Анастасия Рогова 7 12745

Владимир Зельдин: «В Ладыниной не было ничего от кинодивы»

Все материалы сюжета Легендарные актеры и режиссеры кино

24 июня 1908 года родилась советская актриса театра и кино Марина Ладынина.

Марина Ладынина и Владимир Зельдин.
Марина Ладынина и Владимир Зельдин. © / «Свинарка и пастух» / Кадр из фильма

В день рождения Марины Алексеевны Ладыниной, которая многим запомнилась в роли Глаши Новиковой из фильма «Свинарка и пастух», Владимир Михайлович Зельдин, который исполнил в этой картине главную мужскую роль – пастуха Мусаиба Гатуева, рассказал АиФ.ru о том, как ему работалось с актрисой и её мужем – знаменитым советским режиссёром Иваном Пырьевым.

Чудо и женщины

Для меня было чудом, что я сыграл роль в этой сказке о дружбе и любви девушки Глаши из северной деревни и пастуха Мусаиба из Дагестана, которые встретились на сельскохозяйственной выставке в Москве. Это очень красивая музыкальная сказка, музыку к которой написал Тихон Николаевич Хренников, а сценарий – Виктор Гусев, погибший в военные годы в Москве. Снял картину выдающийся режиссёр Иван Александрович Пырьев.

Владимир Зельдин Владимир Зельдин. Фото: www.russianlook.com

Мне тогда было 26 лет, и я играл в Центральном транспортном театре, который находился на площади трёх вокзалов, в пьесе «Генеральный консул». У меня была комедийно-героическая роль. Однажды на спектакль зашёл ассистент Пырьева, посмотрел представление, а после предложил мне прочитать сценарий фильма «Свинарка и пастух». Я взял его без всякой надежды, так как были молодые грузинские актёры театра Руставели, великолепно музыкальные, подходящие по типажу на роль без всякого грима, колоритные.

Сценарий мне очень понравился: роль потрясающая, музыка прекрасная, сюжет великолепный. Я даже и мечтать не стал, что на съёмки попаду… Как вдруг раздаётся звонок, и меня спрашивают, могу ли я встретиться с режиссёром Пырьевым. Конечно, я согласился. Пришёл на «Мосфильм», в кабинет к Пырьеву. Волновался очень, потому что о его грубости и резкости легенды ходили. У Пырьева ведь было много и врагов, и друзей, он был очень смелый и темпераментный человек.

Владимир Зельдин, 1998 год Владимир Зельдин, 1998 год. Фото: www.russianlook.com

Вхожу. Пырьев почувствовал волнение молодого актёра, предложил сесть, воды мне из графина налил. Говорит: «Рассказывай, что ты играл?». Я рассказал, что играл роли романтического плана в шекспировских комедиях. Он внимательно прослушал – и дал задание выучить три небольших кусочка из сценария. Мы с Пырьевым встречались несколько раз, и я удивлялся, как он долго и внимательно добивался всех нюансов. Потом были пробы – сцена на выставке, где я возле портрета Глаши кричу о ней: «Ты верно о ней сказал! Но как мало ты о ней сказал!», – сцена, где я у костра прошу отца сложить «песню о моей любви, пламенную, нежную, как весеннее солнце…».

Пробы кончились, начали снимать фильм. Меня вызвали сниматься – на сцену свадьбы Глаши. Фильм Пырьев снимал с конца – когда Мусаиб прибыл в деревню верхом на коне, узнав, что Глаша Новикова выходит замуж. Вот я как раз и прискакал верхом в самой первой сцене.

Но тогда ещё и другие актёры продолжали пробоваться на роль. Потом ассистент мне рассказывал, что после съёмок Пырьев собрал всю женскую часть группы – костюмеров, реквизиторов, гримёров и других – в просмотровом зале и попросил их выбрать, на их взгляд, самого лучшего исполнителя. Сказал: «Мне важно ваше женское мнение, кто из актёров будет любовь у зрителей вызывать». И все женщины после просмотра проголосовали за меня. Так что за чудо, в котором мне довелось принимать участие в 1941 году на «Мосфильме», я благодарен женщинам.

Марина Ладынина и Владимир Зельдин. Кадр из фильма «Свинарка и пастух»

Ладынина и Пырьев

Я начал сниматься вместе с великой актрисой Мариной Ладыниной – она уже была женой Пырьева, и сценарий писался специально под неё.

Она была человек очень скромный, в ней не ощущалось ни капельки кинодивы. Хотя у неё были уже такие картины, как «Богатая невеста». Мы с Ладыниной общались только на съёмочной площадке, в личной жизни мы не общались.

Она могла всё. В «Сказании о земле сибирской» играла роль пианистки, здесь – русскую девушку из северной деревни. Её очень любили.

Марина Ладынина. Кадр из фильма «Любимая девушка»

Когда в Союзе кинематографистов существовало бюро пропаганды, актёры давали киноконцерты – тогда не было ещё телевидения, и на стадионах и во дворцах спорта киноактёры давали представление. Все хотели увидеть киноактёров вживую, а не только на экране. Актёры выезжали, лекции читали, ездили с творческими вечерами, выступали с концертными номерами. И Ладынина ездила, она великолепно пела и читала, была очень музыкальной. Она много и снималась.

Конечно, я ощущал разницу – у меня первая роль, а она уже знаменитая актриса. Я наблюдал в сторонке, как она и Коля Крючков, который блистательно играл острохарактерную роль Кузьмы, работали. Это было потрясающе.

Марина Ладынина. Кадр из фильма «Свинарка и пастух»

Пырьев вот умел подобрать актёра: потому что сам начинал как актёр в театре Мейерхольда. Я его видел на сцене в спектакле «Лес», где он Буланова играл. Пырьев был и ассистентом режиссёра, и помощником, даже рабочим и реквизитором, прежде чем режиссёром стал.

Это действительно ярчайшая личность нашей эпохи. Ведь это Иван Александрович организовал Союз кинематографистов, причём в очень трудное, сложное время. Он был человек смелый – его и боялись, и уважали, в нём было обаяние, умение привлечь людей на свою сторону.

Марина Ладынина и Евгений Самойлов. Кадр из фильма «В 6 часов вечера после войны»

В волшебный мир кинематографии меня привёл он, сразу дав главную мужскую роль, да ещё с такой партнёршей – Мариной Алексеевной: очаровательной, удивительной женщиной и актрисой, безмерного обаяния.

Вся съёмочная группа была потрясающая. Например, оператор Валя Павлов, очень спокойный, мягкий человек. Он составлял контраст с резким, вспыльчивым Пырьевым и был оператором во всех его картинах.

Марина Ладынина. Кадр из фильма «Кубанские казаки»

Картина «Свинарка и пастух» вышла в годы войны, я благодаря ей и жив-то остался… Шла война, премьеры не было, фильм только потом стал популярным. Тогда вообще много таких музыкальных комедий снималось, очень замечательных.

После войны, в 1947 году, Пырьев снимал «Сказание о земле сибирской» и дал мне совершенно противоположную роль – пианиста Бориса. Увидел меня вдруг в другом амплуа. И я за это ему тоже благодарен, это тоже подарок судьбы.

«Мосфильм» – место намоленное

Знак у входа на территорию киностудии Знак у входа на территорию киностудии. Фото с сайта wikipedia.org

Я считаю, что место Мосфильма – намоленное, где столько картин снято замечательными режиссёрами, где выросли поколения замечательных актёров. На почве «Мосфильма» выросли такие актёры, как Борис Андреев, Володя Дружников, Зоя Фёдорова – можно перечислять без конца. Это удивительное место. Хорошо, что назначили директором Карена Шахназарова. Он талантливый режиссёр, порядочный человек и хороший организатор. Я очень рад за него – все боялись, что могут взять и продать кому-нибудь павильоны, устроить всё что угодно. Очень хорошо, что сохранили Мосфильм. Это святое место.

Любимое место москвичей

Наша страна многонациональна. Я считаю себя советским человеком, ведь я воспитывался в период советской власти. Кроме репрессий и негативных явлений, были и положительные моменты. Сам факт союза шестнадцати республик – это же очень хорошо. Когда мы снимали кино на сельскохозяйственной выставке, она была любимым местом москвичей и тех людей, которые приезжали в Москву на экскурсии.

Я помню – были павильоны Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизстана, животноводческие павильоны. На выставке мы могли познакомиться с любой республикой, с её талантом, с её гением.

Пруд на территории киностудии Мосфильм Пруд на территории киностудии «Мосфильм». Фото с сайта wikipedia.org

Это было чудесное место. С этой точки зрения, Советский Союз был уникальным государством. А сейчас нет работы, и все едут в Москву не выставки смотреть, а за работой. Семьи-то кормить надо. Во многих бывших республиках с этим неблагополучно. Я не политик, но мне кажется, что можно было менять строй более постепенно. Ведь многие семьи переплетены, и экономика была переплетена – России с Украиной, с Белоруссией, с Казахстаном и так далее.

Художник должен быть свободен

Я не политик, я даже никогда не был ни пионером, ни комсомольцем, ни коммунистом. Я всегда считал, что в нашей профессии надо быть свободным от всяких программ, уставов и правил. Художник должен быть абсолютно свободен в своём творчестве.

Возможно, я бы мог сделать и больше, чем я сделал, но дело не в количестве, а в качестве картин, которые пришлись по сердцу зрителю. Сейчас я играю в театре Российской армии, три спектакля. У меня много ролей, я очень задействован, у меня творческие вечера.

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Юстина
    |
    16:49
    26.06.2013
    1
    +
    -
    Неужели были в нашей стране такие времена, когда люди разных национальностей хорошо друг к другу относились?!!
  2. Икс
    |
    09:27
    27.06.2013
    1
    +
    -
    СССР был уникальной страной, с высочайшей культурой, прекрасными простыми людьми, не было озлобленности к другим нациям, русские без боязни отдыхали и даже жили во всех республиках, в идеологии социализма положительного намного больше, почти абсолютный процент, алчность правящей верхушки разорило и уничтожило великую страну, сейчас никакого созидания нет, пустословие во всех сферах нашей жизни, строительство потемкинских деревень.
Комментарии (7)
  1. Slava60
    |
    12:39
    24.06.2013
    0
    +
    -
    Меня поражает, как Владимир Михайлович аттестует развал страны! Это очень интеллигентные, мягкие, осторожные оценки. Он как бы извиняется, в то время, как его более молодые и не менее известные коллеги говорят об этом резко и однозначно, а то и с ненормативной лексикой. Кроме врожденного такта и воспитания его устами говорит мудрость человека, повидавшего столько........ Дай бог ему здоровья и любви, а нам его новых творческих удач. Огорчает, что система, созданная нынешним политбомондом, не настроена так, чтобы слушать и слышать последних "могикан" русской интеллигенции.
  2. Ваня тихий
    |
    16:14
    24.06.2013
    0
    +
    -
    Дай ему БОГ огромного здоровья! Велик человек в своих суждениях как и в ролях !
  3. Анна Поляк
    |
    00:24
    25.06.2013
    1
    +
    -
    Замечательный, блистательный и бесподобный актер Владимир Михайлович Зельдин! Студенткой я видела его на сцене театра Советской Арми. Билеты тогда были недорогие, но мы все равно покупали на галерку. "Учитель танцев" любимый спектакль того периода! Слава Богу годы не берут Владимира Михайловича, он так же легок в движении и изящен в речи. И еще он настоящий рыцать, никогда ничего плохого не сказавший о женщинах, а это дорого стоит. Да, я тоже считаю, что ломать Союз не стоило, просто разрешили бы частную собственность, убрали бы "железный занавес" и ввели бы многопартийность. Но деятели в Беловежской пуще, меньше всего думали о народе и о его мнении. Однозначно, это предатели, так они и войдут в историю.
  4. aleksandrы160
    |
    21:12
    25.06.2013
    1
    +
    -
    Времена меняются и политики и националисты канут в лету и память о них,а Зельдин Великий останется в памяти на века.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто такая Арета Франклин?
  2. Что за вид мошенничества с доносами на лайки и репосты?
  3. Кто такая Омароса Маниголт-Ньюман, написавшая книгу о Трампе?




Самое интересное в регионах