Рейтинг вопроса
4
+ -

Почему взорвалась американская ракета-носитель Antares?

5 8829
Елена Слободян Категория:  Космос
Ответ редакции

Последнее обновление: 06.11.2014 г.

Наиболее вероятной причиной взрыва американской ракеты Antares является сбой в работе турбонасоса одного из двух главных двигателей первой ступени. Об этом говорят результаты расследования обстоятельств аварии, проведённого компанией Orbital Sciences. 

Статья по теме
Ранее сообщалось, что Antares пришлось взорвать намеренно, поскольку она могла упасть в районе населённых пунктов. В первой ступени ракеты стояли двигатели AJ26, созданные на основе советских НК-33. Компания Orbital Sciences заявила, что намерена отказаться от дальнейшего использования этих двигателей. 

Ракета-носитель Antares должна была доставить на МКС научные грузы для важных экспериментов. 

Что известно о взрыве?

Ракета Antares взорвалась 29 октября 2014 года на космодроме Валлопс в штате Вирджиния через шесть секунд после старта. Она должна была доставить к Международной космической станции (МКС) грузовой корабль Cygnus с двумя тоннами груза. В ходе инцидента никто не пострадал.

Изначально запуск планировалось произвести 27 октября, но он был отложен в связи с появлением неизвестного судна в зоне, над которой должна была пролететь ракета.

По предварительным данным, причиной аварии стал сбой в работе турбонасоса одного из двух главных двигателей первой ступени.

Фото: www.globallookpress.com

Кто изготавливал двигатели?

Двигатели первой ступени, которые могли стать причиной крушения ракеты, были изготовлены на самарском предприятии «Кузнецов» ещё в 1970-е годы для советской ракеты Н-1, которая предназначалась для лунной программы, но так и не была использована. Несколько таких двигателей, хранившихся в запасе, были закуплены американской компанией Aerojet Rocketdyne для адаптации к американским носителям.

После аварии Antares пресс-служба предприятия «Кузнецов» отметила, что двигатели были существенно модернизированы, в них было встроено устройство управления вектором тяги. Отработка и сертификация всех новых систем осуществлялась американской стороной без привлечения специалистов ОАО «Кузнецов». Поэтому всю ответственность за качество двигателей должна нести компания Aerojet Rocketdyne, считают в пресс-службе.

Статья по теме
Перед установкой на Antares каждый двигатель проходил многократные контрольные проверки. В мае во время испытаний в работе одного из AJ26 произошёл сбой, однако в целом Orbital Sciences подтверждала надёжность этой системы, и предыдущие несколько пусков Antares, в том числе с кораблём Cygnus, прошли успешно.

На ракеты Antares установят новые двигатели?

После аварии Orbital Sciences Corporation решила сменить поставщика двигателей ракеты. В пресс-релизе о расследовании катастрофы не говорится, какой двигатель будет установлен на следующей версии Antares, однако отмечается, что это будет сделано «ускоренными темпами в 2016 году».

Как сообщают «Известия», по словам высокопоставленного источника в Роскосмосе, компания провела тендер среди производителей двигателей для носителей Antares. Победу одержал двигатель РД-193 химкинского НПО «Энергомаш». «Сейчас стороны согласовывают формат объявления результатов конкурса, тут есть тонкий политический момент. Также люди, принимающие решения в Orbital, ведут консультации относительно гарантий поставок этих двигателей в нынешних условиях», — сказал высокопоставленный источник в «Роскосмосе».

Как повлияет авария на доставку грузов на МКС?

Авария сильно повредила стартовый комплекс. Orbital Sciences рассчитывает возобновить пуски своей модернизированной ракеты с космодрома в 2016 году. «До этого один или два запуска корабля Cygnus к МКС в 2015–2016 годах будут осуществлены с помощью носителей, отличных от Antares», — сообщили в компании. 

Cygnus может взять на борт груз большей массы, чем во время своих предыдущих миссий. Orbital Sciences выразила уверенность, что это позволит ей до конца 2016 года полностью выполнить свои обязательства перед NASA.

Контракт компании с космическим ведомством США на общую сумму $1,9 млрд предусматривает ещё пять «регулярных» рейсов Cygnus к МКС. Ранее успешно состоялись два запуска, последний — третий — завершился катастрофой.

Что вёз грузовой корабль на МКС?

Внутри грузового корабля Cygnus были яйца комаров, молоко и шейные воротники для астронавтов.

Помимо этого, на борту корабля находились 29 наноспутников и различная аппаратура для научных экспериментов.

Что представляет собой ракета-носитель Antares?

Antares* — одноразовая ракета-носитель для запуска полезных грузов массой до 5500 кг.

Первый запуск осуществлён 21 апреля 2013 года. После успешного пробного полёта к МКС, NASA подписало с Orbital Sciences Corp. контракт стоимостью 1,9 млрд долларов на восемь таких запусков в течение трёх лет. Последний пуск ракеты был пятым по счёту и первым неудачным.

В качестве двигателя первой ступени на ракете Antares применяются советские двигатели НК-33, которые модифицирует самарское предприятие ОАО «Кузнецов». Непосредственно перед использованием их дорабатывают на украинских КБ «Южное» и ПО «Южмаш». В двигатели добавляют американскую электронику, проверяют на совместимость с топливом, а также оснащают шарниром для управления вектором тяги.

Двигатели НК-33 сконструировали в 1960-х годах для лунной программы СССР, которая была свёрнута в 1974 году.


* Antares — одноразовая ракета-носитель, разрабатываемая Orbital Sciences Corporation для запуска полезных грузов, названная в честь самой яркой звезды в созвездии Скорпиона.

Задай свой вопрос

Кому:
Оставить комментарий
Лучшие комментарии
  1. zino
    |
    14:29
    29.10.2014
    5
    +
    -
    А пусть укры побольше бузят и бьют и увольняют умных и знающих людей. И не то ещё будет. Тут и новым чернобылем попахивает.
  2. виктор тройников
    |
    19:06
    29.10.2014
    3
    +
    -
    Sasha Pas[facebook]: советские - списали 40 лет назад. топливные насосы надёжностью не отличались бороводород качать:0) фуфел
Комментарии (5)
  1. zino
    |
    14:29
    29.10.2014
    5
    +
    -
    А пусть укры побольше бузят и бьют и увольняют умных и знающих людей. И не то ещё будет. Тут и новым чернобылем попахивает.
  2. Sasha Pas[facebook]
    |
    15:41
    29.10.2014
    0
    +
    -
    Так двигатели НК-33 Укринские, Российские или Советсвкие, вьі уж определитесь
  3. виктор тройников
    |
    19:06
    29.10.2014
    3
    +
    -
    Sasha Pas[facebook]: советские - списали 40 лет назад. топливные насосы надёжностью не отличались бороводород качать:0) фуфел
  4. товарищ Сухов.
    |
    12:49
    30.10.2014
    0
    +
    -
    Как в старом советском анекдоте...в НАСА не могут понять, почему при взлете у Шатла взорвался правый двигатель, в КГБ не могут понять, почему не взорвался и левый?...
  5. От..битесь! Советские двигатели не причём. Они прошли все необходимые тесты как в России, так и в Америке. В том числе на совместимость работы с американским топливом и окислителем. Были проведены огневые испытания (у нас и у них) каждого двигателя (вместе с турбонасосом) в общей сложности в течение 160с, что существенно больше 6с полёта ракеты. А то, что могло попасть в турбонасос из трубопроводов и баков, изготовленных хохлами, одному Богу известно. PS. Американцы пострадали из-за своей жадности. Вместо современных двигателей от "Ангары" купили старые движки по цене металлолома (по $1млн./шт.). Как говорится: "не гонялся бы ты, поп, за дешевизной."
Все комментарии Оставить свой комментарий
Смотрите также
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ
Опрос
Ваши любимые домашние заготовки на зиму?