы на голову. А здоровье, жизнь - это единст­венная вещь, которая невосполнима. Всё остальное можно выменять, купить, дождаться, дотерпеть. Жизнь же человеческую уже не вернуть. 

А ходить маршем, как делают многие, - разве это что-то может изменить? И ещё мне интересно - все эти известные «протестующие» почему-то не отказываются от благ, премий, которые им дало государство. Ну верни ты квартиру и деньги, которые тебе дали к ордену и государст­венной награде, раз ты такой принципиальный. 

- В вашем понимании патриотизм - это... 

- ...очень интимное понятие. О нём нельзя рассуждать с бухты-барахты. И особенно - бравировать им.

Николай Цискаридзе в сцене из одноактного балета Вацлава Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» Фото: РИА Новости / Игорь Руссак

«Мой дом и храм»

- Допускаете, что пойдёте в Большой театр как зритель? 

- Всегда, если будет что-то интересное. Например, если Маша Гулегина приедет. Я точно знаю, что это будет первоклассно. Но то, кто иногда поёт рядом с ней или как звучит оркестр, у меня вызывает удивление. Я вырос в другом Большом театре. 

Моё отношение к Большому театру никогда не изменится. Для меня это мой дом и мой храм. Я клянусь вам - я мог за шиворот выбросить человека, который выходил в верхней одежде на сцену. Потому что для меня это святое место. 

- Сегодня вы исполняете только острохарактерные небольшие партии. Почему перестали выходить на сцену в больших ролях?

- Я давно сказал: никогда не буду старым принцем. 

- Талия у вас по-прежнему 66 см? 

- Ой, не 66, и слава богу. Я сейчас могу есть всё, что хочу. Я так счастлив от этого.

Артист балета Николай Цискаридзе в сцене из балета «Пиковая дама» Фото: РИА Новости / Рамиль Ситдиков
Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Анна Поляк
    |
    13:45
    03.10.2014
    15
    +
    -
    Меня честно говоря Цискаридзе тоже удивил . Не стал боятся быть поруганным за своё мнение ни на западе , ни от своих ; то что он высказал звучит примерно так : делай хорошо , делай добро вокруг себя - остальное приложится .Русскость - когда ты стараешься не только ради себя , а думаешь о других .И Цискаридзе показал что он больше русский чем многие так себя называющие .
    Сергей Алексич, вы правы. Вспоминаются крылатые слова Ильи Глазунова: "Русский, это тот, кто любит Россию"!
  2. Сергей Алексич
    |
    12:29
    03.10.2014
    8
    +
    -
    Меня честно говоря Цискаридзе тоже удивил . Не стал боятся быть поруганным за своё мнение ни на западе , ни от своих ; то что он высказал звучит примерно так : делай хорошо , делай добро вокруг себя - остальное приложится .Русскость - когда ты стараешься не только ради себя , а думаешь о других .И Цискаридзе показал что он больше русский чем многие так себя называющие .
Комментарии (17)
  1. metrolog
    |
    07:24
    03.10.2014
    -8
    +
    -
    У своего "продукта" есть хозяин, он не хочет делиться доходами. А когда покупаешь чужой "продукт" на мировом рынке, можно договориться и о цене, и о количестве, и при этом есть возможность отпилить, распилить и даже задаток положить на зарубежный счёт.
  2. Сергей Алексич
    |
    12:29
    03.10.2014
    8
    +
    -
    Меня честно говоря Цискаридзе тоже удивил . Не стал боятся быть поруганным за своё мнение ни на западе , ни от своих ; то что он высказал звучит примерно так : делай хорошо , делай добро вокруг себя - остальное приложится .Русскость - когда ты стараешься не только ради себя , а думаешь о других .И Цискаридзе показал что он больше русский чем многие так себя называющие .
  3. Карабас
    |
    13:43
    03.10.2014
    1
    +
    -
    Карабас: Да во всем мире налогоплательщики компенсируют издержки кучки империалистов. Но все равно люди остаются патриотами, а у нас есть такие, что любят кричать :"Только в России (далее вставить нужное)" А Цискаридзе - молодец, настоящий русский интеллигент (в хорошем смысле слова) грузинского происхождения.
    Все правильно. У Цискаридзе есть свое мнение и он его высказывает - умница, красавец! - а вот мое уже удалили. Да и ваше тоже могут.
  4. Анна Поляк
    |
    13:45
    03.10.2014
    15
    +
    -
    Меня честно говоря Цискаридзе тоже удивил . Не стал боятся быть поруганным за своё мнение ни на западе , ни от своих ; то что он высказал звучит примерно так : делай хорошо , делай добро вокруг себя - остальное приложится .Русскость - когда ты стараешься не только ради себя , а думаешь о других .И Цискаридзе показал что он больше русский чем многие так себя называющие .
    Сергей Алексич, вы правы. Вспоминаются крылатые слова Ильи Глазунова: "Русский, это тот, кто любит Россию"!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Нужна ли доверенность, если владелец авто едет пассажиром?
  2. Может ли очевидец происшествия оказать пострадавшему первую помощь?
  3. Могут ли из-за долгов по ЖКХ не выпустить за границу?


Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах

Новое на AIF.ru