Роман Сергеев 1 2626

«Судьба — внутри нас». Проблемы духовного поиска современного человека

Если человек достиг гармонии, то и поступки он совершает правильные. А они вместе с правильными мыслями создают ему благоприятную судьбу.

Все ищут примирения с самим собой.
Все ищут примирения с самим собой. © / Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Так считает писатель и публицист Александр Лапин. Он рассказал «АиФ», почему свою новую книгу назвал «Святые грешники» и как современному человеку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром.

В человеке есть всё: и святое, и грешное

Роман Сергеев, «АиФ»: Александр Алексеевич, герои вашего нового романа — взрослые современные люди — ведут духовный поиск. У каждого он идёт по-своему, но есть общая основа. Какая?

Александр Лапин: Это объединяющее начало сформулировано в сути любой религии. Смысл всех духовных поисков в обретении душевного спокойствия, равновесия и внутренней гармонии. Все ищут такого состояния. Примирения с самим собой. Чтобы человека не мучили его комплексы и он мог жить. А уже из этого получается счастье. Если человек спокоен, уравновешен, размерен, то эта внутренняя гармония выходит вовне. И люди вокруг него тоже становятся спокойными, гармоничными.

Этот принцип я вывел для себя ещё в молодости. Каждый человек многогранен. В нём есть все: и святое, и грешное. Собственно, поэтому мой новый роман так и называется. Ты поворачиваешься к людям определённой стороной своей личности — они к тебе обращаются той же самой стороной. И тебе кажется, что окружающие с тобой на одной волне.

Если ты достиг гармонии, то и поступки совершаешь правильные. А они вместе с правильными мыслями создают благоприятную судьбу. Люди говорят: «Смотри, какой везучий! Всё у него получается». На самом же деле наша судьба внутри нас.

Кстати, интересно: во всех основных религиях есть одна общая особенность. Используя различные практики (исихазм, медитация и т. д.), их истинные последователи достигают состояния «тишины ума», «остановки мыслей», с которого начинается контроль нашего внутреннего «я», нашей души над разумом, появляется энергия для свободных и творческих действий и решений. Так зарождаются вибрации творчества, которые дают человеку возможность двигаться вперёд.

Кому костыли не нужны?

— Чем отличается духовный поиск современного человека от того, как люди эти вопросы решали раньше?

— В романе я это особо не афиширую, но там есть такой подход: духовный поиск сегодня — это поиск, который нужно вести не в тишине, не сидя в затворе, как было раньше, а в обычной жизни. Потому что она стала более динамичной, интенсивной. С другой стороны, и люди теперь более, если можно так сказать, продвинутые.

У Ивана Ефремова есть роман «Лезвие бритвы». В нём один из героев — индийский художник — хочет, чтобы его, как йога, замуровали в пещере и он просидел там сколько-то дней в тишине и полной изоляции: это один из эзотерических приёмов. А ему просвещённый человек говорит: мол, ты понимаешь, так приходилось делать раньше. Например, брали из деревни какого-нибудь неотёсанного человека в монастырь. У него психика заскорузлая, тяжёлая, пробить её непросто. Замуруешь такого — может, его прошибёт, он переродится. А ты человек современный, живущий в этом мире. И уже настолько развит, что тебе такие технологии не нужны.

И я тоже считаю, что сегодня все люди грамотные, могут читать любую литературу: духовную, научную. И многие способны развиваться самостоятельно.

 

Самый современный святой

— Получается, находить ответы на вечные вопросы стало легче?

— И легче, и тяжелее. Все мы на разном уровне духовного развития. Поэтому многим нужен учитель, священник, помощник. Нужны костыли в виде обрядов, песнопений, ритуалов. А некоторым — кто уже дальше продвинулся — этого не надо. Они могут идти вперёд сами.

Для меня примером является Сергий Радонежский. Он сегодня самый современный святой. Потому что не был монахом в полном смысле этого слова. То есть затворником, отгородившимся от мира. Наоборот, он всегда активно действовал: мирил князей, не давая им друг друга сожрать. Возглавил и благословил борьбу русского народа за независимость. Послал своих ратников на Куликово поле. Хотя как монах должен был сидеть в скиту и ни во что не вмешиваться. Думать только о собственном внутреннем развитии.

Духовно расти в уединении — это тоже технология. Но её надо проверять: вылези из скита-то и пойди туда, где страсти кипят. Если можешь от них отстраниться, сохраняешь спокойствие и свою внутреннюю сущность, тогда ты действительно крутой парень.

На этом проверяется святость человека: в битве. А вот творчество помогает ему окружить себя хорошей аурой, не давать врагу — бесам — ворваться в душу и в ней господствовать.

«Веротерпимость перерастает в вероуважение»

— Верите ли вы, что люди, исповедующие разные религии, могут найти общий язык?

— Конечно, верю. Это вопрос взаимного доверия и взаимного уважения людей. Мы ведь ищем одно и то же. Бог един. И если уж высшие церковные иерархи находят возможности встречаться и обсуждать какие-то вопросы, то мы и подавно должны искать точки соприкосновения.

Почему ещё я в это верю? Родился в такой стране. Россия — империя. Здесь есть все основные мировые религии. Но мы все уживаемся. У нас ведь не было таких религиозных войн, как на Западе. В России есть большой задел: веротерпимость, которая уже перерастает в вероуважение.

Житие вне времени

— В новой книге вы использовали новые для себя творческие приёмы. Какие ещё формы для вас интересны?

— Мне интересен жанр жития, и хотелось бы написать современное житие. Те, что мы знаем, не соответствуют по форме нынешнему восприятию. Однако я думаю, что житие святого — это вне времени и пространства: как человек свои грехи осознаёт и изживает. Просто нужно подать так, чтобы было интересно.

Может быть, удастся реализовать этот замысел в следующей книге. А роман, над которым работаю сейчас, — «Крымский мост» — несколько другой. Он о крупном духовном подвиге народа. О том, как его воля выражается, как правители должны её исполнять. Хочу раскрыть эту тему и написать обязательно интересно и легко.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Георгий Сергацкий[facebook]
    |
    18:48
    24.03.2018
    0
    +
    -
    ОБРЕТАЯ БЛАГОДАТЬ «Пусть это будет сколь угодно болезненно – какая разница, если получится хорошая книга?» Д. Сэйерс «О сексе и смерти нельзя даже упоминать. Как только поднимается одна из тем, что-то внутри нас начинает дрожать» (Ошо), ибо смерть и сексуальность, двое близнецов, кладут на мир печать зверства» (Преп. Ефрем Сирин). «Закон не освящает секс и не проклинает его. Но открывая человеку истину о сексе, его неизбежную трагическую двойственность, он помогает ему сохранить внутри себя понимание своей истинной природы и бороться за ее целостность или, другими словами, искать благодати...» (А. Шмеман). Однако, «индивидуумы... испытывают желание найти состояние, свободное от всякого напряжения» (З. Фрейд), поэтому «радость обретенного спасения доступна лишь тому, кто погибал» (Архидиакон Роман, Тамберг). «Неоткуда ждать помощи. Человек, спаси себя сам!» (А. Мень). Из книги «Изнанка любви или Опыт трепанации греха в толковании авторитетов».
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Зачем российские суда заходят в украинские порты?
  2. Кого играл актер Николай Кириченко в «Каменской»?
  3. Когда выйдут новые iPhone?




Самое интересное в регионах