aif.ru counter
Елена Яковлева 1 7392

Очень нервный вечер. Как Николай I и Гоголь постановку «Ревизора» смотрели

АиФ.ru о премьере «Ревизора», которая в 1836 году стала одним из главных культурных и общественно-политических событий.

Сцена из спектакля «Ревизор» Н. В. Гоголя в постановке Центрального театра Советской Армии. 1952 год.
Сцена из спектакля «Ревизор» Н. В. Гоголя в постановке Центрального театра Советской Армии. 1952 год. © / Давид Шоломович / РИА Новости

Традиционно считается, что сюжет «Ревизора» Николаю Гоголю подсказал сам Александр Пушкин: он рассказал молодому писателю анекдот о проезжем господине, выдававшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей.

В XIX веке история о псевдоревизоре звучала очень правдоподобно, и Гоголь захотел превратить её в настоящее художественное произведение. О своей задумке он говорил так: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Гоголь написал «Ревизора» всего за пару месяцев и в январе 1836 года уже читал свои первые черновики знаменитым литераторам, среди которых собрались Пушкин, Жуковский, Вяземский, Тургенев. Они хохотали до слёз. Однако среди критиков в тот вечер были и те, кто не сумел или не захотел разглядеть в комедии Гоголя ничего смешного.

Серьёзный покровитель

Многие современники Гоголя были удивлены, что «Ревизора» допустили к театральной постановке, ведь в условиях жёсткого цензурного режима Николая I далеко не все пьесы удостаивались такой чести (например, менее провокационное «Горе от ума» Александра Грибоедова сперва вообще запретили не только к постановке, но и к печати). Перед тем как произведение попадало в театр, его внимательно изучали в цензурном комитете, а затем с текстом лично знакомился император.

Обличительная комедия Гоголя оказалась на сцене благодаря хлопотам Жуковского, который хотел помочь талантливому автору. Почётный член Императорской академии наук был вхож в царскую семью и отлично знал литературный вкус Николая I. Он лично позаботился о том, чтобы пьесу прочли императору по ролям, и убедил его, что «в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками».

На тот момент Николай I так и не понял истинный смысл пьесы, которая высмеивает всю административно-бюрократическую систему царской России, и дал добро на постановку.

Эффект разорвавшейся бомбы

13 марта «Ревизор» был разрешён к печати. А уже 19 апреля 1836 года (1 мая по новому стилю) на сцене Александринского театра его смотрел весь Петербург. На премьеру собрался полный зрительный зал, благодаря «Ревизору» театр в тот день заработал немалую для того времени сумму — 4220 рублей. Посмотреть комедию приехал и сам государь.

Иван Сосницкий — первый исполнитель роли городничего в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (с 1836 года)
Иван Сосницкий — первый исполнитель роли городничего в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (с 1836 года). Фото: Commons.wikimedia.org

Как многие и прогнозировали, «Ревизор» имел эффект разорвавшейся бомбы: зрители разделились на два лагеря. Одни восхищались нравственно-политическим смыслом комедии, другие же сочли пьесу клеветой на чиновников и купцов, трудящихся на благо страны. Но судьбу произведения, да и самого автора решил император, который неожиданно для многих оказался доволен. Выходя из ложи, он сказал: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне больше всех!».

На полях оригинальной афиши инспектор труппы Александринского театра в день премьеры написал: «В первый раз «Ревизор». Оригинальная комедия в пяти действиях сочинения Н. В. Гоголя. Государь император с наследником внезапно изволил присутствовать и был чрезвычайно доволен, хохотал от всей души. Пьеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество. Актёры все, в особенности Сосницкий, играли превосходно». А современники вспоминали: «На сцене комедия имела огромный успех»; «„Ревизор” имел успех на сцене: общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов автора… — ни в чём не было недостатка».
Однако сам автор оказался недоволен постановкой.

Непонятый гений

«„Ревизор” сыгран — и у меня на душе так смутно, так странно… моё же создание мне показалось противно, дико и как будто не моё», — вскоре после премьеры писал Гоголь. И через много лет вспоминал: «Представленье «Ревизора» произвело на меня тягостное впечатление. Я был сердит на зрителей, меня не понявших, и на себя самого, бывшего виной тому, что меня не поняли. Мне хотелось убежать от всего».

В неудачной постановке Гоголь винил не только себя и зрителей, но и актёров. Больше всего он был недоволен исполнителем роли главного героя: «Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков. Хлестаков сделался чем-то вроде… целой шеренги водевильных шалунов…»

Собственноручный рисунок Гоголя к последней сцене Ревизора. 1836 год
Собственноручный рисунок Гоголя к последней сцене «Ревизора». 1836 год. Источник: Commons.wikimedia.org

Вместе с Николаем Дюром премьеру «Ревизора» представляли: Иван Сосницкий, Елена Сосницкая, Варвара Асенкова, Пётр Григорьев, Александр Мартынов, Александр Афанасьев и другие знаменитые актёры Александринского театра. Как выяснилось позже, многие из них действительно не знали, как следует играть пьесу, и недоумевали по поводу сценического воплощения своих образов.

После провалившейся, по мнению Гоголя, постановки он захотел раскрыть актёрам и всем, кто в будущем решит поставить его пьесу, своё понимание созданных им ролей и написал огромное количество дополнительных материалов к комедии: «Театральный разъезд после представления новой комедии», «Отрывок из письма, писанного автором вскоре после представления «Ревизора» к одному литератору», «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора”». В своих руководствах особое внимание Гоголь уделял финальной немой сцене: «Последняя сцена не будет иметь успеха, пока не поймут, что это просто немая картина, представляющая собой окаменев­шую группу… Испуг каждого героя не по­хож на испуг другого, как непохожи сте­пень боязни и страха каждого». По рекомендациям Гоголя, актёры должны прежде всего «стараться понять общечеловеческое выражение роли, должны рассмотреть, зачем призвана эта роль».

Но самое главное, что после премьеры в Александринском театре автор ещё долгое время дорабатывал пьесу. Текст «Ревизора» в том виде, который мы читаем сегодня, был написан только к 1842 году.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Gustaf Odin
    |
    16:18
    06.07.2016
    1
    +
    -
    1. История была о том, как случайную заезжую пешку из Питера приняли провинциальные ворюги и обыватели за большого «государственного» человека. 2. Могли бы и выбрать его в наше время на большое кресло… Большим стал бы нашим начальником… Стал бы распоряжаться огромными деньгами… 3. Россия бессмертна. 4. И случайные столичные штучки – вечная тема. 5. Берегите карманы, люди русские.
Комментарии (1)
  1. Gustaf Odin
    |
    16:18
    06.07.2016
    1
    +
    -
    1. История была о том, как случайную заезжую пешку из Питера приняли провинциальные ворюги и обыватели за большого «государственного» человека. 2. Могли бы и выбрать его в наше время на большое кресло… Большим стал бы нашим начальником… Стал бы распоряжаться огромными деньгами… 3. Россия бессмертна. 4. И случайные столичные штучки – вечная тема. 5. Берегите карманы, люди русские.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кого коснется продленная заморозка накопительной пенсии?
  2. Почему китайский чеснок лучше не покупать?
  3. Как Росгвардия предлагает изменить правила хранения оружия?


Самое интересное в регионах