aif.ru counter
Рейтинг вопроса
5
+ -

Эволюция российских атомных подводных лодок. Инфографика

4 43239
Елена Слободян Категория:  Армия
Ответ редакции

19 марта 1906 года император Николай II ввёл своим указом в состав флота России подводные лодки.

Смотрите в инфографике АиФ.ru этапы развития подводного флота в России.

 

История подводного флота

– В начале ХХ века в состав императорского флота России входило 20 субмарин: «Дельфин», «Форель», а также построенные к тому времени субмарины типов «Касатка», «Сом» и «Осётр». Первая подводная лодка «Дельфин» была построена на Балтийском заводе в 1904 году. Лодка могла погружаться на глубину 55 м и имела на борту две торпеды калибра 450 мм. Корпус подлодки снаружи был покрыт двумя слоями лиственницы, а сверху обшит оцинкованным железом. Экипаж составляли два офицера и 20 матросов. Она несла службу как учебный корабль на Тихом океане. В Русско-Японской войне участия лодка не принимала, но само наличие в этом районе «Дельфина» и ещё десятка русских подводных лодок удерживало японцев от нанесения удара. 

Статья по теме
Подводная лодка К-19.

Во время Первой мировой войны подводные лодки показали, насколько эффективным может быть использование такого класса кораблей. В 1916 году количество подлодок, состоящих на вооружении российской армии, значительно увеличилось. За рубежом Россия приобрела 15 подлодок — пять подлодок в Америке и 15 в Англии. В 1917 году подводный морской флот уже состоял из семи дивизий, в которые входили по четыре – пять подлодок, на которых применяли торпеды или артиллерию.

Во время Второй мировой войны начались активные усовершенствования подлодок. В 50-х годах ХХ века начал формироваться атомный подводный флот. В СССР начали активно разрабатывать и строить сначала атомные торпедные, а затем ракетные подводные лодки и морские ракетно-ядерные системы стратегического назначения. Подлодки строили с целью нанесения возможных ракетных ядерных ударов по важным военным и экономическим объектам на территории противника, проведения разведывательных операций и для уничтожения атомных подводных и надводных ракетоносцев. На вооружении таких субмарин находились баллистические или крылатые ракеты «корабль-земля», оборудованные ядерными боеголовками и торпедами.

А уже к 1961 году флот имел девять атомных лодок — четыре ракетных и пять торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки.

В советское время самой большой подводной лодкой считалась проект 941 «Акула» (подводное водоизмещение — 48 000 тонн), самой скоростной — проект 661 «Анчар» (до 44,7 узлов), самой глубоководной — 685 «Плавник» (до 1250 м), а скоростными и маневренными были подлодки проекта 705К «Лира».

Советская атомная подводная лодка типа Акула (SSBN Typhoon )
Советская атомная подводная лодка типа «Акула» (SSBN «Typhoon»). Фото: Commons.wikimedia.org

Современные подводные лодки

Современные подлодки:

– обеспечивают скрытность действий;

– могут длительное время выполнять задания практически в любых районах Мирового океана (даже подо льдами Арктического бассейна);

– способны наносить мощные ракетно-ядерные удары.

Сегодня ВМФ России в основном представлен подводными лодками третьего поколения проектов 667 «Дельфин» и «Кальмар». Шесть «Дельфинов» несут службу на Северном флоте и четыре «Кальмара» — на Тихоокеанском флоте.

В течение ближайших 15–20 лет их потеснят подводные лодки четвёртого поколения классов «Борей», «Ясень» и «Лада» конструкторских бюро «Рубин» и «Малахит». На флот уже начали поступать подлодки этого класса. В январе 2013 года в боевой состав ВМФ России вошла стратегическая атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» (проект 955, класс «Борей»), в декабря 2013 года — «Александр Невский», а в 2014 году «Владимир Мономах».

После 2030 года на вооружении ВМФ России могут появиться подводные лодки пятого поколения с баллистическими ракетами типа «Булава» и крылатыми типа «Калибр».

Дизельная подводная лодка класса Варшавянка в парадном строю на генеральной репетиции парада к Дню военно-морского флота во Владивостоке
Дизельная подводная лодка класса «Варшавянка» в парадном строю на генеральной репетиции парада к Дню военно-морского флота во Владивостоке. Фото: РИА Новости / Виталий Аньков

Семь интересных фактов

Три войны для «Пантеры»

Российская подводная лодка «Пантера», построенная в 1916 году, стала единственной в мире лодкой, участвовавшей в трёх войнах. За годы Первой мировой войны совершила несколько походов. В феврале 1918 года подводная лодка защищала Кронштадт, неоднократно выходила в Финский залив для несения разведывательной и патрульной службы. А в годы Великой Отечественной войны «Пантера» совершила боевой разведывательный поход. 23 июля 1941 года во время налёта немецкой авиации на Кронштадт сбила артиллерийским огнём немецкий бомбардировщик. Затем почти 39 лет находилась «Пантера» в боевом составе Балтийского флота. В 1955 году она была списана и разрезана на металл.

Вынужденное погружение

В годы Второй мировой войны подводным лодкам после выстрела с небольшой дистанции акустической торпедой приходилось немедленно погружаться на глубину 60 метров. В противном случае возникала опасность, что такая торпеда сработает на шум винтов самой подводной лодки.

Вокруг света за 45 дней

В феврале 1966 года группой советских атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала Анатолия Сорокина было начато первое в мире подводное кругосветное плавание, которое длилось 45 дней. За полтора месяца отряд подводных лодок прошёл 25 тысяч миль в подводном положении, ни разу не всплывая на поверхность. 

Статья по теме

Кислород для подводников

Подводная лодка накапливает кислород путём закачивания воды в объёме 20 000 литров в сутки в резервуары, где вода перегоняется в специальных аппаратах — дистилляторах, чтобы избавится от примесей металлов и солей. Затем вода перекачивается в отсёк очистки, где дистиллированную воду пропускают через электрическое поле, разделяя её на элементы водород и кислород.

Балласт для погружения

Подводная лодка оснащена системой балластных цистерн, которая позволяет ей погружаться под воду и менять глубину погружения. При надводном плавании балластные цистерны заполнены воздухом, благодаря которому подводная лодка может находиться на поверхности воды. Когда лодка должна перейти на подводное плавание, клапаны цистерн открываются, и они заполняются водой. Лодка становится тяжелее и погружается под воду.

«Лёгкие Момсена»

«Лёгкие Момсена» — подводное спасательное устройство, изобретённое адмиралом Чарльзом Момсеном в конце 20-х годов прошлого века. Оно не раз применялось при спасении экипажей подводных лодок. «Лёгкие Момсена» пристёгиваются к груди спасающегося. Они напоминают противогаз с резиновой камерой и двумя трубками, по одной из которых воздух поступает изо рта в мешок, а по другой, пройдя очистку, вновь поступает для дыхания. Объём мешка примерно равен среднему объёму лёгких человека. В 1961 году на смену этому аппарату пришёл «капюшон Штайнке» — спасательный жилет, дополненный капюшоном, который полностью охватывает голову человека и снабжает его воздухом для дыхания.

Спасительный колокол

Самой успешной операцией по спасению экипажей подводной лодки считается эвакуация 33 членов экипажа американской подводной лодки «Сквалус». Она затонула во время обычного погружения из-за того, что не закрылся впускной клапан двигателя и машинное отделение оказалось затопленным. Это произошло 23 мая 1939 года вблизи Портсмута (штат Нью-Гемпшир) на глубине 73 метров. Во время операции по спасению был использован десятитонный спасательный подводный колокол. Устройство было опущено точно на спасательный люк подводной лодки. Колокол закрепили, удалили из него воду, продув сжатым воздухом. После чего спасатели перешли из верхнего отделения колокола на подводную лодку и открыли люк. Для спасения 33 членов экипажа потребовалось четыре погружения спасательного колокола.

Задай свой вопрос

Кому:
Оставить комментарий
Комментарии (4)
  1. Владимир Романов
    |
    06:37
    19.03.2015
    0
    +
    -
    Смотришь историю подводного флота и диву даешься за век такой скачек Россия сделала. Что можно сказать спасибо всем кто строит флот подводный он наш щит России.
  2. Fylhtq
    |
    15:37
    19.03.2015
    0
    +
    -
    Да некоторые проекты подводных лодок российского производства обладают поистине уникальными характеристиками. Ну скажите почему в надводном положении скорость несколько меньше чем в подводном. Обычно всё наоборот. Если я прав то я проиграл спор и с меня рубль. Если нет то с газеты "саечка"
  3. Летатель
    |
    09:03
    19.03.2017
    0
    +
    -
    Fylhtq: При достаточной глубине отсутствует волновое сопротивление, что позволяет достигать большей скорости движения при одинаковых с надводным движением энергетических затратах.
  4. Степан Рэдов[mailru]
    |
    13:16
    19.03.2017
    0
    +
    -
    Fylhtq: старые лодки(времён I и II мировых) действительно плавали в надводном положении быстрее чем в подводном. у вас есть шанс!!!
Все комментарии Оставить свой комментарий


Смотрите также
Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ