Марина Мурзина 0 826

Игра в классики. Какие премьеры приготовили столичные театры

В этом сезоне зрителей ожидают более 30 новых постановок по старой доброй классике. В основном отечественных авторов.

Художественный руководитель Театра Наций, актер Евгений Миронов.
Художественный руководитель Театра Наций, актер Евгений Миронов. © / www.russianlook.com

«Мы закрываем сезон Шекспира, посвященный его 450-летию, премьерой «Сонеты шекспира», и начинаем «сезон русской классики», - сказал худрук Театра Наций Евгений Миронов, имея в виду, конечно, свой театр. Но слова его вполне можно отнести и ко всей столичной афише конца 2014 г. 

В этом сезоне зрителей ожидают более 30 новых постановок по старой доброй классике. В основном отечественных авторов. Если прибавить к ним и премьеры по советским пьесам ХХ в., тоже уже ставшим нашей классикой, вот и получится снова: классики начинают и… вы­игрывают. А может, про­игрывают, теряют что-то важное, корневое в новомодных трактовках. Те, старые, заставляли задумываться - о жизни, о себе. Эти всё более и более шокируют. Кто победит - традиция или «шок и трепет»? Пока сказать трудно. Во всяком случае, «играют в классиков» наши театры охотно. Порой, правда, выворачивая их буквально шиворот-навыворот. 

Гоголь с сюрпризом

Две классические постановки столичные театралы ожидают с особым нетерпением. В Театре Наций - «Иванов» Чехова (реже других исполняемая его пьеса) с Евгением Мироновым в главной роли и Чулпан Хаматовой в роли Сарры. Режиссура Люка Бонди, главы парижского театра «Одеон», мировой знаменитости. Другая мировая знаменитость, Петер Штайн, замахнулся на пушкинского «Бориса Годунова» - премьера в театре «Et Cetera» п/р А. Калягина. «Поставить «Годунова» я предложил сам. Сам выбрал и двух немецких художников, уже ставивших со мной русскую классику: макет, костюмы не будут чисто историческими, - рассказал «АиФ» Петер Штайн. - Об остальном пока промолчу. Мне очень интересна русская классика, драматургия. Я не раз ставил Чехова, оперы «Онегин» и «Пиковая дама», «Бесов», «Нос»… В вашем искусстве всегда есть глубокое проникновение, познание души человека. И с вашими актёрами я уже работал. Они, особенно актрисы, умеют и очень любят рыдать на сцене, сильно и долго, от 10 минут и дольше, вода льётся ручьями. (Смеётся.) Но при этом абсолютно точно и чётко произносят текст! Немцы так не могут». Александр Калягин из-за большой занятости на посту председателя Союза театральных деятелей играть царя Бориса, к сожалению, отказался (Штайн в этой роли видел именно его) и пригласил своего друга Владимира Симонова из Театра им. Вахтангова

Как и Штайн с «Годуновым», «Иванова» Люк Бонди тоже предложил Миронову сам. «Я себя не очень представляю пока в этой роли и хочу полностью довериться режиссёру», - признаётся Евгений. А режиссёр, считающий, что вообще-то «ставить Чехова в России европейцу - это безумие, у вас это генетика», - сначала «обкатал» пьесу у себя в Париже.

Евгений Миронов на Чехове решил не останавливаться: в Театре Наций сезон Шекспира закрыли его «Сонетами», готовят ещё и «Женитьбу» Гоголя. «С сюрпризами!» - предупредил Миронов. А самый плодовитый и скандальный на сегодня режиссёр Константин Богомолов выпустил здесь «Гаргантюа и Пантагрюэля» по Ф. Рабле с Дарьей Мороз, Сергеем Чонишвили, Виктором Вержбицким в главных ролях. Спектакль эпатажный, но тут уж никуда не денешься - текст-то местами настолько физиологичный, до непристойности!

Дарья Мороз и Виктор Вержбицкий в спектакле Гаргантюа и Пантагрюэль
Дарья Мороз и Виктор Вержбицкий в спектакле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Фото: shutterstock.com

Богомолов и вправду теперь «гвоздь сезона». Его «Бориса Годунова» в «Ленкоме» уже называют сенсационным, политически смелым, даже дерзким. Страсть этого режиссёра к советской эстраде и попсе тоже известна (Борис поёт под фонограмму песню «Крылатые качели»). А вот кажущийся вполне реальным выстрел царя в зал, в «зрителя» (т. е. подсадного актёра), титр на экране «Народ - тупое быдло» и кадры, там же, президентского кортежа, едущего на инаугурацию… Но игрой Александра Збруева (Годунова) и Марии Мироновой (Марины Мнишек) нельзя не восхищаться.

Александру Збруеву царева шапка явно к лицу! Фото: www.russianlook.com

Усатый... дам!

Своеобразно талантливый Дмитрий Крымов в своей «Лаборатории» в Школе драматического искусства поставил по пьесе А. Островского спектакль «О-й. Поздняя любовь». Дамы - в мужских костюмах и гриме с бровями и усами. Мужчины играют женские роли. «Женщины сегодня слишком брутальны, - объясняет задумку режиссёр. - А мужики слишком слабые. Но это же постмодернизм, жёсткая клоунада, игра, прогулка с Островским». Зато текст сохранён в неприкосновенности!

А в «Сатириконе» в «Балаган с антрактом» с участием Максима Аверина и Агриппины Стекловой превратил «Укрощение строптивой», оставив в названии лишь первое слово, Яков Ломкин, актёр, как режиссёр пока не очень известный. А дань памяти нашему классику, «последнему гению», Василию Шукшину, в год его 85-летия и 40-летия со дня ухода, отдал лишь один Театр на Покровке п/р Сергея Арцибашева - премьеру «Энергичных людей», пьесы-сатиры и трагикомедии про нечистых на руку граждан, Лидия Федосеева-Шукшина назвала «праздником для зрителей и актёров, очень нужным сейчас, когда «энергичные люди» развелись во множест­ве, во всех слоях и «эшелонах» общества. 

В Ермоловском, где нынче рулит Олег Меньшиков, - тоже Шекспир, «Ромео и Джульетта» и «Театр Козьмы Пруткова». В Пушкинском - опять же Островский, «Доходное место». В Театре им. Моссовета - «Горе от ума», в Театре на Малой Бронной - «Сирано де Бержерак» Ростана и «Васса Железнова» Горького. Словом, знакомые всё лица!

Дарья Мельникова в спектакле Ромео и Джульетта на сцене театра им.Ермолова
Дарья Мельникова в спектакле «Ромео и Джульетта» на сцене театра им.Ермолова. Фото: shutterstock.com

Печорин в танце

А вот у меломанов, похоже, всегда есть место празднику! В Большом театре, к 175-летию Чайковского, - премьера его «Орлеанской девы» в концертном исполнении с Анной Смирновой. Никаких изысков и выкрутасов - всё выверено до ноты! Следом здесь ждут «Пиковую даму» в постановке Льва Додина и «Свадьбу Фигаро» работы Евгения Писарева, «Кармен» ставит худрук РАМТа Александр Бородин, «Гамлета» на музыку Шостаковича - Деклан Доннеллан (Великобритания), а совсем недавно здесь представили весьма необычную трактовку «Риголетто», постановщик спектакля - Роберт Карсен. Словом, слияние оперы и драмы!

Балет «Татьяна» поставил в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко Джон Ноймайер - новое, современное произведение. В «Геликон-опере» Дмитрий Бертман показал блистательную «Прекрасную Елену» с тремя контр-тенорами, оперетту Оффенбаха, - чем не праздник? А любители Моцарта имеют шанс оценить первый в истории опыт балета по «Волшебной флейте» в «Кремлёвском балете» в постановке Андрея Петрова.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Зачем Путин ввел санкции против КНДР и какие будут последствия?
  2. Действительно ли Сахалин на купюре в 2000 рублей изобразили полуостровом?
  3. Что за скандал возник вокруг Армена Джигарханяна и его жены?

Самое интересное в регионах

Новое на AIF.ru