aif.ru counter
Ольга Шаблинская 0 2603

От Ленина до Чуриковой. Как «Дом анархии» стал легендарным «Ленкомом»

В годовщину «Ленкома» АиФ.ru рассказывает, как в здании бывшего светского, а затем и политического клуба вырастал один из самых знаменитых российских театров.

Актёры театра на юбилейном вечере, посвященном 90-летию Московского государственного театра «Ленком». 2017 год.
Актёры театра на юбилейном вечере, посвященном 90-летию Московского государственного театра «Ленком». 2017 год. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Московский театр имени Ленинского комсомола, который сегодня все театралы знают как «Ленком», всегда считался одним из самых «звёздных». Ещё бы, здесь в разные эпохи играли: Ростислав Плятт, Валентина Серова, Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Олег Янковский, Николай Караченцов и многие другие. И по сей день выходят на сцену: Инна Чурикова, Александр Збруев, Леонид Броневой и др. Режиссёры «Ленкома» не менее знамениты: Иван Берсенев, Анатолий Эфрос, Марк Захаров.

«Вы мне должны только главные роли давать!»

Здание, где потом расположится «Ленком», было построено в 1907-1909 годах для московского купеческого клуба. По дубовому паркету, который местами сохранился и по сей день, некогда прохаживались: Савва Мамантов и адвокат Плевако, Трубецкие, Апраксины, композитор Рубинштейн. Но после революции декорации резко поменялись: в 1917 г. победивший пролетариат превратил светский клуб в политический, «Дом анархии». В результате из респектабельного здания митингующих анархистов через год вышибли оружием, «Дом анархии» превратили сперва в Коммунистический университет, и в его залах с пламенными речами выступал Ленин, потом — в кинозал. А в 1927 году там обосновался Театр рабочей молодёжи, сокращённо «ТРАМ», очень быстро ставший невероятно популярным. 27 октября 1927 г. они сыграли в этих стенах свой первый спектакль. Открытие такого театра отражало массовое развитие самодеятельности среди молодых строителей коммунизма, все хотели быть подобными Ермоловой, днём работающей у станка, а вечером играющей в театре. Изначально перед ТРАМами, в большом количестве открытыми по всей стране, ставились задачи в основном агитационные: борьба с пьянством, инакомыслием, ленью с помощью художественных средств.

Здание Ленкома.
Здание «Ленкома». Фото: www.globallookpress.com

Но, несмотря на все эти рамки, «Ленком» практически сразу начал отказываться от «агитки». К становлению театра были причастны многие мэтры советской культуры: музыкальной частью занимался композитор Исаак Дунаевский, молодых артистов учили актёрскому мастерству легендарные мхатовцы: Николай Баталов, Алексей Грибов, Николай Хмелев. Постепенно ТРАМ приходит к постановке произведений Пушкина, Островского, театру присваивают статус профессионального и новое имя: Московский театр имени Ленинского комсомола.

В феврале 1938 года труппу возглавил режиссёр Иван Берсенев, с собой он привёл Софью Гиацинтову, Серафиму Бирман и Ростислава Плятта. Берсенев о периоде притирки отзывался так: «Были несомненно талантливые, а были и бездарные, но зато очень разговорчивые, склонные к демагогии молодые люди. „Я с производства, вы мне должны только главные роли давать!“ — требовал один. Зато другой заявлял: „Я года два-три вообще играть ничего не буду, мне ещё надо поучиться“. Третий требовал, чтобы мы дали обещание никогда не ставить никаких классических пьес... Но, хотя у многих и были мозги вывернуты ТРАМом, хотя, повторяю, были тут и бездарные молодые люди, от которых пришлось постепенно избавляться, всё же в основной массе это была интересная, живая, энергичная молодёжь, очень хотевшая, чтобы у нас получился настоящий театр. Когда мы поняли, что они — всякий по-своему — хотят, в общем, того же, чего и мы хотим, работать стало легче». Берсенев нашёл и одного из самых успешных авторов пьес: Константина Симонова. В главных ролях в спектаклях по его пьесам блистала супруга Симонова Валентина Серова.

«Кладбище незаменимых»

После смерти Берсенева в 1951 году в жизни Ленкома начинается грустный период: худруки сменяют один другого на протяжении 12 лет. Театр в упадке. К счастью, в 1963 году в жизни «Ленкома» наступает белая полоса: в театр приходит гениальный режиссёр Анатолий Эфрос. Он тоже привёл с собой прекрасных актёров: Ольгу Яковлеву, Александра Збруева, Валентина Гафта, Всеволода Ларионова, Льва Дурова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина. Режиссура Эфроса приводила в восторг зрителей, но у чиновников от культуры вызывала недовольство. После нескольких спектаклей его сняли с должности главного режиссёра «Ленкома» как «не обеспечившего правильного направления в формировании репертуара».

И снова смена худруков. И снова белая полоса. В 1973 году новый директор Рафик Экимян приглашает в труппу актёров Евгения Леонова и Веру Орлову и молодого режиссёра, знаменитого скандальными спектаклями: Марка Захарова. Его спектакли в «Ленкоме» были яркими, эпатажными, смелыми. Захаров в одном из своих ранних интервью говорил: «Я сразу был запрограммирован на театр, который должен собирать много сотен людей, вызывать мощный резонанс». Так и было: на рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» невозможно было попасть. Впрочем, как и на все другие постановки «Ленкома», где всегда играли лучшие артисты страны.

К сожалению, последние годы «выкосили» лучших ленкомовцев. Ушли из жизни легендарные Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов. Сгорели от рака Александр Абдулов, Олег Янковский, Павел Смеян, попал в страшную аварию Николай Караченцов, у которого тоже обнаружен рак, и самая свежая потеря — Дмитрий Марьянов… Их пример подтверждает, что бывают актёры, которых невозможно заменить на второй состав. Как говорит актриса Елена Шанина, сегодня в «Ленкоме» «незаменимых целое кладбище». Одно время по столице даже ходили слухи о том, что на «Ленком» кто-то наложил проклятье. Уж больно часто с его актёрами случались трагедии: накануне одной из премьер машина сбила Инну Чурикову прямо на пешеходном переходе, а Певцов вместе с ролью в «Юноне и Авось» получил сложнейший перелом ноги. Звучали даже предложения освятить театр.Труппа «Ленкома». 1997 год. Нажмите для увеличения

Но Марк Захаров не опускает рук и говорит, что театр — живой организм, и у него, безусловно, есть будущее. В «Ленкоме» уже пятое поколение звёзд. Сегодня Марк Захаров делает ставку на Дмитрия Певцова, Александра Лазарева-младшего, Виктора Ракова, Александру Захарову и Анну Большову.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какое оружие представила Россия на оборонной выставке в ОАЭ?
  2. Можно ли платить за электричку на выходе со станции?
  3. Какие средства бесполезны при гриппе?


А что вы думаете по поводу тарифной политики в ОСАГО?

Самое интересное в регионах