aif.ru counter
Юлия Шигарева 3 2321

Владимир Спиваков: толпа случается тогда, когда человек теряет своё «я»

«Я думаю, что людей разделяют не границы, не моря и океаны, а невежество и дурное воспитание, неуважение друг к другу», — уверен маэстро.

Владимир Спиваков: «У искусства нет границ, слава богу!»
Владимир Спиваков: «У искусства нет границ, слава богу!» © / Пресс-служба Московского международного Дома музыки

Эхо свободы

Юлия Шигарева, «АиФ»: Владимир Теодорович, я видела, как долго вас не отпускает зал после концерта — аплодисменты, цветы, бисы... А как вы потом себя останавливаете, дома? Ведь адреналин-то бурлит в жилах!

Владимир Спиваков: Тяжело... Ничего не действует. Я понимаю людей, которые выпивают после концертов. Но поскольку я вообще непьющий... Иногда читаю серьёзные вещи, от которых можно заснуть. (Смеётся.) Философию. Фромма. Юнга. Задумываюсь над словами Юнга о том, что в человеке живёт страх: как сохранить собственную целостность перед силой, которая может принять форму государства, других людей, обстоятельств?

Досье
Владимир Спиваков. Дирижёр, скрипач, глава Нацио­нального филармонического оркестра России и камерного оркестра «Виртуозы М­осквы». Родился в 1944 г. в Уфе. В 1968 г. закончил Московскую консерваторию. Концертирует с 1965 г. С 1970 г. солист Московской филармонии.
— К вопросу о цельности личности перед натиском государ­ства. В обществе не утихают дискуссии: есть у нас цензура или нет, на что имеет право государство в общении с художниками, а каких границ переходить не должно?

— Главное-то не в цензуре, а в том, что сейчас во всём мире отсутствует терпимость. Когда-то Екатерина II высказала мысль: в управлении такой страной, как Россия, огромной, с различными вероисповеданиями, нетерпимость — это страшная ошибка. Именно это — отсутст­вие терпимости — мешает людям услышать друг друга. Фразу Пушкина о бунте, бессмысленном и беспощадном, обычно произносят как страшилку. Но забывают о том, что в этих словах дана характеристика толпы, правда же? Бессмысленность свидетельствует о душевном нездоровье. А беспощадность — о потере христианских ценностей в душах. Потому что в христианском гуманизме выс­шая ценность — это человек.

Я всегда за личность. Толпа случается именно тогда, когда человек теряет своё «я». На мой взгляд, в спорах нынешних речь идёт не о цензуре, а о беззащитности человека. Человек не чувствует себя защищённым!

— Но есть и другой аспект. Да, неприятно, когда тебя ограничивают в попытках донести до мира свою точку зрения. С другой стороны, уверен ли ты, что твоя точка зрения верна? Может быть, вместо того чтобы открыть людям глаза, ты причинишь им боль?

— Это сложный вопрос. Я думаю, что людей разделяют не границы, не моря и океаны, а невежество. И дурное воспитание, неуважение друг к другу. К примеру, ряд вещей я не приемлю. Не понимаю, как можно обижать ту или иную религию. И сам никогда эту грань не перейду.

— Вы говорите — невежество. Но посмотрите, что вокруг происходит: билеты на выставки, абонементы на концерты сметают в первые дни продаж, в залах аншлаги. Почему люди вдруг так к искусству потянулись?

— В искусстве, мне кажется, заложено так много, что каждый человек может найти там эхо своего внутреннего мира, своих мыслей, своих настроений, тревог. Там свобода мысли, логика, инстинкт, воображение, метафизика. Что-то созвучное тому, что подспудно живёт в каждом из нас. Мы же сами себя не можем до конца понять. Возможно, искусство нам помогает этого понимания достичь. А может, человек тянется к настоящему, к живому в противовес тому, что диктует нам телевидение.

Компьютер, Интернет — это колоссальная помощь, движение вперёд, в этом будущее, безу­словно. Но при этом человек не перестал ходить в концертные залы, на выставки, не перестал читать книги. Значит, есть что-то очень важное, что утеряно техникой и что может дать только непосредственный обмен энергиями в зале.

Образ страны

— Социологи провели опрос: чем гордятся россияне. Ответы — культурой, наукой, историей. Но всё это создали наши предки. А мы оставим потомкам что-то, чем они смогут гордиться?

— Это же всегда вопрос времени. Каждый настоящий художник опережает своё время. Почитайте, какие стихи или эссе писал Бродский лет 20-30 тому назад, и вы обнаружите, что он описывает сегодняшний день. Мы не знаем сейчас ответа на этот вопрос, кем будут гордиться наши потомки. Но я убеждён, что им будет чем гордиться. Талантов в нашей стране меньше не рождается — уверяю вас. Я же вижу, с какими ребятами работает мой фонд.

— А государство наше правильно ли сегодня использует этот мощнейший ресурс — культуру — для позиционирования себя в мире?

— Искусство и наука — это то, что создаёт возвышенный о­браз страны.

— Ну, про нашу науку я бы так уверенно не заявляла...

— Почему? В России много выдающихся умов. У меня нет философии ЖЭКа в голове: ах, эти учёные на Запад уехали, а мы тут остались. Не важно, где они живут сейчас! Но родились и учились они здесь! И Нобелевские премии получают за то, над чем начинали работать в России. А наши врачи сейчас делают потрясающие операции по всему миру. Эти люди с русскими фамилиями работают на имидж России. И у искусства границ нет, слава богу. Достаточны ли усилия государства? Нет. Недостаточны.

— Почему?

— Во-первых, политическая ситуация такая сложилась в мире. Во-вторых, экономика у нас не в порядке. Об этом же честно говорят: денег нет!

— Так, может, бюджет по-другому тратить? Отправлять в другие страны выставки, оркестры? Чаще и больше?

— Я за это не отвечаю! Я отвечаю за качество своей работы. Чтобы то, что мы вывозим показывать за границу, было на самом высшем уровне. И когда газеты в США писали про Национальный филармонический оркестр России — непонятно, как оркестр, которому чуть больше десяти лет, играет лучше, чем американские оркестры с 80-летней историей, — я понимал, что всё сделано правильно.

Культура может стать одним из величайших примирителей. Мы сейчас давали концерт в Париже, в Центре современного искусства. Должны были играть два. Один — в присутствии двух президентов, приуроченный к открытию выставки из собрания Щукина. Этот концерт не состоялся — по политическим причинам. Но выставку открыли, и она стала историческим событием для Франции. К ней стоят длиннющие очереди. Французы плачут перед картинами. И я их очень хорошо понимаю. Это их искусство — полотна Матисса, Гогена. Но их собрал и сохранил для будущего русский человек с невероятным видением мира на сто лет вперёд — Сергей Щукин.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. nikolay ivakin
    |
    18:22
    11.11.2016
    2
    +
    -
    Кажется, г-н Спиваков выступает не по своей теме. "Толпа случается именно тогда, когда человек теряет своё «я»- вот пример, когда "случается толпа". В столице России, в концертном зале имени великого русского композитора, перед русскими зрителями, выступают русские солисты Большого театра, они исполняют на концерте произведения великих западных композиторов на непонятным слушателям языке. Они, бедные под прекрасную музыку слышат какую то абракадабру, хотя есть отличные переводы на наш язык. Так слушатели становятся толпой. В дореволюционной России, в Советском Союзе все и везде исполнялось на русском языке и очень быстро рос любителей классической музыки.
  2. tur6133
    |
    07:56
    11.11.2016
    2
    +
    -
    Маэстро Спиваков ошибается. Толпа случается, когда "я" власть предержащих и, так называемой "элиты", в упор не замечает "Я" - Народа, тогда, когда уже хотелось бы, да поздно говорить - Мы...
Комментарии (3)
  1. tur6133
    |
    07:56
    11.11.2016
    2
    +
    -
    Маэстро Спиваков ошибается. Толпа случается, когда "я" власть предержащих и, так называемой "элиты", в упор не замечает "Я" - Народа, тогда, когда уже хотелось бы, да поздно говорить - Мы...
  2. metrolog
    |
    08:52
    11.11.2016
    0
    +
    -
    Человек особа мыслящая, тем не менее ему трудно оценить такие категории как невежество (у каждого человека свой, доступный ему писатель, художник и т.д.), дурное воспитание (обстоятельства и окружение накладывают свой отпечаток), определить степень неуважения друг к другу (особенно смущают режиссёры, эстрадные певцы - из широко открытого рта поющего сыплется горох шёпота), как правило рамки устанавливает государство, а последствия оценивает суд. Действительно, мы же сами себя не можем до конца понять, поступки объясняем обстоятельствами, влиянием погоды на настроение и т.д.. И да, в человеке живёт страх: как сохранить собственную целостность перед силой, которая может принять форму государства, других людей, обстоятельств? Поэтому человек замыкается в себе перестаёт ходить в концертные залы, на выставки, разве, что не перестал читать книги, а только лишь упёрся в интернет.
  3. nikolay ivakin
    |
    18:22
    11.11.2016
    2
    +
    -
    Кажется, г-н Спиваков выступает не по своей теме. "Толпа случается именно тогда, когда человек теряет своё «я»- вот пример, когда "случается толпа". В столице России, в концертном зале имени великого русского композитора, перед русскими зрителями, выступают русские солисты Большого театра, они исполняют на концерте произведения великих западных композиторов на непонятным слушателям языке. Они, бедные под прекрасную музыку слышат какую то абракадабру, хотя есть отличные переводы на наш язык. Так слушатели становятся толпой. В дореволюционной России, в Советском Союзе все и везде исполнялось на русском языке и очень быстро рос любителей классической музыки.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли отправлять копию паспорта по электронной почте?
  2. Когда в России появятся новые плацкартные вагоны?
  3. Когда лучше подкопить на жилье, а когда — сразу взять ипотеку?


Самое интересное в регионах