aif.ru counter
Владимир Полупанов 0 1823

Хип-хоп и рэп победили всё. Музыкальные итоги года

Харакири России на «Евровидении», концерт Уотерса в Олимпийском, лидерство Украины в производстве русскоязычных хитов, опера «Турандот» - вспомним все.

О музыкальных итогах года АиФ.ru поговорил с гендиректором Universal Music Russia Дмитрием Конновым и другими музыкальными экспертами.

Владимир Полупанов: Дима, каков, на твой взгляд, главный музыкальный тренд уходящего года?

Дмитрий Коннов: Главный тренд — это рост популярности стримиминга (потоковое вещание данных в режиме онлайн — Ред.) как главного способа потребления музыки. Год назад в стране было более 2 миллионов тех, кто так или иначе пользовался сервисами, которые позволяют получить доступ ко всем музыкальным трекам, новинкам, видео и прочему, а к концу 2018 году число таких пользователей составляет примерно 7 (!) миллионов. Отмечу, что Россия — не только один из лидеров по скорости роста аудитории стриминга, но и весьма особенный кейс — у нас нет крупнейшего в мире игрока этого рынка Spotify и есть локальные игроки, которые успешно лидируют или конкурируют с международными — я об Boom (музыка во ВКонтакте) и Yandex. Музыка. Именно стриминг, на который переключается самая музыкально активная аудитория от 10 до 25 лет, и обеспечил изменения во вкусах и способах потребления музыки, которые произошли буквально на наших глазах, в этом году. Отмечу, это в стране не менее 40 миллионов людей, которые готовы заплатить до 200 рублей в месяц за доступ ко всей музыке — и новой и старой, так что впереди еще много интересного, особенно когда все достоинства стриминга откроют для себя люди 35 — 40 лет... И именно стриминг остановил падение мировой музыкальной индустрии, которое началось в 2002 году — с 2015 году мы вернулись к устойчивому росту. Это самое лучшее, что было изобретено для потребления музыкального контента — ведь вам нужен любой смартфон и периодический доступ в сеть. Больше вы не тратитесь на проигрыватели, ни на кассеты или компакт-диски...Попробуйте — вся ваша любимая музыка уже вас ждет!

— Часто слышу, что хип-хоп потеснил все привычные музыкальные жанры. И у нас, и за рубежами нашей страны. Так ли это? И с чем это связано (если так)?

— Это правда, и у этого причин несколько. Во-первых, хип-хоп — это в первую очередь текст, а технологии записи музыки и звука рванули так, что каждый может научиться пользоваться парой программ, которые можно установить на любой ноутбук. Поэтому для самовыражения все готово — больше не надо стучаться к большим толстым дядькам и просить их дать денег на запись в студии. Второе — люди хотели услышать язык улиц, и хотели, чтобы артисты не изображали своих в доску парней, а просто были такими — и хип-хоп дал им эту возможность. Внутренняя цензура ушла. Можно больше не переживать, что скажут на радио о вашей песне — заливайте ее на стриминговые платформы и делайте ее хитом. И третье — поп музыка вечна, но она постоянно меняется, вбирая в себя самые разные музыкальные стили — можно вспомнить поп-рок начала 2000-х, например. С хип- хопом случилось то же самое — его ритм и тексты отлично «поженились» с главным принципом поп-музыки — хитом. И ещё — теперь мы очень спокойно относимся к тому, что тексты можно не только петь, но и читать — все больше и больше прекрасных примеров такой Музыки.

— Можешь назвать главных рекордсменов по сборам, продажам (артистов, находящихся в топах) — в российском и западном сегменте?

— В РФ по-прежнему нет чартов, основанных на статистике, хотя работа над этим ведется, поэтому сравнить цифры и чарты Америки или Германии с нашими пока смысла нет. Но есть итоги года от Apple Music и VK — можно поговорить про них.

— Сеть ВКонтакте и Boom (предоставляющие стриминговые сервисы) подвели свои итоги. На первом месте в их чарте — белорусский рэпер Леонид Вакальчук, скрывающийся за псевдонимам Sigo с песней Panda E . На второй и третьей строчках российские рэперы — Matrang с песней «Медуза» и Элджей с песней «Минимал». Как бы это прокомментировал?

— Это чарт самой активной аудитории, 10 — 20 лет. Вспомни себя в этом возрасте — ты — это та музыка, которую ты слушал. Поэтому этот чарт — лучшее свидетельство того, что А) поп впитал в себя хип-хоп и снова стал интересным, Б) в стране выросло поколение новых хит-мейкеров; В) западная музыка достигла минимума интереса за последние 30 лет; Г) в чарте доминируют парни, а исторически Россия страна женщин, которые поют, то есть нас ждет где-то новая очень большая звезда.

— У некоторых победителей проекта «Голос» контракты с с компанией Universal Music Russia. Что это за артисты? И что с ними происходит? Почему после «Голоса» у большинства победителей не происходит головокружительной карьеры?

— Контракт с нами — это условие участия для всех, кто выходит на первый этап шоу. В итоге победитель получает возможность записать альбом, а с прошлого года — сингл. Шоу началось в 2012 году (правда же, что эта дата кажется нам очень далекой) и неизменно приносит Первому каналу высокие рейтинги, а команда, которая делает шоу — самая профессиональная на рынке. А вот рынок музыкального контента за это время полностью изменился — люди хотят слушать новых, молодых артистов, но со своим оригинальным материалом. «Голос» же построен на каверах— исполнении, чаще всего очень профессиональном, известных уже песен. Добавьте к этому триумф жесткой лирики и читки, а не вокала, не забудьте, что голосование идет лишь во время прямого эфира, а это вечер пятницы в декабре, то есть то время, когда самая активная аудитория потребителей музыки на концертах или танцполе, но точно не у экрана телевизора. Все это приводит к тому, что победители оказываются в «заложниках» у взрослой аудитории, которой новые имена не нужны, а нужны лишь «хорошие девочки и мальчики», поющие известные песни.....

— Так какими артистами российскими вы занимаетесь сегодня? С кем есть контракты?

— В этом году мы работаем с 20 артистами; самые известные из этого списка Нойз МС, Лолита Милявская, Элджей. Есть те, кто стартовал в этом году — NXN, Cherocky, Sorta. Мы начали заниматься не только контентом, но и менеджментом артистов, самый первый контракт подписали с проектом Miidas — их клип мы представим после Нового года.

— Часто слышу фразу (в основном от продюсеров), что у нас есть шоу, но нет бизнеса. Так все-таки бизнес на музыке приносит деньги?

— Приносит, но если говорить о продаже контента, то зарабатывать можно на объеме прав, поэтому большие игроки чествуют себя все лучше и лучше. Однако в России традиционно доминирует концертный сегмент, в котором не все так волшебно, но 16 — 20 летние отдают последнее, что бы сходить на концерт своего кумира....

— CD-носители почти умерли. Слышу разговоры, что вновь в моде винил. Насколько спрос на винил является массовым? Какие тиражи у CD?

— В России CD умерли — все пользователи смартфонов научились скачивать альбомы или всё-таки пробуют пользоваться стримингом. А продажи винила держат достаточно высокую планку 4 год подряд — однако лишь больших западных музыкантов по-прежнему готовы покупать на виниле в России. Отечественные звезды печатают винил в обязательном порядке для продаж на концертах, ведь туда приходит самая преданная часть аудитории, которой винил (и иногда CD) все еще интересен.

— Помню, в 80-е годы обладатель коллекции виниловых западных пластинок считался чуть ли не небожителем. В СССР такое могли себе позволить состоятельные и продвинутые люди. Музыка перестает быть ценностью, с отмираем любых носителей, с переходом на цифру, с развитием стриминговых сервисов? Ведь сегодня музыку можно слушать совершенно бесплатно. И ее нет смысла коллекционировать (как это было в 80-е и 90-е).

— Музыка оторвалась от физического носителя и превратила (благодаря стримингу) в эмоцию, настроение, которое можно всегда иметь под рукой — ведь у каждого из нас в руках смартфон. И это прекрасно. Музыкальная индустрия, наконец-то, в счастливом браке с цифровой — наверное, мы сделали это первыми из всех креативных деятелей. А винил можно коллекционировать по-прежнему — это теперь значительно доступнее, чем в СССР. Ведь коллекция чего-то это тоже эмоции.

— Чем можешь похвастаться, как руководитель Universal Music Russia? Какие ваши основные достижения в уходящем году?

— В мире цифры нельзя не то, что стоять на месте, даже снижать скорость, и мы в этом году учились и менялись даже быстрее рынка.

А с точки зрения музыки горжусь альбомом «Раневская» Лолиты Милявской, хип-хоп- оперой «Орфей и Эвридика» Нойза МС и нашей работой весь год с Элджеем. Рад тому, что наш международный каталог — самый востребованный в России — это и Imagine Dragons и Post Malone и триумф группы Queen, которую для себя открыли те, кто родился уже после смерти Фредди Меркури.

— Твой прогноз — что ждет музыку в ближайшие годы?

— Повсеместный стримминг приведет к тому, что публика будет предъявлять все больше и большие требования к тем, кто выходит на сцену, к качеству музыки и шоу. Главное, что музыка и те эмоции, которая она дарит, можно уже сейчас получить легко и просто!

— Главный хит и главное музыкальное событие года?

— Главный хит «Минимал» Элджея, музыкальное событие — стриминг.

Главное музыкальное событие года по версии музыкальных экспертов, опрошенных aif.ru:

Владимир Полупанов («АиФ»): Концерт Роджера Уотерса в «Олимпийском». Высококлассное шоу мирового уровня с песнями, наполненными смыслом и успевшими при жизни автора стать классикой.

Борис Барабанов («КоммерсантЪ»): Концерт рэперов в поддержку Хаски. Беспрецедентный случай, когда наши музыканты объединились, в принципе, ради какой-то цели.

Александр Кушнир («Кушнир продакш»): Пикник «Афиши» в Коломенском. Настоящий европейский рок-фестиваль категории А.

Владимир Матецкий (композитор): Итоги года можно выразить двумя словами. Рэп и Украина. Как стиль доминирует рэп. А у Украины лидерство в авторстве музыки. И основная масса популярных песен либо написана, либо спета украинскими исполнителями (Светлана Лобода, группа KAZKA и т.д). Даже хит Филиппа Киркорова «Цвет настроения синий» написан украинцем. Очень жалко, что рэп здорово сдвинул позиции рок-музыки. Очень надеюсь, что в следующем году рок-музыка отвоюет у рэпа внимание аудитории. Рок-музыка не должна исчезать, наоборот, должна прирастать новыми интересными именами.

Артур Гаспарян (МК): Феерическое харакири России на «Евровидении».

Сергей Соседов (независимый журналист): Премьера оперы «Турандот» в «Геликон-опере». Фантастическая постановка Дмитрия Бертмана. Новаторская двухуровневая режиссура. Лучшая постановка «Турандот» в мире. Просто сойти с ума! Я смотрел 3 раза.

Продюсер «Мумий Тролля» и Земфиры Леонид Бурлаков:  «Если не замечать ужас, творящийся в местном шоу-бизнесе, то год покажется вполне музыкальным. RHYE с альбомом Blood вернули былую томность в наши вечерние посиделки, Father John Misty с альбомом God's Favorite Customer объявил себя новым Боб Диланом, Tom Grennan, Lukas Graham, George Erza создали красивые поп-альбомы, слушать которые мы будем не только по причине их высоких мест в чартах, а Paul McCartney и Mark Knopfler тряхнули своим талантом так, что продажи винила поднялись на очередные доли процентов. Из новых звёзд выделил бы Claudio Capeo, US Girls, Alice Merton, Finneas и Angele. Если брать отдельные песни, то бесконечно благодарен Jack Savoretti за его Candlelight. Так как он мои чувства к женщине ещё никто в поп-музыке не выражал».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие фильмы россияне смотрели больше всего в начале года?
  2. Чем болен певец Андрей Губин?
  3. Кому принадлежит Киево-Печерская лавра?


Самое интересное в регионах