aif.ru counter
Рейтинг вопроса
0
+ -

Что такое «северный завоз» и почему в этом году он был сорван?

Что такое «северный завоз» и почему в этом году он был сорван?
Ответ редакции

Мелководье на реках стало основной преградой для своевременной доставки товаров первой необходимости жителям Крайнего Севера Сибири и Дальнего Востока. Сейчас из-за климатических условий завоз необходимых товаров в Якутию производится преимущественно воздушным транспортом. По словам главы МЧС Владимира Пучкова, уровень «обеспеченности предметами первой необходимости и топливно-энергетическими ресурсами республики менее 50%».

Северный завоз

Северный завоз – это обеспечиваемые государством поставки основных товаров (в первую очередь, продовольствия и топлива) в районы Крайнего Севера Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России. С одной стороны государство заинтересовано в развитии этих территорий, с другой – на них отсутствуют инфраструктура для производства и самостоятельной доставки промышленных сельскохозяйственных продуктов. Обязанность обеспечения необходимыми товарами берет на себя государство за счет средств федерального бюджета и силами региональных властей. Завоз производится воздушным транспортом, речным и морским транспортом, в том числе с использованием Северного Морского пути. Северный завоз зависит как от погодных условий, так и от слаженной организации работы всех привлекаемых организаций. 

Причины срыва северного завоза в Якутии 

В этом году из-за обмеления рек и раннего ледостава оказались сорванными поставки необходимых продуктов в Якутии. По словам специалистов, завезенных товаров первой необходимости хватит только до февраля. Некоторые депутаты Якутского госсобрания видят причину срыва завоза в халатности чиновников. Они обратились в Генпрокуратуру с требованием расследовать причины сложившейся ситуации.  

Среди других причин срыва поставок -  мелководье на реках, а также укороченные сроки навигации.  Особенностью северного завоза в арктические районы является то, что львиная доля грузов приходит на железнодорожную станцию города Усть-Кут в Иркутской области. Затем сплавляется вниз по всей длине реки Лена до поселка Тикси. И потом по Северному морскому пути доставляется до рек Анабар, Яна, Индигирка и Колыма и поднимается вверх по этим рекам до конечных пунктов назначения.

В этом году в верховьях Лены  свыше месяца наблюдались пониженные уровни воды высотой не более 1,4 метра, и навигация была возможна только посредством малотоннажных судов с неполной загрузкой. Аномальной была и ситуация в летне-осенний период  на реке Индигирка, где большую часть навигации уровень воды составлял 0,9 метра.

Кроме этого, усложняют навигацию и мелководные устья рек. В регионе существует проблема изношенности флота и нехватки дноуглубительной техники.  Нынешним летом  маломощное судно на Индигирке не смогло прорыть судоходный канал.  В результате теплоходы с грузами полтора месяца простояли на морском участке, а потом были вынуждены разгрузиться почти на тысячу километров западнее - в устье Яны. При этом  теплоходы, которые прорвались из реки в море, не смогли подняться по Индигирке и вмерзли в лед. Освободить их изо льда удастся не раньше июня. Предварительные потери от неудавшейся навигации в этом году и дополнительные затраты оценивают в  900 миллионов рублей. 

Какие альтернативы есть у северного завоза?

Если доставить необходимые товары невозможно морским или речным путем¸ северный завоз  осуществляют регулярными авиарейсами и вертолетами, а недостающий запас топливно-энергетических ресурсов завозят после открытия зимников - дорог, эксплуатация которых возможна лишь при минусовых температурах. В этом году планируют искусственно наморозить около двух тысяч километров ледовых дорог. Из-за срыва поставок основная нагрузка ляжет на эти дороги, что, несомненно, приведет к резкому удорожанию продуктов, ведь автомобильные перевозки значительно дороже речных. Себестоимость завоза авиатранспортом составляет 283 рублей за килограмм. 

Цены на продукты в районах Севера

Эксперты утверждают, что проблемы с северным завозом не должны повлиять на цены на топливо и продукты, поскольку они де-факто дотируются и устанавливаются государством. Подрядные организации не имеют права повышать цены без согласования с местными властями. В ряде СМИ уже появилась информация о росте цен на продукты, очередях и даже драках в магазинах между жителями, напуганными дефицитом товаров, а также о замерзающих без топлива поселках. Местные власти эту информацию опровергают и утверждают, что предпринимают достаточные меры для исправления ситуации, на что из бюджета республики Якутия-Саха дополнительно выделено около 1 миллиарда рублей.

Паника на фоне возникшего дефицита привела к всплеску цен на продукты в нескольких районах. В Якутии резко возросли цены на крупы, хлеб, молочные продукты, в частности, литр молока стоит 137 рублей, одно яйцо - 16 рублей, килограмм картошки - 180 рублей. На Чукотке цены еще выше:  молоко - 180 рублей за литр,  морковь - 340 рублей, лук - 380, огурцы - 420, чеснок - 550, перец красный острый – 850. Лимон - 420, слива - 400, апельсины - 430, мандарины - 510 рублей килограмм, шоколадные конфеты от 400 до 850 рублей за килограмм. Колбаса ливерная - 210,  сервелат - от 800 до 1000 рублей за килограмм. 

Впрочем, цены на продукты питания в отдаленных районах России всегда были выше, даже зимой (летом, «в сезон», разница в цене на овощи и фрукты может достигать нескольких раз). Ниже приведена сравнительная таблица цен на отдельные продукты питания в нескольких регионах (в т.ч. в Якутии и Ненецком АО) на февраль 2013 года согласно данным Федеральной службы государственной статистики:

  Респуб-

лика Саха (Якутия)
Ненец-

кий автоном-

ный округ
Централь-

ный федераль-

ный округ
Южный федераль-

ный округ

(с 2010 года)
Приволж-

ский федераль-

ный округ
Сверд-

ловская область
Новоси-

бирская область
Масло сливоч-

ное,

кг
309,8 444,74 284,76 222,43 235,75 301,7 256,02
Масло подсол-

нечное,

кг
102,11 112,19 79,2 74,05 74,44 84,41 77,74

Молоко питьевое цельное пастеризо-

​ванное

2,5-3,2% жирности,

л

50,79 82,63 34,34 32,26 29,77 33,13 35,03
Сметана,

кг
217 267,4 134,78 110,23 110,35 136,56 97,5
Смеси сухие молочные для детского питания,

кг
812,89 766,38 542,99 549,99 577,28 749,06 672,58
Соки фруктовые,

л
73,09 94,06 58,16 55,32 49,81 52,52 54,76
Яйца куриные,

10 шт.
67,85 73,89 45,62 41,79 40,11 43,22 38,88
Сахар-песок, кг 50,88 64,15 30,97 29,19 29,29 31,37 33,41
Соль поварен-

ная пище-

вая, кг
21,33 31,29 11,28 9,99 9,63 10,1 9,7
Хлеб и булочные изделия

из пшенич-

ной муки высшего сорта, кг
60,83 64,85 50,77 46,73 47,97 55,04 88
Крупа гречневая-ядрица, кг 55,84 100,86 42,44 40,28 34,03 47,66 41,67
Картофель,

кг
42,75 52,88 16,96 18,07 15,49 18,46 23,44
Капуста белокочан-

ная свежая, кг
42,47 56,43 17,64 17,43 16,42 19,83 19,97
Морковь,

кг
68,23 74,15 29,12 22 21,83 27,02 26,79
Огурцы свежие, кг 158,01 202,63 119,92 116,04 130,79 153,19 170,65
Помидо-

ры свежие, кг
134,01 217,73 103,51 92,87 103,92 114,29 147,31
Яблоки,

кг
110,04 123,4 65,33 49,89 52,75 68,41 74,32
Апельси-

ны, кг
119,94 116,87 62,26 51,5 53,49 56,09 66,54

Смотрите также:

Задай свой вопрос

Кому:
Оставить комментарий
Комментарии (2)
  1. Rusmen
    |
    21:32
    05.11.2013
    0
    +
    -
    Даже если бы подобный дефицит продуктов питания и топлива сложился в Москве, сразу нашлись бы журлистики , которые всё-всё бы нам глупеньким объяснили - Пробки на дорогах, Невожможность авиарейсов из-за катаклизмов, Изношенность нефтетранспортных путей, Старение железной дороги, Неурожай в Антарктике, Изменение миграции рыбных косяков в сторону Сан-Марино... Обычная заказуха.
  2. Николай Шакуро
    |
    05:26
    06.11.2013
    0
    +
    -
    Rusmen: Вы жили на Северах? Знаете как доставляется необходимое караваном? Как делаются и содержатся зимники? А проблемы созданы торгашами с целью урвать побольше. На самом деле, если действительно всего завезенного хватит до февраля, то остальное ещё в декабре начнут довозить. На реках наморозят лёд, укатают зимники. На Севере нет других дорог - реки и зимники. В ту же Ванавару караван судов приходил по весенней воде. и не всегда успевал вовремя разгрузиться и уйти, бывало и зимовал. И ни причём тут были ни советская власть, ни пр. стереотипы. Природа.
Все комментарии Оставить свой комментарий


Смотрите также
Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ