Сергей Грачёв 13 4326

Николай Досталь: слово «покаяние» в России сегодня оказалось напрочь забыто

«Рабская психология, увы, свойственна большинству людей независимо от их национальности. И выдавливать её, кстати, можно и нужно с помощью покаяния», — считает режиссёр.

Николай Досталь.
Николай Досталь. © / Артем Житенев / РИА Новости

Его новый трагикомический фильм «Монах и бес» был един­ственным российским участ­ником основной конкурсной программы прошедшего летом Московского международного кинофестиваля. Теперь же лента вышла в прокат.

Досье
Николай Досталь. Родился в Москве в 1946 г. ­Кинорежиссёр, сценарист, ­актёр. Дважды лауреат ­«ТЭФИ», дважды лауреат ­«Ники», лауреат премии «Золотой орёл» и обладатель «Золотого Георгия» ММКФ. Народный артист России.

Трещина так и осталась

Сергей Грачёв, «АиФ»: Николай Николаевич, вы в своей картине поднимаете массу исконно русских проблем: дураков, дорог, коррупции, чинопочитания... В общем, такая гоголевщина... Смотришь и думаешь: это всё у нас навсегда, что ли?!

Николай Досталь: Бог его знает... Но эти проблемы действительно приросли к нашей стране будто намертво. Живучие, гады! То ли это от недостатков, пороков русского человека. Сложно сказать. До фильма «Монах и бес» я снимал телефильм «Раскол», действие которого разворачивается в XVII веке. И там то же самое: те же проблемы взаимоотношения власти и церкви, власти и народа, церкви и паствы... Как говорил Солженицын (а его как раз интересовала тема старообрядцев, раскола): «Если бы не было XVII века, то, может быть, не было бы и 1917 года». Трещина, которая тогда пошла по всей России в связи с расколом Русской православной церкви, затронула фундаментальные для государства и общества вещи. И мы до сих пор это расхлёбываем...

— Уже из названия картины понятно, что вы затрагиваете вечную тему добра и зла, а точнее, как эти два начала способны уживаться в одном человеке, как происходит внутреннее противостояние. У вас добро побеждает зло. Вы серьёзно?

— Конечно. Выдающийся врач, теолог, философ, лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер хорошо сказал: «Опыт мой пессимистичен, но вера моя оптимистична». Я абсолютно с ним согласен. Поэтому в нашем фильме побеждает добро. И побеждает оно с помощью любви! Мы не так часто об этом говорим, а надо бы. Это полезно для внутреннего состояния человека. Чтобы в каждом из нас жил всё-таки не воин, сжимающий кулаки, выходя за порог своего дома, а человек, который любит мир, любит окружающих людей, любит свою Родину, крылечко дома....

— Глупость, наверное, скажу, но я, честное слово, уже не понимаю, что такое упомянутое вами чувство патриотизма!

— Ничего удивительного в этом нет. Это понятие за последнее время так обтрепали, что любой запутается. Кричат о нём с пеной у рта на всех углах и площадях. Для меня же лично патриотизм — это достаточно интимное чувство: как любовь к матери, к отцу, к отчему дому. Никто же не выбегает на площади с криками: «Я люблю свою мать!» Ну так а чего орать о любви к Родине? Если эта любовь есть, то она есть. А если нет, то тут уж ничего не поделаешь. Привить это чувство искусственно, с помощью пропаганды — это какой-то неправильный путь.

— Перед интервью вы как-то грустно сказали, что сегодняшний мир, сегодняшнее отношение к нашей стране в мире и взаимоотношения в нашем обществе у вас вызывают тревогу. Если вдуматься, а когда этой тревоги не было-то?

— Согласен, она присут­ствовала всегда. Просто, может быть, когда-то в большей степени, когда-то в меньшей. Вот в 90-е годы прошлого уже века было больше надежд, эйфория какая-то была. К сожалению, те надежды не оправдались, не сбылись...

Вырваться из замкнутого круга

— Вот вы говорите, что трещины раскола, случившегося в XVII веке, до сих пор дают о себе знать. Но, если верить опросам, никакого особо страшного раскола у нас в обществе нет. Есть единение!

— Я эти опросы не читаю и в принципе не очень им доверяю. У меня есть собственные ощущения и наблюдения.

А в том, что огромное количество людей поддерживают нынешнюю власть, никакого парадокса я не вижу! Русскому человеку так проще и удобнее — и так всегда было, веками. Если есть кто-то, кто за тебя всё решит, тебе поможет, тебя поддержит, ну и хорошо!

— Возвращаясь к вашей новой картине... Вы в ней затрагиваете тему покаяния — даже не в религиозном, христианском контексте, а способность человека к покаянию в принципе...

— К сожалению, понятие «покаяние», само это слово в России сегодня оказалось напрочь забыто. Про патриотизм кричат. А покаяние — ну что это такое вообще?! За что это мы вдруг будем каяться, когда мы самые лучшие, самые сильные, самые богатые и вообще самые-самые-самые! Вообще покаяние несвойственно, по-моему, большинству россиян. Как-то Россия без него обходится, живёт. Но это чувство покаяния — оно важно и необходимо не только для человека верующего, оно для всех важно.

— А тема покаяния и, скажем, чеховская тема выдавливания по капле из себя раба — это не взаимоисключающие вещи? Нет в этом конфликта?

— (Надолго задумывается.) Нет! То, о чём говорил Чехов, остаётся актуальным и современным всегда! И это касается не только нашего общества, но и других стран. Рабская психология, увы, свойственна большинству людей независимо от их национальности. И выдавливать её, кстати, можно и нужно — с помощью покаяния в том числе. Покаяние — это как бы отрезвление... Это когда ты начинаешь более трезво смотреть на свою жизнь, на своё прошлое, на своё настоящее. Если есть в чём покаяться в своём прошлом — покайся, есть чем гордиться — гордись. Но одно не должно исключать другое. К сожалению, мало кому удаются эти вещи.

— А как же молодое поколение?

— А что молодое поколение?! Оно становится рабом денег, карьеры. А чтобы сделать карьеру, ты должен всячески угождать начальству — и опять мы приходим к рабству. Это замкнутый круг какой-то. А вообще, если говорить о поколении молодых, среди них есть нормальные во всех смыслах, свободные люди. Их, по моим наблюдениям, увы, меньшинство. Но, как я уже говорил, мой опыт пессимистичен, но моя вера оптимистична. Я верю в свет в конце тоннеля — дай бог, чтобы его кто-нибудь не выключил. И, конечно, повторюсь, верю в чудодейственную силу любви.

— То есть, как поёт Вера Брежнева, «любовь спасёт мир»?

— (Смеётся.) Я не слушаю такую музыку, честно говоря, и не знаю, кто и о чём там поёт. Да и неважно всё это... Я вообще считаю, что кино, музыка, литература — в общем, искусство в целом — неспособны изменить человека. Увы... Но оно может изменить отношение человека к миру, к тем, кто его окружает. И если уж не изменить кардинально, то по крайней мере скорректировать в лучшую сторону. Это очень важно! И понимание, осознание этого даёт мне творческую энергию...

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Вячеслав Суворов[facebook]
    |
    06:44
    23.09.2016
    7
    +
    -
    Покаяние ??за что? Перед кем??Если перед богом каяться-есть храм,церковь!Если перед западом-у него(запада)незамолимые грехи перед нами.Автор? Опредились,что уж мы нагрешили по жизни ,что нужно каяться,каяться ,каяться??У каждого свой скелет в шкафу, в том числе и у Вас,но я не призываю Вас бежать и ставить свечку.Давно подмечено-ничтожная известность вызывает позывы на нравоучения,мессианство.Одним словом:креативный класс,наместники бога....
  2. Актёр
    |
    09:16
    23.09.2016
    7
    +
    -
    Ключевая фраза: вот в 90-е годы была какая то эйфория.. Вот за это и кайтесь господа, потому что это вы испортили миллиионам жизнь и миллионы досрочно её завершили. Те кто без эйфории приняли этот переворот тоже не без греха, но перед собой и близкими, а вот вы перед народом. Покайтесь хоть Кто-нибудь, а не делайте виноватым весь народ, вас таких процентов 5 от силы, которым неймётся никогда.
Комментарии (13)
  1. Вячеслав Суворов[facebook]
    |
    06:44
    23.09.2016
    7
    +
    -
    Покаяние ??за что? Перед кем??Если перед богом каяться-есть храм,церковь!Если перед западом-у него(запада)незамолимые грехи перед нами.Автор? Опредились,что уж мы нагрешили по жизни ,что нужно каяться,каяться ,каяться??У каждого свой скелет в шкафу, в том числе и у Вас,но я не призываю Вас бежать и ставить свечку.Давно подмечено-ничтожная известность вызывает позывы на нравоучения,мессианство.Одним словом:креативный класс,наместники бога....
  2. aleks.vasilich-r
    |
    06:59
    23.09.2016
    5
    +
    -
    Николай Досталь: слово «покаяние» в России сегодня оказалось напрочь забыто ============================================================================== Полагаю, "покаяние" здесь сказано ни к месту, ибо непонятно, кто должен каяться и зачем. Полагаю, напрочь даже не забыта, а нет и не было, никогда, совести у многих бывших товарищей и новоявленных господ. Была бы у них совесть, и СССР бы цел, и деньги не разворовывались бы тоннами и не убегали бы за границу на благоустройство Лазурного берега Средиземного моря и других аналогичных берегов. А направлялись бы на развитие инфраструктуры России и развитие производства, открытие рабочих мест и повышение зарплаты тем гражданам России кто её зарабатывает…
  3. Lemost
    |
    07:11
    23.09.2016
    2
    +
    -
    Знаю людей, которые каются, каются, а как случается аналогичная ситуация - вновь те же ошибки делают. Потом опять каются. И так по кругу. Не лучше ли думать над ошибками и стараться не допускать их впредь? Это уже развитие личности. Но это для тех, кто способен видеть и понимать свои ошибки. Некоторым не дано, к сожалению. Величие глаза застит и разум затмевает.
  4. Змеиный Глаз
    |
    08:44
    23.09.2016
    4
    +
    -
    Чтой-то перед нами, русскими , никто не покаялся, ни поляки за 1920-й год, ни немцы, за 41-й, ни амероподлецы за перестройку, ни укры за сбитый самолет. Не считаю нужным этого делать
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто может получить социальное жилье в 2017 году?
  2. Можно ли не уступать дорогу догоняющему и моргающему вам автомобилю?
  3. Можно ли ставить микроволновку на холодильник?

Надо ли материально наказывать родителей за отказ прививать детей?

Самое интересное в регионах

Новое на AIF.ru