Всё-таки удивительное это поколение - рождённые в начале ХХ века. Через какие испытания, лишения им пришлось пройти, а они и сами не сломались, и страну сколько раз из руин отстраивали. Но Владимир Зельдин - вообще особая категория.
В феврале вся Россия отмечала его 100-летний юбилей. Поздравления, пожелания здоровья и... Произошла трагедия - летом Владимир Михайлович сломал шейку бедра. Случилось это по иронии судьбы в центре им. Бакулева, куда актёр лёг подлечить сердце. Для пожилых людей такая травма - по сути, смертельный приговор. Но не для Зельдина! «Я столько раз был на волосок от смерти, что бедро на этом фоне - пустяк!» - машет он рукой.
«Вновь пою и фехтую!»
- Сейчас я опять выхожу на сцену. 27 января, дай Бог, сыграю в мюзикле «Человек из Ламанчи». Этот спектакль трудный физически - почти два часа я пою и фехтую на сцене. Спасибо медикам, они сотворили чудо! Иногда меня спрашивают: откуда в 100 лет силы, мотивация, задор, кураж? Вот честно - не знаю! Порой ведь и сам думаю: «Нет, не смогу сегодня играть - надо срочно отменять спектакль». Но приходишь в театр, садишься за гримировальный столик, одеваешься, гримируешься - и ничего вроде! А уж когда подходишь к сцене, чувствуешь дыхание зрительного зала…
Народный артист СССР Владимир Зельдин в сцене из спектакля «Человек из Ламанчи», режиссер-постановщик Юлий Гусман. Центральный академический театр Российской армии. Фото: РИА Новости/ Михаил Фомичев
Объяснение у меня одно: абсолютно всё в человеке заложено генами и его семьёй. А в нашей семье все мы с самого детства были напитаны любовью. Папа был музыкантом и дирижёром, военным капельмейстером, мама - учительницей. Атмосфера в нашем доме была замечательная. Жили всегда небогато (пятеро детей, я самый младший), но умели радоваться мелочам. Я ни разу не слышал, чтобы родители между собой разговаривали на повышенных тонах. И на нас, детей, никогда голос не повышали. Ни разу не видел, чтобы отец достал пачку сигарет, бутылку водки или вина. Может, поэтому и я ни к курению, ни к спиртному за свою долгую жизнь не пристрастился. Алкоголь никогда меня не веселил и никогда мне не был нужен, чтобы поднять настроение, раскрепоститься. Я не понимаю его смысла. Мой главный допинг - театр! Ещё - классическая музыка, спорт. Мы на Красноказарменной улице жили, рядом военная пехотная школа Ашенбреннера и Уншлихта, артиллерийское училище, а дальше было поле. Мы там зимой на лыжах бегали. Во дворе заливали каток. Или играли в футбол - тряпичный мяч гоняли. Набивали его всякими опилками, тряпками - он, как ни странно, даже подпрыгивал иногда.
Я всё своё детство вот такой «спортивной самодеятельностью» занимался, обожал лёгкую атлетику, волейбол, теннис, водные лыжи. Поэтому я всю жизнь музыкальный и в очень хорошей спортивной форме.
У меня в детстве практически не было свободного времени: постоянно какие-то занятия, секции, кружки, я учился играть на скрипке. Постоянно мечтал: то стать музыкантом, то балетным танцовщиком, то актёром. Параллельно мы совершенствовали себя физически, сдавали нормативы. И это было большим счастьем - получить значок ГТО, «Ворошиловский стрелок» или «Ворошиловский всадник».
«100 лет, или Танцы со временем». Лучшие роли Владимира Зельдина
Феномен своего человеческого и творческого долголетия Зельдин объясняет просто. «Я точно знаю, - говорит он, - если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал». А по поводу лучшего подарка к вековому юбилею афористично замечает: «В 100 лет самая дорогая награда – жизнь».«Сваты-5». 2011 год.
Советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин родился 10 февраля (по старому стилю — 28 января) 1915 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области. Его отец, Михаил Евгеньевич Зельдин, был музыкантом, дирижером, военным капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Мать Анна Николаевна Попова работала школьной учительницей.«Семья Оппенгейм». 1938 год.
В кино актер дебютировал в 1939 году в картине Григория Рошаля «Семья Оппенгейма», но известность получил, когда снялся в главной роли в фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941 год). Во время съемок этого фильма началась война, и Зельдин получил повестку с направлением в танковое училище, но меньше чем через месяц вышел приказ о продолжении съемок и возвращении всех мужчин, занятых в фильме, на «Мосфильм» с выдачей брони. По окончании съемок Владимир Михайлович уехал вместе с киностудией «Мосфильм» в эвакуацию в Алма-Ату. «Свинарка и пастух». 1938 год.
Во время войны Зельдин часто ездил на фронт, выступая в концертных бригадах. В 1941-1943 годах Зельдин служил в Русском драматическом театре в Алма-Ате. В 1943 году актер вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта.«Иван Грозный». 1944 год.
С 1945 года Владимир Зельдин работает в Центральном театре Советской Армии (ныне Центральный академический театр Российской армии). В январе 1946 года Владимир Зельдин дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега. Дебют оказался феерическим, а сам спектакль более чем успешным. Исполнение Зельдиным этой роли стало образцом профессионального мастерства для артистов нескольких поколений.«Сказание о земле Сибирской». 1944 год.
После одного из спектаклей «Учитель танцев» к нему в гримерку заходила поблагодарить Анна Ахматова, и с этим же спектаклем связан единственный режиссерский опыт артиста, когда Владимир Зельдин сам подготовил молодежный состав во главе с Федором Чеханковым и «передал» спектакль по наследству.«Карнавальная ночь». 1956 год.
Также Зельдин с не меньшим успехом исполнил роли в спектаклях «Укрощение строптивой», «Последние рубежи», «За тех, кто в море», «Песня о черноморцах», «Замужняя невеста», «Деревья умирают стоя» и других.«Укрощение строптивой». 1961 год.
В настоящее время занят в постановках Театра Армии: «Человек из Ламанчи», «Давным-давно», «Танцы с учителем», «Приглашение в замок».«Неоконченная симфония». 1968 год.
Зельдин снялся в более 40 фильмах, среди которых «Карнавальная ночь», «Сказание о земле Сибирской», «Дядя Ваня», «Тридцать первое июня», «Женщина в белом», «Тайна "Черных дроздов"», «Десять негритят», «Дуэнья», «Принцесса на горошине»…«Дядя Ваня». 1970 год.
Вместе с бригадой артистов театра Владимир Зельдин не раз выезжал в Афганистан, выступая там перед российскими солдатами. Его концерты проходили в Чернобыле и в других «горячих» точках страны.«Миссия в Кабуле». 1970 год.
Владимир Зельдин — Народный артист СССР (1975 год), лауреат Государственной премии СССР (1951 год), премии Фонда Станиславского (1995 год), премии «Кинотавр» (1995 год), премии «Кумир» (2000 год), театральной премии «Хрустальная Турандот» (2001 и 2005 годы). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1968 год и 1980 год), орденом Дружбы Народов (1995 год). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».«Блокада». 1974-1977 годы.
В 2010 году за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кино, многолетнюю и плодотворную творческую деятельность Зельдину была вручена Московская премия «Легенда века».«Полковник в отставке». 1975 год.
Имя Владимира Зельдина занесено в Книгу рекордов Гиннесса, как единственного в мире артиста, выходящего на сцену в столь почтенном возрасте.«Принцесса на горошине». 1976 год.
Владимир Зельдин женат. Супруга – Иветта Евгеньевна Капралова, журналист, работник культуры.«31 июня». 1978 год.
Премьерой отметит 10 февраля 100-летний юбилей патриарх российской сцены и экрана, народный артист СССР Владимир Зельдин.«Дуэнья». 1978 год.
В этот вечер прославленный именинник выступит перед зрителями родного Центрального академического театра Российской армии (ЦАТРА) в специально поставленном для него представлении под названием «100, или Танцы со временем».«Инспектор Гулл». 1979 год.
7 октября 2013 года принял участие в эстафете олимпийского огня, проходящей в Москве, став самым возрастным факелоносцем за всю историю олимпиад. Правда рекорд был побит 7 декабря в Новосибирске, когда факел пронёс 101-летний житель Александр Каптаренко.«Десять негритят». 1987 год.
Феномен своего человеческого и творческого долголетия Зельдин объясняет просто. «Я точно знаю, - говорит он, - если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал». А по поводу лучшего подарка к вековому юбилею афористично замечает: «В 100 лет самая дорогая награда – жизнь».«Сваты-5». 2011 год.
Советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин родился 10 февраля (по старому стилю — 28 января) 1915 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области. Его отец, Михаил Евгеньевич Зельдин, был музыкантом, дирижером, военным капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Мать Анна Николаевна Попова работала школьной учительницей.«Семья Оппенгейм». 1938 год.
В кино актер дебютировал в 1939 году в картине Григория Рошаля «Семья Оппенгейма», но известность получил, когда снялся в главной роли в фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941 год). Во время съемок этого фильма началась война, и Зельдин получил повестку с направлением в танковое училище, но меньше чем через месяц вышел приказ о продолжении съемок и возвращении всех мужчин, занятых в фильме, на «Мосфильм» с выдачей брони. По окончании съемок Владимир Михайлович уехал вместе с киностудией «Мосфильм» в эвакуацию в Алма-Ату. «Свинарка и пастух». 1938 год.
Во время войны Зельдин часто ездил на фронт, выступая в концертных бригадах. В 1941-1943 годах Зельдин служил в Русском драматическом театре в Алма-Ате. В 1943 году актер вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта.«Иван Грозный». 1944 год.
С 1945 года Владимир Зельдин работает в Центральном театре Советской Армии (ныне Центральный академический театр Российской армии). В январе 1946 года Владимир Зельдин дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега. Дебют оказался феерическим, а сам спектакль более чем успешным. Исполнение Зельдиным этой роли стало образцом профессионального мастерства для артистов нескольких поколений.«Сказание о земле Сибирской». 1944 год.
После одного из спектаклей «Учитель танцев» к нему в гримерку заходила поблагодарить Анна Ахматова, и с этим же спектаклем связан единственный режиссерский опыт артиста, когда Владимир Зельдин сам подготовил молодежный состав во главе с Федором Чеханковым и «передал» спектакль по наследству.«Карнавальная ночь». 1956 год.
Также Зельдин с не меньшим успехом исполнил роли в спектаклях «Укрощение строптивой», «Последние рубежи», «За тех, кто в море», «Песня о черноморцах», «Замужняя невеста», «Деревья умирают стоя» и других.«Укрощение строптивой». 1961 год.
В настоящее время занят в постановках Театра Армии: «Человек из Ламанчи», «Давным-давно», «Танцы с учителем», «Приглашение в замок».«Неоконченная симфония». 1968 год.
Зельдин снялся в более 40 фильмах, среди которых «Карнавальная ночь», «Сказание о земле Сибирской», «Дядя Ваня», «Тридцать первое июня», «Женщина в белом», «Тайна "Черных дроздов"», «Десять негритят», «Дуэнья», «Принцесса на горошине»…«Дядя Ваня». 1970 год.
Вместе с бригадой артистов театра Владимир Зельдин не раз выезжал в Афганистан, выступая там перед российскими солдатами. Его концерты проходили в Чернобыле и в других «горячих» точках страны.«Миссия в Кабуле». 1970 год.
Владимир Зельдин — Народный артист СССР (1975 год), лауреат Государственной премии СССР (1951 год), премии Фонда Станиславского (1995 год), премии «Кинотавр» (1995 год), премии «Кумир» (2000 год), театральной премии «Хрустальная Турандот» (2001 и 2005 годы). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1968 год и 1980 год), орденом Дружбы Народов (1995 год). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».«Блокада». 1974-1977 годы.
В 2010 году за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кино, многолетнюю и плодотворную творческую деятельность Зельдину была вручена Московская премия «Легенда века».«Полковник в отставке». 1975 год.
Имя Владимира Зельдина занесено в Книгу рекордов Гиннесса, как единственного в мире артиста, выходящего на сцену в столь почтенном возрасте.«Принцесса на горошине». 1976 год.
Владимир Зельдин женат. Супруга – Иветта Евгеньевна Капралова, журналист, работник культуры.«31 июня». 1978 год.
Премьерой отметит 10 февраля 100-летний юбилей патриарх российской сцены и экрана, народный артист СССР Владимир Зельдин.«Дуэнья». 1978 год.
В этот вечер прославленный именинник выступит перед зрителями родного Центрального академического театра Российской армии (ЦАТРА) в специально поставленном для него представлении под названием «100, или Танцы со временем».«Инспектор Гулл». 1979 год.
7 октября 2013 года принял участие в эстафете олимпийского огня, проходящей в Москве, став самым возрастным факелоносцем за всю историю олимпиад. Правда рекорд был побит 7 декабря в Новосибирске, когда факел пронёс 101-летний житель Александр Каптаренко.«Десять негритят». 1987 год.
Феномен своего человеческого и творческого долголетия Зельдин объясняет просто. «Я точно знаю, - говорит он, - если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал». А по поводу лучшего подарка к вековому юбилею афористично замечает: «В 100 лет самая дорогая награда – жизнь».«Сваты-5». 2011 год.
Советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин родился 10 февраля (по старому стилю — 28 января) 1915 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области. Его отец, Михаил Евгеньевич Зельдин, был музыкантом, дирижером, военным капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Мать Анна Николаевна Попова работала школьной учительницей.«Семья Оппенгейм». 1938 год.
«100 лет, или Танцы со временем». Лучшие роли Владимира Зельдина
Феномен своего человеческого и творческого долголетия Зельдин объясняет просто. «Я точно знаю, - говорит он, - если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал». А по поводу лучшего подарка к вековому юбилею афористично замечает: «В 100 лет самая дорогая награда – жизнь».«Сваты-5». 2011 год.
Советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин родился 10 февраля (по старому стилю — 28 января) 1915 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области. Его отец, Михаил Евгеньевич Зельдин, был музыкантом, дирижером, военным капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Мать Анна Николаевна Попова работала школьной учительницей.«Семья Оппенгейм». 1938 год.
В кино актер дебютировал в 1939 году в картине Григория Рошаля «Семья Оппенгейма», но известность получил, когда снялся в главной роли в фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941 год). Во время съемок этого фильма началась война, и Зельдин получил повестку с направлением в танковое училище, но меньше чем через месяц вышел приказ о продолжении съемок и возвращении всех мужчин, занятых в фильме, на «Мосфильм» с выдачей брони. По окончании съемок Владимир Михайлович уехал вместе с киностудией «Мосфильм» в эвакуацию в Алма-Ату. «Свинарка и пастух». 1938 год.
Во время войны Зельдин часто ездил на фронт, выступая в концертных бригадах. В 1941-1943 годах Зельдин служил в Русском драматическом театре в Алма-Ате. В 1943 году актер вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта.«Иван Грозный». 1944 год.
С 1945 года Владимир Зельдин работает в Центральном театре Советской Армии (ныне Центральный академический театр Российской армии). В январе 1946 года Владимир Зельдин дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега. Дебют оказался феерическим, а сам спектакль более чем успешным. Исполнение Зельдиным этой роли стало образцом профессионального мастерства для артистов нескольких поколений.«Сказание о земле Сибирской». 1944 год.
После одного из спектаклей «Учитель танцев» к нему в гримерку заходила поблагодарить Анна Ахматова, и с этим же спектаклем связан единственный режиссерский опыт артиста, когда Владимир Зельдин сам подготовил молодежный состав во главе с Федором Чеханковым и «передал» спектакль по наследству.«Карнавальная ночь». 1956 год.
Также Зельдин с не меньшим успехом исполнил роли в спектаклях «Укрощение строптивой», «Последние рубежи», «За тех, кто в море», «Песня о черноморцах», «Замужняя невеста», «Деревья умирают стоя» и других.«Укрощение строптивой». 1961 год.
В настоящее время занят в постановках Театра Армии: «Человек из Ламанчи», «Давным-давно», «Танцы с учителем», «Приглашение в замок».«Неоконченная симфония». 1968 год.
Зельдин снялся в более 40 фильмах, среди которых «Карнавальная ночь», «Сказание о земле Сибирской», «Дядя Ваня», «Тридцать первое июня», «Женщина в белом», «Тайна "Черных дроздов"», «Десять негритят», «Дуэнья», «Принцесса на горошине»…«Дядя Ваня». 1970 год.
Вместе с бригадой артистов театра Владимир Зельдин не раз выезжал в Афганистан, выступая там перед российскими солдатами. Его концерты проходили в Чернобыле и в других «горячих» точках страны.«Миссия в Кабуле». 1970 год.
Владимир Зельдин — Народный артист СССР (1975 год), лауреат Государственной премии СССР (1951 год), премии Фонда Станиславского (1995 год), премии «Кинотавр» (1995 год), премии «Кумир» (2000 год), театральной премии «Хрустальная Турандот» (2001 и 2005 годы). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1968 год и 1980 год), орденом Дружбы Народов (1995 год). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».«Блокада». 1974-1977 годы.
В 2010 году за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кино, многолетнюю и плодотворную творческую деятельность Зельдину была вручена Московская премия «Легенда века».«Полковник в отставке». 1975 год.
Имя Владимира Зельдина занесено в Книгу рекордов Гиннесса, как единственного в мире артиста, выходящего на сцену в столь почтенном возрасте.«Принцесса на горошине». 1976 год.
Владимир Зельдин женат. Супруга – Иветта Евгеньевна Капралова, журналист, работник культуры.«31 июня». 1978 год.
Премьерой отметит 10 февраля 100-летний юбилей патриарх российской сцены и экрана, народный артист СССР Владимир Зельдин.«Дуэнья». 1978 год.
В этот вечер прославленный именинник выступит перед зрителями родного Центрального академического театра Российской армии (ЦАТРА) в специально поставленном для него представлении под названием «100, или Танцы со временем».«Инспектор Гулл». 1979 год.
7 октября 2013 года принял участие в эстафете олимпийского огня, проходящей в Москве, став самым возрастным факелоносцем за всю историю олимпиад. Правда рекорд был побит 7 декабря в Новосибирске, когда факел пронёс 101-летний житель Александр Каптаренко.«Десять негритят». 1987 год.
Феномен своего человеческого и творческого долголетия Зельдин объясняет просто. «Я точно знаю, - говорит он, - если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал». А по поводу лучшего подарка к вековому юбилею афористично замечает: «В 100 лет самая дорогая награда – жизнь».«Сваты-5». 2011 год.
Советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин родился 10 февраля (по старому стилю — 28 января) 1915 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области. Его отец, Михаил Евгеньевич Зельдин, был музыкантом, дирижером, военным капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Мать Анна Николаевна Попова работала школьной учительницей.«Семья Оппенгейм». 1938 год.
В кино актер дебютировал в 1939 году в картине Григория Рошаля «Семья Оппенгейма», но известность получил, когда снялся в главной роли в фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941 год). Во время съемок этого фильма началась война, и Зельдин получил повестку с направлением в танковое училище, но меньше чем через месяц вышел приказ о продолжении съемок и возвращении всех мужчин, занятых в фильме, на «Мосфильм» с выдачей брони. По окончании съемок Владимир Михайлович уехал вместе с киностудией «Мосфильм» в эвакуацию в Алма-Ату. «Свинарка и пастух». 1938 год.
Во время войны Зельдин часто ездил на фронт, выступая в концертных бригадах. В 1941-1943 годах Зельдин служил в Русском драматическом театре в Алма-Ате. В 1943 году актер вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта.«Иван Грозный». 1944 год.
С 1945 года Владимир Зельдин работает в Центральном театре Советской Армии (ныне Центральный академический театр Российской армии). В январе 1946 года Владимир Зельдин дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега. Дебют оказался феерическим, а сам спектакль более чем успешным. Исполнение Зельдиным этой роли стало образцом профессионального мастерства для артистов нескольких поколений.«Сказание о земле Сибирской». 1944 год.
После одного из спектаклей «Учитель танцев» к нему в гримерку заходила поблагодарить Анна Ахматова, и с этим же спектаклем связан единственный режиссерский опыт артиста, когда Владимир Зельдин сам подготовил молодежный состав во главе с Федором Чеханковым и «передал» спектакль по наследству.«Карнавальная ночь». 1956 год.
Также Зельдин с не меньшим успехом исполнил роли в спектаклях «Укрощение строптивой», «Последние рубежи», «За тех, кто в море», «Песня о черноморцах», «Замужняя невеста», «Деревья умирают стоя» и других.«Укрощение строптивой». 1961 год.
В настоящее время занят в постановках Театра Армии: «Человек из Ламанчи», «Давным-давно», «Танцы с учителем», «Приглашение в замок».«Неоконченная симфония». 1968 год.
Зельдин снялся в более 40 фильмах, среди которых «Карнавальная ночь», «Сказание о земле Сибирской», «Дядя Ваня», «Тридцать первое июня», «Женщина в белом», «Тайна "Черных дроздов"», «Десять негритят», «Дуэнья», «Принцесса на горошине»…«Дядя Ваня». 1970 год.
Вместе с бригадой артистов театра Владимир Зельдин не раз выезжал в Афганистан, выступая там перед российскими солдатами. Его концерты проходили в Чернобыле и в других «горячих» точках страны.«Миссия в Кабуле». 1970 год.
Владимир Зельдин — Народный артист СССР (1975 год), лауреат Государственной премии СССР (1951 год), премии Фонда Станиславского (1995 год), премии «Кинотавр» (1995 год), премии «Кумир» (2000 год), театральной премии «Хрустальная Турандот» (2001 и 2005 годы). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1968 год и 1980 год), орденом Дружбы Народов (1995 год). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».«Блокада». 1974-1977 годы.
В 2010 году за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кино, многолетнюю и плодотворную творческую деятельность Зельдину была вручена Московская премия «Легенда века».«Полковник в отставке». 1975 год.
Имя Владимира Зельдина занесено в Книгу рекордов Гиннесса, как единственного в мире артиста, выходящего на сцену в столь почтенном возрасте.«Принцесса на горошине». 1976 год.
Владимир Зельдин женат. Супруга – Иветта Евгеньевна Капралова, журналист, работник культуры.«31 июня». 1978 год.
Премьерой отметит 10 февраля 100-летний юбилей патриарх российской сцены и экрана, народный артист СССР Владимир Зельдин.«Дуэнья». 1978 год.
В этот вечер прославленный именинник выступит перед зрителями родного Центрального академического театра Российской армии (ЦАТРА) в специально поставленном для него представлении под названием «100, или Танцы со временем».«Инспектор Гулл». 1979 год.
7 октября 2013 года принял участие в эстафете олимпийского огня, проходящей в Москве, став самым возрастным факелоносцем за всю историю олимпиад. Правда рекорд был побит 7 декабря в Новосибирске, когда факел пронёс 101-летний житель Александр Каптаренко.«Десять негритят». 1987 год.
Феномен своего человеческого и творческого долголетия Зельдин объясняет просто. «Я точно знаю, - говорит он, - если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал». А по поводу лучшего подарка к вековому юбилею афористично замечает: «В 100 лет самая дорогая награда – жизнь».«Сваты-5». 2011 год.
«Жить честно - легко!»
Мне, как человеку верующему, совершенно искренне казалось (да и сейчас я в этом уверен!), что жить честно для человека - легко и естественно. Я был советский человек - доверчивый, законопослушный, как всё моё поколение. Мы росли неизбалованными, верили радио, газетам - всему, что бы нам ни говорили, ни капли не сомневаясь. Даже когда в 1930-е годы уже вовсю шли политические процессы, людей арестовывали прямо на улицах и они пропадали бесследно, мы верили, что все они на самом деле враги. Знаете, ведь и у нас в театре в 30-е годы пропадали люди. Это видели и замечали все вокруг. Но об этом не говорили - обсуждать такие вещи было не принято. И небезопасно. Я в этом убедился на собственной шкуре - меня в 1933-м тоже вызывали на Лубянку по ложному доносу.
Мне было 18 лет, я учился на третьем курсе Мастерских при Театре имени МГСПС. Помню, пришёл в кабинет в известное здание на Лубянской площади в полном недоумении: чем обязан? Следователь в гимнастёрке как заорёт на меня: «А ну, оружие на стол!» Я растерялся, говорю: «У меня никакого оружия нет». Но он на меня давил по полной: «Лучше сразу сознавайся! Мы всё знаем!» - иначе, мол, они поедут с обыском ко мне домой. А я тогда был очень наивный, смотрел на него чистыми глазами. Говорю: «Я не могу вам врать!» А сам судорожно вспоминаю, когда и кому я дал повод на меня «настучать». Потом вспомнил! В конце каникул мы обычно ездили в колхоз - занимались там с местной молодёжью актёрским мастерством. Там с одним товарищем разговорились об уличной преступности (а в те годы в Москве по вечерам было не очень спокойно). И я сказал, что хорошо бы раздобыть какой-нибудь пистолет, чтобы обезопасить себя от уличных хулиганов. Видимо, он и «стукнул» куда надо.
Сегодня, когда мы знаем, как стряпались дела, с трудом верится в то, что меня могли выпустить из этих застенков. Но этот следователь мне поверил! Взял подписку о неразглашении и отпустил. А могли всю жизнь сломать в 18 лет. Повод-то был - про оружие я действительно говорил! Так что меня запросто могли отправить в лагерь. И всё! Но, на моё счастье, мне тогда попался порядочный человек.
Вообще, я вам хочу сказать: время было страшное. Но я, может, по своей наивности, неумению проанализировать ситуацию и испугаться ничего не боялся. А самое главное - я, какие бы сегодня разоблачительные документы ни печатали - горжусь своим поколением. Нас отличало то, что мы очень любили своё Отечество. И самое дорогое - жизнь - положили на алтарь Победы над фашистской Германией. Ведь в основном именно моё поколение всё в той страшной войне ушло в другой мир, понимаете?! А я чудом уцелел. Когда началась война, мне сразу прислали повестку. Я должен был отправиться в военное училище - учиться на танкиста - и мыслями уже был на фронте. Но вышло постановление Комитета по кинематографии, подписанное министром Большаковым (я до сих пор уверен, что решение принимал не Большаков, а лично Иосиф Виссарионович Сталин): закончить картину «Свинарка и пастух»», в которой я снимался. Так что, если бы не эта картина, меня давным-давно на свете не было бы. Мне было тогда 26 лет - таких первыми бросали в самое пекло.
Мы все трудились на нашу Победу. И артисты тоже. Уезжали на фронт концертными бригадами к солдатам, вдохновляя их на борьбу с врагом. Тем не менее во время войны я чуть не угодил под суд за срыв спектакля. Что произошло?
Мы должны были играть где-то в угольном районе, для шахтёров, а я на спектакль не поехал. Дело происходило зимой, я лёг накануне спать и элементарно угорел: печка у меня в комнате топилась дровами, а я, дурак, забыл на ночь открыть заслонку. Если бы не мой товарищ, ростовчанин Коля Подзоров, командир местной эскадрильи, меня бы вообще уже не было в живых. Коля, случайно забежав ко мне утром, нашёл меня уже без сознания, вытащил на воздух и кое-как откачал. Какой уж тут спектакль - я в этот день еле ворочал языком. Но в театре решили, что я накануне просто выпил лишнего и с похмелья капризничаю. Ведущий актёр театра - и не желает ехать к шахтёрам! В общем, отдали меня под суд. Не знаю, чем бы это кончилось: может быть, и посадили бы. Военное время! Сажали же за колоски, что женщины и дети от отчаяния и с голодухи в поле подбирали. И тут Коля Подзоров снова меня спас: засвидетельствовал на суде, что я говорю чистую правду. Мне, беспартийному артисту, который капли спиртного не брал в рот (и все это знали), не поверили. А ему, боевому партийному лётчику, не поверить не могли. Меня оправдали.
Мало кто знает, что картина «Свинарка и пастух» (в Америке её показывали под названием «Они повстречались в Москве») стараниями замечательного Соломона Михоэлса, создателя знаменитого еврейского театра, которого потом жестоко убили, чуть не получила «Оскар». Он ездил договариваться с американцами по поводу продовольственной помощи СССР, и он же привёз в Америку нашу ленту. Мы должны были получить главный приз, но… не дали. Я видел американскую рецензию хвалебную. Картина там пользовалась успехом. Очень хвалили актёрскую игру, музыку. А ещё сочиняли небылицы, что у меня шикарный особняк в Москве и под окнами меня ждут толпы влюблённых девушек… Я недоумевал: какой там особняк?! Я долго вообще не имел дома, жил прямо в театре на малой сцене. И, засыпая, слышал, как там шуршат по щелям мои «подружки» крысы.
И своей какой-то особенной славы никогда не ощущал. После картины «Свинарка и пастух» меня редко кто узнавал на улице - без папахи и бурки я мало был похож на своего героя. Поклонницы, конечно, были, но не толпы. Что вы! Никаких «звёздных болезней» наше поколение не знало. После успеха моего Альдемаро в «Учителе танцев», когда обо мне по Москве начали сочинять чуть ли не легенды: «Откуда взялся этот Зельдин?», наш режиссёр, народный артист СССР Алексей Дмитриевич Попов, меня сразу предостерёг: «Володя, осторожно! Чтобы голова не закружилась! Раз ты взял высокую планку, и в других ролях старайся эту планку не снижать». Мне запомнились эти слова. И потом у меня не такой характер! Всю жизнь повторял вслед за Пастернаком: «Быть знаменитым - некрасиво!»
Был в моей карьере ещё один довольно грустный случай - меня судили из-за спектакля «Учитель танцев». 1949 год. У меня должен был быть спектакль в клубе за городом. А у моего друга Толи Грейнера (чемпиона СССР по боксу в полусреднем весе) был мотоцикл. Я сдуру возьми да скажи: «Давай я на твоём мотоцикле поеду на спектакль». На моё несчастье, по дороге заклинило мотор… Добирался попутками и, конечно, опоздал на 45 минут. Вся труппа и целый зал ждали только меня. Спектакль прошёл здорово - на таком нерве, поскольку я сам был взвинченным, очень переживал. А потом...
1949 год - довольно суровое время. На партсобрании как беспартийного меня пропесочить не могли, и тогда мне устроили образцово-показательный товарищеский суд коллектива. Эту сцену стоило заснять на киноплёнку - вышла бы, наверное, неплохая кинокомедия. Но знаете, что больше всего меня потрясло? Никто из моих коллег не то что не заступился - слова доброго не сказал. А ведь я был одним из ведущих актёров - играл и «Давным-давно», и «Учитель танцев», и «Укрощение строптивой». По 25 спектаклей в месяц без замены и больничных! Никто не вспомнил об этом. Наговорили на меня столько... Дошли до того, что начали обвинять: мол, такие люди могут стать предателями Родины. Так и сказали: «шпионами»! В общем, меня «нужно было расстрелять». Но кончилось тем, что начальник нашего театра генерал Савва Игнатьевич Паша сказал: «Ребята, что-то вас куда-то не туда понесло!» Объявили простой выговор. Тем не менее эта история оставила неприятный осадок. Я понял: как всё-таки наша актёрская братия неискренна и несолидарна. Не все, конечно, но есть такие.
Не баловень судьбы
Нет, я не баловень судьбы. За всем, чего я достиг, стоит большой труд. Никто мне ни в чём, в смысле профессии, не помогал - у меня не было блата, папы, который руководил бы театром, и в кинематографе не было своего режиссёра... Вы понимаете, наша профессия - зависимая от многих обстоятельств. Тебя режиссёр увидел - не увидел. Мне кажется, и фамилия моя сыграла довольно-таки негативную роль. Особенно в кинематографе. И в театре я бы мог больше сыграть. Например, мечтал о Сирано де Бержераке, Незнамове в «Без вины виноватые», хотел сыграть в лермонтовском «Маскараде». Но что теперь об этом говорить?!
Владимир Зельдин в роли Альдемаро и Марк Перцовский в роли Белардо в спектакле по пьесе Лопе де Вега «Учитель танцев», 1970 г. Фото: РИА Новости/ Рудольф Алфимов
Зато в личной жизни у меня всё складывалось как надо! До нынешней моей жены Веты у меня было два брака. А с Ветой мы вместе более полувека - нас познакомил и в каком-то смысле сосватал мой друг и коллега по театру Володя Сошальский. Она окончила факультет журналистики МГУ и работала в Бюро пропаганды киноискусства редактором. Вета - моё рулевое колесо, моя правая рука, мои глаза, наконец. Как и прежние мои жёны, Вета, я считаю, умнее меня, образованнее и эрудированнее, умеет скрашивать и сглаживать конфликты.
Сейчас мы с женой живём в Серебряном Бору - там мне выделили дачу. Дышу свежим воздухом, гуляю, восстанавливаюсь после операции. В основном сижу, рассуждаю. Иногда смотрю телевизор, если соревнования интересные показывают. Читаю мало, потому что из-за неудачной операции у меня левый глаз совсем не видит. А так до 80 лет был очень спортивный, до 85 лет сам водил машину… Знаете, когда меня спрашивают о возрасте, моих ощущениях и моей главной, самой дорогой награде, всегда на ум приходит такое: моя главная награда - жизнь! Интересная, наполненная яркими событиями. То, что я ещё могу выходить в свои 100 лет на сцену. Этого никто не делает. И я точно знаю: если Бог хранит меня, значит, я ещё не всё сделал.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.