aif.ru counter
Ольга Шаблинская 1 3058

Театральный менеджер. Как фабрикант Станиславский стал великим режиссером

Основатель легендарной системы изначально был успешным управляющим производством, а псевдоним свой позаимствовал у другого актера-любителя.

Константин Станиславский в 1938 году.
Константин Станиславский в 1938 году. © / Commons.wikimedia.org

Всемирно знаменитый русский актёр и режиссёр, теоретик сценического искусства, создатель уникальной актерской системы, почётный академик Академии наук СССР, Народный артист СССР Константин Алексеев, которого весь мир знает под фамилией Станиславский, родился 17 января 1863 года в Москве.

К театру фабриканты и промышленники Алексеевы отношения не имели. Исключение составляла лишь бабушка Константина — французская актриса Мари Варлей. Когда-то она приехала на гастроли в Петербург из Парижа. Дед Станиславского Василий Абрамович Яковлев, будучи страстным театралом, увидел красавицу-француженку на сцене Михайловского театра и влюбился. Их брак не был зарегистрированным, но у Яковлева и Варлей родились две дочери — Мари и Адель, в крещении Мария и Елизавета. Однако вскоре семья распалась — Мари увлеклась другим мужчиной, который официально предложил ей руку и сердце. Дочек Василий Абрамович актрисе отдать отказался.

С бабушкой Константин Станиславский никогда не общался, но был уверен, что страсть к театру у него именно от бабки. В своей знаменитой книге «Моя жизнь в искусстве» Станиславский рассказывал: «Моя мать была дочерью известной в свое время парижской артистки Варлей, приехавшей в Петербург на гастроли...». Но брат его Владимир Сергеевич Алексеев на рукописи, готовившейся к изданию в России в 1926 году, приписал на полях: «Совсем не „известной“ и, скорее всего, не артистки, а кокотки».

Кстати, знаменитая советская «красавица, комсомолка» Наталья Варлей происходит из семьи тех самых Варлей и является дальней родственницей Станиславского. 

Константин Станиславский в 1912 году.
Константин Станиславский в 1912 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Фабриканты Алексеевы были людьми очень богатыми (они производили канитель — очень тонкую золотую и серебряную проволоку, которая использовалась в том числе для вышивки церковных облачений) и всем своим девяти детям уделяли огромное внимание. Костю, к примеру, удалось избавить от многих недугов, которыми он страдал в детстве: рахит, слабый иммунитет, огромные проблемы с дикцией, из-за чего мальчик до 10 лет не выговаривал буквы «р» и «л». Дети в семье Алексеевых занимались иностранными языками, танцами, им преподавали фехтование. Три года Костя учился в гимназии при Институте восточных языков, но попросил его оттуда забрать. Увидев интерес Константина к постановкам, на которые его водили, родители построили для мальчика домашний театр, который назвали «Алексеевский кружок». Там ставились его первые спектакли и оперетты.

С родителями Константин Сергеевич жил до 40 лет, продолжая фабричное дело отца. Он, кстати, оказался достаточно эффективным директором фабрики. А по вечерам играл в спектаклях в Алексеевском кружке и на разных любительских сценах. В своей книге основатель собственной системы пишет о том периоде: «Приходилось участвовать нередко в компании каких-то подозрительных лиц. Что делать? Играть было негде, а играть до смерти хотелось. Тут бывали и шулера, и кокотки. И мне, человеку „с положением“, директору Русского музыкального общества, выступать в такой обстановке было далеко не безопасно с точки зрения моей „репутации“. Приходилось скрыться за какой-нибудь выдуманной фамилией. И я искал ее в надежде, что она действительно меня скроет. В то время я увлекался одним любителем, доктором М., игравшим под фамилией Станиславского».

Как вспоминают брат и сестра Станиславского, звали этого доктора Марков Алексей Федорович. Когда Станиславский в 1898 году вместе с Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр, доктора Маркова он не забыл. Константин Сергеевич звал его на все премьеры и сажал с семьей в первый ряд партера.

А вот отцом Станиславский стал, ещё живя в родительском доме. В середине июля 1883 года горничная Алексеевых, крестьянская девушка Авдотья Копылова родила от Константина Сергеевича мальчика. Исследователи биографии Станиславского отмечают, что дед, Сергей Владимирович Алексеев, усыновил своего незаконнорожденного внука: «Дуняшин мальчик воспитывался совместно с младшими детьми Сергея Владимировича и Елизаветы Васильевны. Посторонним посетителям Дуняшиного Володю представляли как воспитанника Константина Сергеевича».

Константин Станиславский с его будущей женой Марией Лилиной в 1889 году.
Константин Станиславский с его будущей женой Марией Лилиной в 1889 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Со своей единственной законной супругой Константин Сергеевич познакомился благодаря любви к сцене. В любительском театре рядом с ним играла Мария Петровна Перевощикова, взявшая псевдоним Лилина — внучка профессора, дочь известного нотариуса, окончившая Екатерининский институт благородных девиц. Константин Станиславский и Мария Лилина играли влюбленных в спектакле «Коварство и любовь» и удивлялись, насколько легко им даются любовные сцены. «Мы слишком естественно целовались, — писал потом театральный реформатор. — И наш секрет открылся в том числе и для нас самих».

Летом 1889 года Станиславский и Лилина обвенчались. В 1890 году у них родилась дочь Ксения, но вскоре девочка умерла от пневмонии. Через год в семье появилась на свет еще одна дочь — Кира. Кира Константиновна Алексеева-Фальк стала известной в свое время художницей и вышла замуж за одного из самых именитых живописцев еврейского театра на идише Роберта Рафаиловича Фалька.

В 1894 году у пары родился сын Игорь, впоследствии ставший хранителем Дома-музея Станиславского.

Надо сказать, что Мария Петровна никогда не ревновала мужа к молодым актрисам МХАТа. Она знала, что единственная страсть ее мужа вовсе не женщины, а театр. Даже Айседора Дункан не смогла покорить сердце Константина Сергеевича. Станиславский говорил о своей верности семье: «В этом отношении я эгоист. Еще увлечешься, бросишь жену, детей...».

Константин Станиславский и Ольга Книппер в роли Ракитина и Натальи («Месяц в деревне» Ивана Тургенева) в 1909 году.
Константин Станиславский и Ольга Книппер в роли Ракитина и Натальи («Месяц в деревне» Ивана Тургенева) в 1909 году. Фото: Commons.wikimedia.org

И всё же в этом браке были свои проблемы. Как вспоминают исследователи творчества Станиславского, «Мария все чаще болеет, но Константин не верит, что это происходит на самом деле». В это время Лилина с детьми жила у брата мужа в Харькове. Станиславский, приезжая к ним, погружается в семейные хлопоты. Но если жена начинала говорить о бытовых проблемах, он обрубал: «Ты становишься скучной и неинтересной».

Константин Станиславский в 1936 году.
Константин Станиславский в 1936 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Слабое здоровье от матери унаследовал и сын — окончив три курса историко-филологического факультета Московского университета, Игорь заболел туберкулезом и не мог продолжить учёбу. Как пишет театральный деятель, педагог, мемуарист Вадим Шверубович: «Тихий, нежный Игорь» — вечное опасение и забота Станиславского. Необходимость оплачивать его лечение была одной из причин, побудившей Станиславского принять заказ американского издательства и надиктовать «Мою жизнь в искусстве».

Внебрачный сын Станиславского тоже достиг немалых высот — Владимир Сергеевич Сергеев, стал знаменитым учёным, профессором МГУ, завкафедрой древней истории МГУ.

В 1938 году, посмертно, вышла в свет книга Константина Станиславского «Работа актера над собой». Легендарный театральный деятель в начале своего грандиозного труда, который он писал 10 лет, написал: «Посвящаю свой труд моей лучшей ученице, любимой артистке и неизменно преданной помощнице во всех моих театральных исканиях — Марии Петровне Лилиной».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Валерий Широков
    |
    07:26
    17.01.2018
    0
    +
    -
    Я правильно понимаю,что паспорт Станиславского был на фамилию-Алексеев?
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как Росгвардия предлагает изменить правила хранения оружия?
  2. Где будут проходить выставки ЦДХ после передачи его здания Третьяковке?
  3. Кто такой Эрик «Давидыч» Китуашвили?


Самое интересное в регионах