aif.ru counter
Марина Мурзина 1110

«Звезда пленительного счастья», или как судьбу легендарного фильма решили д

В истории про декабристов цензоры Госкино усмотрели намёк на диссидентов.Если бы Владимир Мотыль снимал в Голливуде, он был бы,...

На 6 лет растянулась работа над фильмом «Багровый цвет снегопада». Он закончил его, но до премьеры не дожил (82-летний режиссёр умер в феврале 2010-го). «Звезда пленительного счастья», снятая 35 лет назад, стала триумфом не только режиссёра, но и всех, кто сыграл даже в маленьких эпизодах.

«Непроходной» 

Игорь Костолевский, прощаясь с режиссёром, назвал его «последним романтиком» кино. И это правда. Ведь как, кажется, всё просто и легко сделано в «Звезде» - от первых и главных музыкальных «позывных» «Не обещайте деве юной любови вечной на земле!» до выросшей до символа сцены фильма - глухой бесконечный бревенчатый забор, часовой и сбившиеся в стайку зябнущие на морозном ветру женщины, жёны декабристов.

Между тем фильм мастерски выстроен из талантливейших «кирпичиков» - музыка Исаака Шварца, стихи Окуджавы, драматичная история трёх пар (князей Трубецких и Волконских с жёнами и француженки Полины Геббль с поручиком Анненковым). И, конечно же, блестящие актёрские работы: Алексей Баталов с Ириной Купченко, Олег Стриженов с Наталией Бондарчук, Игорь Костолевский с Эвой Шикульской, даже в небольших ролях - Иннокентий Смоктуновский, Василий Ливанов, Татьяна Панкова, Олег Янковский, Олег

Даль…

А ведь этого фильма, действительно волшебного, с лёгким дыханием и тонким ароматом эпохи, могло и не быть. Репутация у Мотыля была по советско-цензурным меркам ненадёжная: его военный фильм «Женя, Женечка и «катюша» в 1967 г. вызвал скандал. «Больше вы в кино работать не будете!» - последовал приговор госкиношного крупного начальника. Да и «Белое солнце пустыни» первоначально вызвало бурю и угрозы стать непроходным - лишь «личное положительное мнение Л. И. Брежнева» «вытолкнуло» картину в прокат.

До «Звезды» Мотыль пять лет ничего не снимал, осторожно подбираясь к декабристской теме. Предлагал экранизировать «Кюхлю» Юрия Тынянова - сценарий закрыли по указанию ЦК. Затем Мотылю попались мемуары Полины Геббль (Анненковой). За ночь он написал заявку сценария «Комета - любовь моя» - о её любви к поручику Ивану Александровичу Анненкову. «Зачем в фильме про наших героев француженка?» - возмутилось киноначальство, усмотрев в её романе с декабристом… намёк на советских диссидентов. Они отослали Мотыля к некрасовской поэме «Русские женщины». И правильно сделали! Так родилось посвящение «Женщинам России...».

Тем не менее и этот сценарий был отвергнут. Тогда Мотыль поехал в Ленинград, в обком партии. Вручил сценарий секретарю по идеологии. Начальственной даме читать было недосуг, и она отдала текст дочке-старшекласснице. Та поутру вернула его со слезами, растроганная: «Вот это будет кино!» Судьба будущего кинохита была решена. Мама трепетной юной читательницы позвонила в Москву министру кинематографии Ермашу: «Ленинградский обком заинтересован в фильме про декабристов!» Так сценарий попал на «Ленфильм». А Ермаш всё-таки «отыгрался» - вместо 3,5 млн руб. урезал смету «на кино про дворян» до 1,5 млн, втайне понадеявшись, что режиссёр оскорбится и откажется снимать. А тот, подобно своей героине «мадемуазель Полин», сказал традиционное русское: «Авось! Была не была!»

Чтобы добиться разрешения снимать в Зимнем дворце по утрам, когда в музее ещё нет посетителей, Мотыль отправился к тогдашнему директору Эрмитажа Б. Б. Пиотровскому-старшему, взяв с собой артиста Василия Ливанова (он блестяще играл Николая I) в костюме императора и при всех царских регалиях. «Ну, государю в его же доме я отказать не могу!» - отреагировал с юмором директор. А интерьеры Зимнего на «Ленфильме» художник Кострин построил такие, что их показывали иностранцам, - вот, мол, как шикарно работают советские кинематографисты!

«Размазня, а не декабрист!»

В таком патриотичном фильме, по мнению властей, должны были сниматься только любимые народом знаменитости. «Никаких дебютов!» - было предписано Мотылю. А он взял и пригласил на ключевую роль - поручика Анненкова - никому тогда не известного 27-летнего актёра из массовки Театра им. Маяковского Игоря Костолевского. «Да это какой-то недоросль, размазня, маменькин сынок, а не герой-декабрист!» - вынесли вердикт в Госкино после отсмотра проб. Актёра категорически запретили снимать. Да и сам «новоприглашённый» повёл себя не самым выигрышным образом - придя домой к Мотылю, уронил вешалку в прихожей и опрокинул кофе, да и на пробных съёмках, как нарочно, демонстрировал всю свою беспомощность увальня в роли блестящего кавалергарда, будто подтверждая начальственное мнение о себе. Но Мотыль неожиданно «сослал» Костолевского на пару месяцев со съёмочной площадки… в конноспортивную школу - учиться скакать на коне.

Режиссёр вызвал актёра в последний момент. И сразу - на съёмки конной прогулки. Вся группа - в ожидании очередного провала Костолевского. И вдруг, красиво вскочив в седло и прогарцевав перед всеми пару кругов, актёр ловко спрыгнул с коня, отрапортовав Мотылю: «Артист к съёмке готов!» Хотя казусы сопровождали его и позже. Так, на съёмке в Петропавловской крепости артиста, страдавшего в тот момент от зубной боли, забыли часа на три в холоде, у стены, закованного в кандалы. Но уж зато после выхода фильма Костолевский проснулся знаменитым...

Мотыль признавался, что, делая фильм о декабристах и их жёнах, всё время вспоминал свои детские ощущения. Отец его был репрессирован и погиб на Соловках, но мать отправилась к нему на свидание в пересыльный лагерь в Медвежьегорск с сынишкой на руках. И тот запомнил на всю жизнь и долгий путь, и рассказ матери о том, как она не увидела отца, прибегавшего к поезду попрощаться с ними. Он перенесёт это в фильм, в сцену, когда Полина бежит под ливнем по грязи за повозкой, в которой увозят Анненкова, и он не видит её сквозь дождь… Поэтому, ещё в детстве заболев темой декабристов, Мотыль всегда сопрягал с ней и тему невинно осуждённых, и их пострадавших близких - жён, матерей, детей. И тот финальный титр - посвящение ещё и жене репрессированного Я. Д. Мотыля, матери режиссёра.

 

Благодарим за помощь в подготовке материала Ирину Владимировну Мотыль, дочь режиссёра, и киноведа Наталью Галаджеву.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (11)
  1. Геофизик
    |
    12:28
    23.12.2010
    0
    +
    -
    Гламурненький фильм! Так и приходит на ум сравнение с "Адмираломъ"- с душкой Колчаком и карикатурными озверелыми матросами. Если бы декабристы победили, Французкая революция 1789г семечками показалась бы - почитайте записки Пестеля или проект Конституции Муравьева - свобода там есть а равенства и братства отсутствует. Наверное, пора уже трезво взглянуть на этих романтических бездельников-гвардейцев.
  2. Николаевич
    |
    18:07
    23.12.2010
    0
    +
    -
    В статье была незаслуженно не упомянуто имя и фамилия дочери этой либеральнейшей из всех либеральных чиновницы от кино,которой мы обязаны существованием этого фильма."Геофизик",я конечно не жил в России в то время,когда Декабристы"зажигали"и более того,не интересовался этим моментом истории.По-этому не могу,как вы,уличить Владимира Мотыля и абсолютно всех блеснувших в этом фильме артистов во лжи и лицемерии,но на протяжении многих лет смотрю и слушаю этот фильм с удовольствием!"Геофизик",что вы зациклились на "Звезде",ведь есть еще и "Волкодав",как самое непаханное поле с точки зрения историков!
  3. Николаевич
    |
    18:15
    23.12.2010
    0
    +
    -
    А вот теперь,с громадным удовольствием готов и очень хотел бы выслушать версию"Геофизика",про альтернативу победы Декабристов и их планы!
  4. Силон (Селениди)
    |
    18:42
    23.12.2010
    0
    +
    -
    «Геофизик / 23.12 12:28: ... пора уже ТРЕЗВО взглянуть на этих романтических бездельников-гвардейцев.» = Непохмелённый! - если уж читать научился, так «почитайте» сам, чем занимались «бездельники-гвардейцы» даже в мирное время. Заодно, кто из этих «бездельников» участвовал в войне против Наполеона и победно вошёл в Париж! = «Так и приходит на УМ сравнение с…» -- «ГеоШизик», а не ошиблись ли вы «адресом», куда «пришло сравнение»?
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли есть кулич до Пасхи?
  2. Как отличить настоящий алкоголь от поддельного?
  3. Что такое генетически отредактированные организмы?


Самое интересное в регионах