Примерное время чтения: 7 минут
2707

Программирование успеха. Как каналы сражаются за рейтинг

Телеэфир в последние годы превратился в настоящее поле битвы. И пусть зачастую эта битва незаметна зрителям, менее ожесточенной она от этого не становится. Появился даже термин «контрпрограммирование» — когда против очевидного хита конкурирующего канала другой выставляет в то же время не менее увлекательное шоу, чтобы таким образом перехватить аудиторию. Ничего святого в этой борьбе за рейтинги не существует, и даже самая популярная передача американского телевидения трансляция «Супербоула» (Финальный матч за звание чемпиона Национальной футбольной лиги США по американскому футболу) не избежала атак со стороны других каналов. Конечно, против самого матча выступить не рисковал никто, но вот сразиться против звездного шоу в перерыве желающие находятся. Канал MTV в 90-е показывал в это время новые серии мультсериала «Бивис и Баттхед», в начале нулевых NBC (который на несколько лет остался без «Супербоула») выставил против гиганта рейтинга сначала «Фактор страха» со звездами журнала «Playboy», а потом «Saturday Night Live». Впрочем, «Супербоул» это противодействие не заметил. Рейтинг футбольной трансляции стабильно рос на протяжении почти полувека и до сих -- несмотря на небольшое снижение за последние три года остается стабильно большим: в 2018-м этот матч смотрело в среднем почти 104 млн человек.

Чей Новый год лучше?

На российском телевидении самым ярким примером контрпрограммирования стал Новый год. В программе передач на 31 декабря на каждом канале популярных юмористов сменяют советские комедии, а после комедий в эфир выходят праздничные новогодние концерты. И они выстроены так, чтобы аудитория оставалась на канале как можно дольше желательно всю новогоднюю ночь.

Показ «Иронии судьбы» не по Первому каналу, где он шел последние лет десять, а по «России 1» 31 декабря 2017 г. тоже признак этой битвы, поскольку просмотр фильма Эльдара Рязанова давно превратился в новогоднюю традицию. Картина собирает множество зрителей. Так, кстати, и получилось за 31 декабря средний рейтинг «России 1», по данным «Медиаскопа», составил 4,6%, доля аудитории — 18,4%; Первый канал немного отстал 4,4% и 17,4% соответственно.

«Звезды» против «Танцев»

Жесткая борьба за рейтинги идет 365 дней в году. Если Первый выпускает реалити-шоу «Фабрика звёзд», то на «России 1» появляется «Народный артист». Осень 2006 г. запомнилась яростным соперничеством двух шоу о фигурном катании «Россия 1» выпустила «Танцы на льду», а Первый — «Звезды на льду»; по рейтингам победил Первый, но итоговый счет вряд ли можно назвать разгромным. С другой стороны, «Танцы на льду» продержались всего два года, а «Звезды» (переименованные со второго сезона в «Ледниковый период») идут фактически до сих пор этой весной начался второй сезон шоу «Ледниковый период. Дети».

Соперничество каналов иногда принимает странные формы. Шоу перевоплощений «Один в один!», первый сезон которого выходил в 2013 году на Первом канале, со второго сезона перебрался на «Россию 1». Первый канал в ответ организовал собственное шоу «Точь-в-точь» и выпустил его почти одновременно со вторым сезоном «Один в один». Победа осталась за проектом Первого канала рейтинги у него были едва ли не вдвое выше.

Малахов против Малахова

А 2017 год прошел на Первом и «России 1» под знаком борьбы за самое начало вечернего эфира. «Процесс пошёл» осенью 2016-го, когда на «России» в 18.50 по будням начало выходить ток-шоу «60 минут», в котором Ольга Скабеева и Евгений Попов обсуждали главную тему прошедшего дня. Занимавшее раньше этот временной слот шоу Бориса Корчевникова «Прямой эфир» перебралось на час раньше и ушло от прямой конкуренции с программой «Давай поженимся» Первого.

Первый канал ответил в январе 2017 года  «Давай поженимся» был оправлен в самый конец дневного эфира (по традиции заканчивается в 19.00), а на его место пришла двухчасовая «Первая студия» с Артемом Шейниным, которая по тематике напрямую конкурировала с «60 минут».

Так продолжалось до конца лета 2017-й, а новый телесезон принес новый телескандал: Андрей Малахов ушел с Первого на «Россию 1» и сменил Корчевникова в «Прямом эфире», что дало «России» определенное преимущество популярный ведущий обеспечивал стратегию не только контрпрограммирования, но и так называемого «подпирания», своим авторитетом добавляя проценты к рейтингу «60 минут». Осиротевшие «Пусть говорят» на Первом были подхвачены молодым ведущим Дмитрием Борисовым, и этот раунд войны за зрителя каналы свели вничью. Вот только «Пусть говорят» оказалось в топ-20 самых популярных программ 2017 года дважды с Малаховым (февральский выпуск с Дианой Шурыгиной занял 12-е место) и с Борисовым (декабрьский о Спартаке Мишулине стал девятым).

Революция плюс

С сериалами на российском телевидении обычно все просто. В отличие, например, от западной модели показа раз в неделю по одной серии (так называемое «вертикальное» программирование), в России новые многосерийные фильмы обычно стартуют по понедельникам и идут в эфире до четверга, по две-три серии в день. Премьеры, соответственно, тоже выходят одновременно на нескольких каналах, что доставляет зрителям определенное неудобство. Как это случилось с приуроченными к 100-летию Октябрьской революции сериалами «Троцкий» (Первый канал) и «Демон революции» («Россия 1»). Победил, кстати, «Троцкий», но свои поклонники нашлись и у Константина Хабенского (исполнителя роли Троцкого), и у Федора Бондарчука (роль Парвуса в «Демоне). Рейтинг у «Троцкого» составил 4,9%, доля 14,8%, а у «Демона революции» эти показатели были 3,6% и 9,7%.

Выход на прошлой неделе сериалов «Березка» («Россия 1») и «Частица вселенной» (Первый) еще один пример противостояния двух каналов. Оба сериала, хотя и разные по содержанию, рассчитаны примерно на одну и ту же аудиторию. «Березка» очередное обращение телевизионщиков к недавней истории; похожую тему разрабатывали авторы сериала «Гостиница «Россия», выходившего в октябре 2017-го на Первом. А «Частица вселенной» драма Алены Званцовой («Норвег», сценарий «Оттепели»), очевидно приуроченная ко Дню космонавтики о космонавтах, их женах, подготовке к полету и отношениях между людьми.

«Березка» оказалась более узнаваемым брендом и победила, заняв первое место в списке ста самых популярных программ недели. Рейтинг этого сериала составил 6,4%, а доля 11,5% (вся Россия, 4+), а у «Частицы вселенной» показатели оказались почти в два раза меньше рейтинг 3,4%, а доля 11,5%. Конечно, даже эти цифры означают миллионы человек (рейтинг передачи считается от общего числа возможных телезрителей), но проигрывать всегда обидно.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах