Примерное время чтения: 5 минут
894

...Что такое Знак качества и почему его нет на российских продуктах?

Категория:  Архив

Одним из первых знаков качества в мире стал британский «кайтмарк» — значок, получивший своё название благодаря форме ромба («кайт» — воздушный змей, англ.). Придумали его в Институте стандартов Великобритании; на начальной стадии знак был просто символом того, что предприятие получило рекомендации по оптимизации своей работы. Но уже в первый год использование знака позволило сэкономить на производстве несколько миллионов фунтов стерлингов. Одни только сталелитейные предприятия сократили свои расходы на миллион. Взяв этот опыт на заметку, правительство перевело Институт под надзор государства и ввело единый знак стандарта (или качества) в 1903 году.

Поначалу знаки раздавали только стратегически важным предприятиям. Первые «кайтмарки» появились на рельсах, паровых двигателях, электрических кабелях. В 1922 году знак качества разрешили ставить на любых видах продукции — естественно, при условии прохождения проверки на соответствие установленным нормам.

Прижился, правда, значок, не так быстро. То ли получить его было непомерно трудно и британские промышленники до него просто не дотягивали, то ли особо не рвались выслушать инструкции от государства да ещё и натравить на свои же предприятия толпу инспекторов. В любом случае, первый «кайтмарк» на продукцию массового потребления вдали только в 1926 году. Счастливым обладателем стал «Дженерал Электрик», производивший лампочки и осветительные приборы.

В СССР государственный знак качества появился в 1967 году. Однако сама идея подобной оценки товаров появилась задолго до этого — аж в XIX веке. Тогда производители, поставлявшие свои товары к императорскому двору, получили официальное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» (все слова обязательно писались с большой буквы, иное считалось оскорблением царского семейства и каралось лишением имущества и ссылкой), а вместе с ним право ставить на свою тару и транспорт императорский герб. И право это было чрезвычайно почётным: к концу столетия его удостоились всего около 30 российских и зарубежных поставщиков.

Чуть позже императорский герб смогли получить и другие предприятия, но для этого нужно было как минимум 8 лет подряд участвовать во всех губернских отраслевых выставках, лично утверждённых императором, получать на них грамоты о производственных заслугах и в течение 8 лет не получить ни одной жалобы со стороны потребителя. Не удивительно, что многим предприятиям приходилось добиваться заветного права несколько десятков лет.

Но усилия того, безусловно, стоили. Для покупателей императорский герб на упаковочной бумаге или, например, самоваре, был отличной приманкой: уж коли сам государь-император этим товаром не брезгует, значит купить его стоит. Такой же логикой руководствовались и в Советском союзе. Для производителей знак был одним из лучших залогов хорошего имиджа и доверия потребителя, а следовательно должен был стимулировать их к постоянному улучшению своей продукции.

Выглядел знак как маленький пятиугольник с двумя галочками внутри. По одной из версий, символизировали галочки человека, потому что служить знак должен был, естественно, «советскому народу». Хотя более очевидной выглядит аналогия с одним из самых известных советских символов — пятиконечной звездой.

Ещё одно толкование гласит, что одна из галочек (верхняя) изображает весы в состоянии равновесия, а вторая (нижняя) — раскрытый циркуль, и всё вместе иллюстрирует тезис «от соизмерения — к установлению соответствия». По третьей догадке, галочки — это повёрнутая на 90 градусов буква «К», которая означает, соответственно, «качество». И, наконец, пять граней значка сопоставляют с пятью критериями качества: надежностью в эксплуатации, доступностью, безопасностью, эстетичностью и новаторством.

Поставить советский знак качества могли на чём угодно: по ГОСТу, под действие знака попадали так называемые «товары народного потребления», а это всё, что покупается обычными потребителями, — от зубных щёток до автомобилей. Причём найти небольшой значок можно было как на упаковке (если речь шла о продуктах), так и на самой покупке. Если у вас дома остались посуда или мебель советского производства, посмотрите: на ней наверняка стоит небольшой пятиугольник.

Получить значок можно было только по результатам государственной аттестации, проводила которую специальная комиссия. Знак выдавался на срок от двух до трёх лет. А затем всё по новой — новая проверка и новая аттестация. И поначалу схема действительно работала. Производители из кожи вон лезли, чтобы получить заветный значок, и качество продукции от этого только выигрывало. Но со временем претендентов на получение знака становилось всё больше, проверяющие становились всё лояльнее, а стандарты не менялись в течение долгих лет. Поэтому вскоре знак потерял свою настоящую ценность и превратился в привычную маркировку товара, смысл которой был ясен далеко не каждому потребителю. С распадом Советского союза знак канул в лету, и традиция присваивать отличительные знаки по результатам государственных проверок была временно забыта.

<А как считаете вы: нужно ли нам возродить Государственный знак качества? Примите участие в нашем опросе.

12 ноября выйдет спецвыпуск еженедельника «Аргументы и факты». На страницах «АиФ» эксперты будут обсуждать насколько конкурентоспособна отечественная промышленность, почему мы не боимся остаться без импорта  и чем ответят наши компании, если сократиться поток импортной продукции

Так же 12 ноябряв пресс-центре «АиФ» состоится круглый стол на тему: «Продовольственная безопасность/ Станет ли кризис стимулом развития российского производства?».

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах