aif.ru counter
Рейтинг вопроса
26
+ -

Кто такая Джейн Джекобс?

1 23354
Елена Слободян Категория:  Люди

4 мая 1916 года в США родилась Джейн Джекобс, которая стала одним из первых урбанистов, сформулировавших в 1961 году пять законов городского развития. Она прославилась своей идеей «организованной сложности» и активно критиковала административный подход к развитию мегаполисов. Главное ее правило прежде чем проводить реформы или что-то строить, нужно понять, как организована жизнь в городе.

Джекобс написала несколько книг, посвященных жизни города, планировке, борьбе с трущобами. Ее самой известной, самой влиятельной и самой цитируемой работой стала книга «Смерть и жизнь американских городов», которая была впервые опубликована в 1961 году.

Досье

Джейн Джекобс родилась 4 мая 1916 года в Скрэнтоне, штат Пенсильвания. Ее отец, Джон Декер Бутцер, был врачом, а мать, Бесс Робисон Бутцер, была учительницей и медсестрой.

После окончания средней школы она работала в течение года в качестве неоплачиваемого помощника редактора в журнале Scranton Tribune. 

В 1935 году во время Великой депрессии переехала в Нью-Йорк со своей сестрой Бетти. В Нью-Йорке Джекобс в основном работала стенографисткой и писателем-фрилансером, описывающим в основном рабочие районы мегаполиса. Печаталась в Sunday Herald Tribune, журналах Cue и Vogue. 

Статья по теме
Якутские новосёлы счастливы, переехав сюда из аварийных домов.
В течение двух лет училась в школе Колумбийского университета на факультете общих исследований, брала курсы в области геологии, зоологии, права, политологии и экономики.

После окончания университета нашла работу в журнале Iron Age. В 1943 году она написала статью об экономическом спаде в Скрэнтоне, что впоследствии привело к тому, что компания Murray Corporation построила в городе военный авиазавод. Воодушевленная своим успехом, Джейкобс обратилась в Совет военного производства с просьбой инвестировать больше средств в различные проекты в Скрэнтоне.

Она также выступала за равную оплату труда женщин и право трудящихся на создание профсоюзов.

Своего будущего мужа, архитектора Роберта Джекобса, она встретила, работая в Бюро военной информации.

В 1952 году начала работать в редакции журнала «Архитектурный форум», занималась проблемами реконструкции и строительства в американских городах. В своих статьях и книгах она делилась своими наблюдениями об архитектурных подходах.  

В 1968 году она выступила против прокладки шоссе через Южный Манхэттен.

В этом же году в знак протеста против войны во Вьетнаме и в страхе, что ее сыновей призовут в армию и отправят на войну, вместе с семьей переехала в канадский Торонто, где продолжала писать и участвовать в борьбе против примитивных планировочных и градостроительных решений, не учитывавших интересы горожан.

Статья по теме
Открытие движения пригородных поездов-экспрессов «Ласточка» на участке Ленинградский вокзал — Крюково (Зеленоград).
В Торонто она продолжила противостоять проектам необдуманной реконструкции, в частности строительству скоростной автомагистрали Спадина. Она издавала книги и на другие темы, в частности, писала о сепаратизме в Квебеке, связи между моралью и работой и упадке североамериканской цивилизации. Впрочем, ни одна из этих книг не имела такого успеха, как «Смерть и жизнь американских городов». Книга не только оказалась на гребне растущей волны протеста 1960-х, но и вошла в списки обязательной литературы в современных архитектурных школах.

Джекобс скончалась в 2006 году в возрасте 89 лет.

Пять законов городского развития Джейн Джекобс:

Принцип 1.

Развитие городов зависит от качества их сети.

Чтобы экономика городов росла, им необходимы «сети» из близко расположенных объектов и предприятий.

Успех и процветание таких городов, как Нью-Йорк, можно объяснить с помощью взаимодействия сети физических лиц, которые обменивались друг с другом знаниями и информацией о своих идеях и возможностях.

Часто такие взаимодействия случайны и происходят в общественных и полуобщественных пространствах. Это и есть городская сеть: кафе, общественные библиотеки, тротуары и так далее.

Принцип 2.

Смысл существования городов синергия и экономия ресурсов.

Города приводят к снижению потребления энергии и ресурсов, а также выбросов парниковых газов на душу населения по сравнению с другими видами поселений. Чем эффективней город и чем лучше развита его инфраструктура, тем он менее вреден для окружающей среды.

Принцип 3.

Сила городской сети в связности.

Связность пространств должна быть одинаково высока по всему городу. Если отдельные районы или отдельные группы горожан окажутся выключены из городской жизни (транспортно, экономически или социально) город быстро потеряет конкурентоспособность.

Как говорила сама Джекобс, валюта городов это малозначащие встречи на их улицах. И если эта валюта становится недоступна кому-то из горожан, будущего у такого поселения нет.

Принцип 4.

Жители городов должны осознавать их ценность.

Жители городов должны понимать значение и ценность места, где они живут. То есть города должны быть красивыми, в них должно быть много зелени, архитектурных форм и так далее, чтобы их ценность была очевидна. Правда, в музеи под небом, по мнению Джекобс, превращать их тоже не стоит.

Принцип 5.

Жители должны контролировать городское пространство.

Города развиваются быстрее и устойчивее, когда их жители получают некоторую степень контроля над объектами в пространстве. Каждому из нас нужно определенное количество общественного и личного пространства. Мы должны иметь право не только выйти на улицу или остаться дома, не только сделать ремонт на балконе, но и решать, какая дорога нам нужна, какая нет, где можно открыть супермаркет, а где он нам не нужен. Чем выше степень контроля жителей над городским пространством, тем устойчивее развивается город.

Смотрите также:


Задай свой вопрос

Кому:
Оставить комментарий
Комментарии (1)
  1. furytes
    |
    19:30
    17.05.2016
    0
    +
    -
    В России эти принципы не работают это я согласен с предыдущим комментарием!! Возмем для примера Москву: Принцип 1. "Развитие городов зависит от качества их сети." В Москве сети предприятий нет. А те что, остались уничтожаются и на их месте создаются офисные центры. Имеет быть сеть офисных центров. Взаимодействие идёт гнлавным образом среди приезжих. Население города разбавлено ими и в общем то достаточно разобщено. Бюрократическая сеть. Принцип 2. Смысл существования городов — синергия и экономия ресурсов. Москва живёт за счёт ресурсов, которые она вытягивает из регионов. Все эти ресурсы стекаются в Москву. В Москве синергия заключается в том что эти ресурсы попросту сжираются. Принцип 3. Сила городской сети — в связности. Приезжие ы Москву очень тесно связаны между собой. Их объединяет ненависть к этому городу. Они тут ненавидят всех и всё и не считают себя частью этого города. Они тянут друг друга если им удалось здесь как то закрепиться. Они как короеды-типографы подтачивают город изнутри. Но деградация Москвы от деятельности приезжих тем не менее слабее чем натиск новых и новых ресурсов из регионов, поэтому город стоит. Разве что вопрос в качестве самого этого города.... Принцип 4. Жители городов должны осознавать их ценность. Основное население Москвы это приезжие . Для них Москва представляет ценность с одной стороны как возможность получить работу. Это те, кто бегут в Москву от того, что в регионах нет работы и условий для жизни. Другие приезжие едут в Москву с целью потратить наворованные в своих регионах деньги, потому что в разорённых ими и Москвой регионах и деньги потратить негде и не на что. Никакой другой ценности Москва для них не представляет, потому что все они НЕ считают себя жителями этого города, а лишь временно находящимися на территории Москвы и области (вахта). Принцип 5. Жители должны контролировать городское пространство. Поскольку в Москве нет конкуренции, рынка и равных условий для всех, то контролируют Москву не жители а кланы и группировки приезжих, захватившие все ключевые должности управления городом. А они кроят Москву так как им удобно .
Все комментарии Оставить свой комментарий


Смотрите также
Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ