aif.ru counter
Рейтинг вопроса
4
+ -

Оружие Победы: штурмовик Ил-2. Инфографика

Сюжет: 70 лет Великой Победе

Ил-2 является самым массовым боевым самолётом в мировой истории, за годы Великой Отечественной войны было выпущено более 36 тысяч единиц техники. Этот первый советский штурмовик с бронированным корпусом наши солдаты окрестили «летающим танком», неприятель же за неповоротливость называл его «цементным бомбардировщиком». Машина была очень живучей и была в состоянии вернуться на аэродром даже после серьёзных повреждений.

Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий ВОВ. Смотрите в инфографике АиФ.ru, как выглядел легендарный штурмовик в разрезе.

 

Вопрос-ответ

От двухместного к одноместному и обратно

Ил-2 появился не по указке сверху, а по инициативе конструктора Сергея Ильюшина. В 1938 году, занимая должность начальника Главка авиационной промышленности, Ильюшин написал письмо Иосифу Сталину, в котором объяснял необходимость создания принципиально нового штурмовика, корпус которого будет целиком состоять из брони. Такая машина могла бы с меньшим уроном атаковать сверху наземные цели противника.

От подобной идеи к тому времени отказались в Великобритании, США и Германии, поскольку бронированный самолёт не мог обладать необходимой скоростью и маневренностью. Так что при создании Ил-2 советским конструкторам пришлось найти множество нестандартных решений. Главной технологической новинкой было изготовление обтекаемой бронекоробки из листов переменной толщины и двойной кривизны.

Вопрос-ответ
Впрочем, несмотря на все ухищрения, прототип не обладал заявленными техническими характеристиками. Тогда Ильюшин принял радикальное решение  сделать штурмовик одноместным, отказавшись от стрелка в хвостовой части. Это существенно сократило объём бронекорпуса, на освободившемся пространстве был установлен дополнительный топливный бак.

Серийное производство одноместных Ил-2 было налажено в феврале 1941 года. В первых же боях наша штурмовая авиация несла огромные боевые потери, поскольку никто не прикрывал пилота от атакующих истребителей сзади. Немцы целились в незащищённый топливный бак в хвосте самолёта, а также в самого лётчика. По этой причине руководство СССР потребовало от Ильюшина вновь сделать самолёт двухместным.

Установка кабины стрелка с пулемётом УБТ увеличила массу машины на 270 кг, в результате чего самолёт потерял в скорости примерно 20 км/ч. Впервые эта модификация была опробована в боях 30 октября 1942 года, после чего двухместный Ил-2 пошёл в серийное производство.

Вопрос-ответ

Обратная сторона массового производства

«Самолёты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб <…> Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов тчк Предупреждаю в последний раз»  телеграмму с таким текстом в конце 1941 года Сталин отправил директорам авиационных заводов. Вскоре после этого темпы производства самолётов резко выросли. Заводы начали выполнять приказ главнокомандующего с такой прытью, что Ил-2 стало очень и очень много. В результате их пришлось применять не по назначению. Штурмовики не только наносили удары по объектам в ближайшей глубине обороны противника, но и использовались в качестве истребителей, бомбардировщиков и даже торпедоносцев. Непрофильное применение Ил-2 сыграло с нашей авиацией злую шутку. За 19411945 годы СССР лишился 23,6 тысяч Илов, из них 12,4 тысячи составили боевые потери.


Задай свой вопрос

Кому:
Оставить комментарий
Комментарии (1)
  1. Karagan
    |
    23:46
    11.05.2015
    0
    +
    -
    Недавно только (03/04/2015) АиФ опубликовал статью г-на Осипова "Бетонный бомбер. История создания легендарного Ил-2" с вагоном ляпов. Поскольку, как можно предположить, ляпов кому-то показалось недостаточно, дали возможность порезвиться даме. К ней и адресуюсь. 1.Необходимость создания самолета непосредственной поддержки войск была понятна и без "догадки" Ильюшина. Уже в плане опытного строительства самолетов на 1936-1937, предусматривалась разработка такого вида летательного аппарата. Проводился конкурс. "...В конкурсе приняли участие ЦАГИ (главный конструктор А.Н.Туполев), ЦКБ (главный конструктор И.Н.Поликарпов),ХАИ (главный конструктор И.Г.Неман), а также Д.П.Григорович, С.А.Кочеригин и С.В.Ильюшин. Все конструкторы разрабатывали эскизные проекты под двигатель А.А.Микулина М-34 и предусматривали применение машин в трех назначениях (штурмовик, легкий бомбардировщик и разведчик)...". Ил-2 оказался лучшим, но не был единственным, якобы разрабатывавшимся "по личной инициативе". 2.Совершенно бредовое утверждение о намерении создать полностью бронированный Ил-2. К сведению автора: Ил-2 был бронирован частично, иначе бы просто не смог подняться в воздух. И Ильюшин не мог этого не знать. 3."Штурмовая авиация" в начале войны несла потери гл. образом от отсутствия сопровождения истребителей. Стрелок, конечно, определенным образом повышал защищенность самолета, но все-таки не мог кардинально выручить, тем более, что зачастую пилоты люфтваффе атаковали Илы снизу, нанося удары в область задней части фюзеляжа, по килю и пр. 4.Смелое утверждение о том, что именно Ильюшин "принял решение отказаться от двухместного варианта" весьма сомнительно. В литературе об авторстве такого изменения нет однозначного мнения. Кроме того, изменить произвольно техзадание он полномочий не имел и иметь не мог. 5. Штурмовики применялись для штурмовки. Более того, поскольку в начале войны их катастрофически не хватало, на штурмовки отправляли СБ, Пе и все, что только можно, в результате чего неприспособленные наши бомберы немцы жгли сотнями, если не тысячами. Утверждение, что Ил-2 использовали массово в качестве истребителей абсурдно по смыслу и ссылок ни в одном источнике информации на этот счет (вкл. зарубежные) я не встречал. Это похоже на фантазию чистой воды. Что касается того, что Ил-2 использовался как бомбардировщик"...Милая дама, Ил-2 и был в известной степени бомбардировщиком, неся до 600 кг бомб. Не знали??? Или не узнавали, что такое, собственно, штурмовик???
Все комментарии Оставить свой комментарий


Смотрите также
Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ