Примерное время чтения: 8 минут
3804

Нервно, грустно, современно. Главные хиты «Золотой маски»

Актёры Данила Козловский и Ксения Раппопорт в спектакле «Вишнёвый сад», Малый драматический – Театр Европы, Санкт-Петербург.
Актёры Данила Козловский и Ксения Раппопорт в спектакле «Вишнёвый сад», Малый драматический – Театр Европы, Санкт-Петербург. www.russianlook.com

Вот уже более двадцати лет «Золотая маска» представляет собой главную хронику современного российского театра. Национальной премией награждаются лучшие спектакли сезона. В числе номинантов драматические постановки, оперы, балеты, оперетты, мюзиклы, постановки кукольных театров… В этом году фестиваль впервые породнился с кино: в кинотеатрах проходят прямые трансляции и показы спектаклей-номинантов, а с 24 марта в столице начинаются долгожданные постановки из основного блока конкурса, который закончится 18 апреля церемонией награждения победителей. АиФ.ru выбрал самые яркие драматические спектакли, которые стоит посмотреть.

«Алиса»

Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербург

25, 26 марта, в киностудии «Амедиа»

Вокруг ленинградского «бега по кругу в 2-х действиях» нешуточный ажиотаж. Спектакль «Алиса» номинирован сразу в четырёх номинациях, среди которых и лучшая режиссёрская работа, и лучшая женская роль. Художественного руководителя Большого драматического театра имени Товстоногова Андрея Могучего не зря называют главным авангардистом русской сцены, он подтвердил своё звание, представив на суд зрителей эффектный спектакль о снах, памяти и фантазиях по знаменитой сказке Льюиса Кэрролла. В роли Алисы выступает неподражаемая Алиса Фрейндлих, которая попадает в причудливый мир, где ещё девочкой её помнят Шляпник (Валерий Ивченко), Мартовский Заяц (Анатолий Петров) и даже коварная Королева (Ирутэ Венгалите). Все герои тоскуют по безвозвратно ушедшим временам, но спектакль Могучего — это не просто отстранённая от реальности сказочная история, очевидно, что актёры тоскуют по прошлому Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова, его яркой истории.

Во втором акте «Алисы» зрителей ждёт сюрприз: для того чтобы стереть границы между залом и сценой, публику рассаживают среди персонажей. Спектакль превращается в подобие дружеского вечера, где старые приятели рассказывают друг другу истории о далёком прошлом.

«Вишнёвый сад»

Малый драматический – Театр Европы, Санкт-Петербург

27–29 марта, в МХТ им. А. П. Чехова

Лев Додин уже ставил «Вишнёвый сад» Чехова в 1994 году, тогда его спектакль можно было отнести к классическим прочтениям драмы о дворянах, не желающих ничего знать об эпохе перемен. Новый «Вишнёвый сад» художественного руководителя Малого драматического театра – Театра Европы совершенно другой, его называют самой странной и самой новаторской постановкой режиссёра. Это звание спектакль получил не случайно: Додин «выбросил» некоторых действующих героев пьесы Чехова, передал реплики одних персонажей другим, добавил события, изменил подтексты. Зрители уже перед началом спектакля понимают, что их ждёт необычная постановка: войдя в зал, они попадают в гостиную Раневской. Актёры играют не на сцене, а на узком участке перед ней и в проходе между рядами, сама же сцена всё время закрыта экраном, на котором показывают любительскую кинохронику.

В спектакле заняты известные актёры театра и кино: Раневскую играет Ксения Раппопорт, Лопахина — Данила Козловский, Варю — Елизавета Боярская — все они номинированы на звание лучших актёров премии «Золотая маска».

«Карамазовы»

Московский художественный театр им. А. П. Чехова, Москва

30 марта, в МХТ им. А. П. Чехова

Самый скандальный спектакль «Золотой маски» в этом году представил Московский художественный театр им. А. П. Чехова. Это фантазии режиссёра Константина Богомолова на тему романа Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы». Спектакль длится почти пять часов, в течение которых перед зрителями знаменитые артисты Игорь Миркурбанов, Виктор Вержбицкий, Филипп Янковский, Дарья Мороз играют провокационный памфлет на современную российскую действительность. События на сцене разворачиваются не просто в обычном городе Скотопригоньевске, а в ещё более обычном «Скотском городе со Скотским банком и Скотским ТВ». Режиссёр не хочет давать даже надежды на светлое будущее, он призывает зрителей немедленно оглянуться вокруг и посмотреть на то, чем мы живём, чем дышим. Богомолов создаёт город, в котором царят безнравственность, цинизм, коррупция, где даже юный Алёша Карамазов не пытается бороться со злом — он предпочитает самоубийство. Для того чтобы сделать «скотский город» визуально более гротескным и отвратительным, роль гробов на сцене театра заменяют солярии, а памятников — унитазы. Каждый из жителей рано или поздно обнаруживает в себе что-то скотское, поэтому никого в этой постановке «Карамазовых» не жалко.

«(М)ученик»

«Гоголь-центр», Москва 

12–14 апреля, в «Гоголь-центре»

Ещё автор пьесы «(М)ученик» немецкий драматург Мариус фон Майенбург не верил, что она будет поставлена в России, уж слишком острой для нашей страны кажется его притча о «проповеднике». Но именно с помощью такого непростого произведения руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников хотел заставить российского зрителя задуматься о том, куда мы движемся и что нас ждёт в будущем. Задумка, безусловно, удалась: спектакль «(М)ученик» называют едва ли не самым смелым высказыванием со сцены о современной России. Это яркая, запоминающаяся пьеса о нетерпимости, гомофобии, антисемитизме и о том, как человеческое общество постепенно превращается в «стадо». Главный герой драмы Майенбурга — школьник Вениамин (Никита Кукушкин) — пытается заставить своих родителей, учителей и одноклассников жить по библейским законам. Цитаты из священной книги, которая всегда находится при нём, то и дело высвечиваются на сцене, чтобы усилить произносимые учеником слова и подчеркнуть его истеричное отношение ко всему окружающему. Спектакль высоко оценили критики, «(М)ученик» попал сразу в четыре номинации «Золотой маски».

«KILL»

Театр «Красный факел», Новосибирск

15 апреля, в Театре им. Евг. Вахтангова

Имя главного режиссёра новосибирского театра Тимофея Кулябина теперь известно далеко за пределами театральной среды. Его постановка оперы «Тангейзер» стала предметом судебных разбирательств, митингов и открытых писем. Но и без громких событий вокруг оперы, оскорбляющей чувства некоторых верующих, новосибирского режиссёра принято считать одним из самых значительных режиссёров наших дней. Уже не в первый раз Кулябин отмечается на «Золотой маске», в этом году он вместе с театром «Красный факел» представит пьесу немецкого драматурга Фридриха Шиллера «Коварство и любовь», название которой сокращено до аббревиатуры «KILL». «KILL» — это эксперимент, попытка разобраться, что в современном мире понимают под понятиями «Бог» и «Любовь». Название спектакля, которое переводится с английского как «убить», говорит не столько об убийстве героини пьесы Луизы, сколько об убийстве Любви. Кулябин специально перенёс события «мещанской драмы» эпохи романтизма из XVIII века в XXI век, чтобы показать, как много в современном человеке коварства и как мало в нём осталось светлых чувств. Тем не менее Любовь и Бог присутствуют на сцене во время всего спектакля: с огромного экрана в зал смотрят глаза Спасителя в колючем «терновом» венце, поражая зрителей необычной трактовкой и стильной сценографией.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах