Примерное время чтения: 8 минут
3907

«Я по­ехал на Миусы». Максим Дунаевский рассказал о своей Москве

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Америка: курс на Россию? 18/01/2017 Сюжет Экскурсии по Москве
Дом для композиторов на улице Огарёва (ныне Газетный пер., 13/15).
Дом для композиторов на улице Огарёва (ныне Газетный пер., 13/15). / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Первый винил

- Всё детство я слышал от отца, Исаака Дунаевского: «Ну, я по­ехал на Миусы» - в Союз композиторов. (1)  На Миусской площади также располагались Музфонд, концертный зал, дом для композиторов (с очень толстыми стенами), широкими проёмами, чтобы можно было занести рояль. Там жили Хренников, Кабалевский, Хачатурян и другие. А мы снимали квартиру в Воротниковском переулке в доме Малого театра. Папа устраивал великолепные вечера, в то время были редкостью хорошие пластинки, а у него был первый проигрыватель для винила. К нам все приходили посмотреть на это чудо. Слушали великие произведения - и классические, и симфонические, и джазовые. Я всегда говорил: «Папа, как громко». - «Слушай. Это надо слушать именно так». 

Позже начали строить дом для композиторов на улице Огарёва (ныне Газетный пер., 13/15). (2) Мой отец был председателем кооператива и в 1955 году купил там для нашей семьи очень большую квартиру, я бы даже сказал огромную. Она мне часто снится... 

После войны на Исаака Дунаевского началась травля. Зависть, желание подсидеть человека... В Союз композиторов на отца писали кляузы. Он ведь не состоял в партии и был совершенно независимым человеком, не скрывал, что любит западную музыку. В защиту отца выступил только руководитель Союза Хренников. Тихон Николаевич рискнул пойти в ЦК партии к главному партийному идеологу Жданову и сказал: «Исаак Дунаевский - композитор, приблизивший совет­скую музыку к народу хитами «Широка страна моя родная», «Сердце, тебе не хочется покоя», «Ой, цветёт калина», «Каким ты был». 

Ему вменялось в вину, что в войну он написал мало песен. Может, Дунаевский не создал «Вставай, страна огромная», но его лирические произведения были прекрасными и очень душевными. И о Москве тоже была написана «Дорогая моя столица, золотая моя Москва» - песня, ставшая в 1995-м официальным гимном города. Весной 1942 года Дунаевский ехал со своим ансамблем песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников на агитпоезде по Сибири. Прочитал стихотворение в журнале и сразу прямо на полях набросал ноты...

Я читал письмо отца Леониду Утёсову: «У меня получилась слишком лирическая песня, но я схитрил и поставил её на маршевый аккомпанемент. Лёня, мне кажется, что это твоя песня». Но Утёсов тем не менее почему-то отказался её спеть. Я это обосновываю некой его обидой на Дунаевского. После встреч с Леонидом Осиповичем у меня сложилось впечатление, что он с некоторой ревностью относится к отцу. Утёсов считал, что он вывел Дунаевского из тени и мой отец, мол, купался в славе в отличие от Утёсова. Леонид Осипович получил звание народного артиста СССР, а папа - нет, хотя это звание имели многие менее достойные люди. Это было следствием нападок... Папа ушёл из жизни в 55 лет от сердечного приступа - за полгода до того, как мы въехали в новую прекрасную квартиру на Огарёва. Пожить он там не успел. 

Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Мерзляковский пер., 11. Фото: Commons.wikimedia.org

Через несколько месяцев после смерти отца я неожиданно заявил маме: хочу заниматься музыкой. Хотя было уже поздновато. Но мама сделала всё, чтобы меня взяли в музыкальную школу при консерваторском училище (Мерзляковский пер., 11). (3) За 2 года я одолел 7-летний курс. Потом были училище и консерватория (Большая Никитская ул., 13). (4) Мне невероятно повезло с педагогами. Кабалевский, Шнитке, Эшпай, Раков, Хренников, Николаев, Роман Леденёв - выдающиеся для музыкального мира имена, гениальные учителя. Без них я был бы никто...

В 1766 г. будущий участок консерватории купила княгиня Екатерина Дашкова. Архитектор здания - Баженов, проект корректировала хозяйка, которая проводила здесь зимы. В 1812 г. дом горел, восстановлен к 1824 г. В 1871 г. здание арендовала Московская консерватория, а в 1878 г. купила дом Дашковой за 185 тыс. руб.
Фото: pastvu.com; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Еда из окна 

Позже мы с мамой отцовскую квартиру разменяли на две в этом же самом композитор­ском доме. В одной квартире жила мама со своим мужем, в другой - я с женой. Естественно, квартирных посиделок никто не отменял. У меня на втором этаже была «двушка», она выходила на задний двор ресторана Дома композиторов (Брюсов пер., 8/10, стр. 2). (5)  Я открывал окно - во дворе всегда курили официанты - и прямо из окна делал заказ, мне домой всё приносили. Ещё мы собирались у поэта Наума Олева, написавшего тексты песен к фильмам «Мэри Поппинс, до свидания!», «Остров сокровищ», в Доме полярников (Никитский бул., 9). (6)  

У Кольки Караченцова часто проходили наши сборища. Звонили друг другу: «Сегодня в гостях будет такой-то художник, давай приходи». Вместе с этим художником приезжали ещё и прихлебатели, но это неважно. Главное - было всегда очень интересно. Это были богемные сборища, на них что-то рождалось, происходило какое-то «взаимопитание». Сейчас понимаю, что это были знаковые люди своего времени. Расходились под утро...

Хороший композитор 

Картину «Мэри Поппинс, до свидания!», музыку к которой я написал, снимали на «Мосфильме» (Мосфильмовская ул., 1). (7)  Построили не просто «деревянные стеночки», а целый город, лондонское предместье с домами и интерьерами, настоящее произведение искусства! В Голливуде на Universal Studios сохранены все декорации из фильмов, начиная с ­1920-1930-х гг. В музей за большие деньги водят людей. А как мы относимся к своему наследию? Все роскошные декорации «Мэри Поппинс...» взяли и сломали. 

Мосфильм
Мосфильм. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

На роль Мэри моя тогдашняя жена Наталья Андрейченко попала случайно. Протекция - не моя история. Режиссёр Квинихидзе собирался снимать Анастасию Вертинскую. Но ей не очень по­нравилась моя музыка. А режиссёру нравилась, он уже стал строить фильм в зависимости от неё. Леонид Александрович случайно увидел на «Мосфильме» Наталью Андрейченко и сказал: «О, это же Мэри Поппинс». Наташа тогда невероятно постройнела после рождения нашего сына и оказалась худой женщиной европейского склада, а не той русской красавицей с косой из «Сибириады»... На съёмках мы много общались с Гердтом. Остроумнейший человек. Как-то я приехал и привёз для Наташи на ночную съёмку бутерброды с сырокопчёной колбасой - редкостью в то время. Предложил Гердту бутербродик. Он откусил, пожевал, подумал и сказал: «Да, судя по колбасе, вы хороший композитор».

А однажды я поворачивал на Тверской, и мою машину остановили. Говорю лейтенанту: «Я что-то нарушил?» - «Нет, просто познакомиться хотел»...

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах