Министр образования и науки РФ (с 2004 г.)

 

Награды

- Орден «За заслуги перед отечеством» IV степени (10 августа 2009 года) — за большие заслуги в развитии системы образования и науки Российской Федерации и многолетнюю плодотворную деятельность.

- Почётная грамота Правительства Российской Федерации (17 июля 2004 года) — за большой личный вклад в развитие фундаментальной и прикладной науки, формирование национальной инновационной системы и многолетний плодотворный труд.

- Орден «Данакер»(1 декабря 2008 года, Киргизия) — за вклад в социально-экономическое развитие Кыргызстана, укрепление дружбы и сотрудничества между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией в области науки и образования.

- Орден «Полярная звезда» (17 июля 2009 года, Якутия) — за особые заслуги в развитии системы образования и науки, вклад в подготовку высококвалифицированных кадров для республики и многолетнее плодотворное сотрудничество.

 

Образование

В 1971 году окончил механико-математический факультет Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова. Доктор физико-математических наук.

Автор более 100 научных трудов, в том числе посвящённых технологической инновационной деятельности и финансированию научно-технической сферы.

 

Карьера и государственная деятельность

В 1971- 1991 г.г. — стажёр-исследователь, младший научный сотрудник, заведующий лабораторией, заместитель директора по научной работе, ведущий научный сотрудник Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе АН СССР в Ленинграде. Специалист в области вычислительной физики.

В 1991 – 1993 г.г.— вице-президент АО «Центр перспективных технологий и разработок», Санкт-Петербург. Его непосредственным начальником был Юрий Ковальчук.

В 1994 – 2001 г.г. — генеральный директор Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга. При его активном участии были реализованы более 80 высокотехнологичных проектов, для финансирования которых удалось привлечь около 13 млн. долларов.

В 1995 г. вступил в партию «Наш дом – Россия».

С 2000 г. — председатель научного совета Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».

После избрания в 2000 году В.В. Путина на пост Президента России карьера Андрея Фурсенко продолжилась в Москве.

В 2001 - 2002 г.г.— заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации

С июня 2002 г.— первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

С октября 2003 г. — и. о. министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

С 9 марта 2004 г. — министр образования и науки Российской Федерации в правительстве М.Е. Фрадкова.

24 сентября 2007 г. сохранил свой пост в правительстве В.А. Зубкова.

С 12 мая 2008 г. — вновь министр образования и науки в правительстве В.В. Путина. С 11 января 2010 г.— член правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

В период реформирования системы отечественного образования министерством начал реализовываться приоритетный национальный проект «Образование». При этом Андрей Фурсенко является членом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

 Во время его руководства отраслью образования начали происходить изменения в процессе интегрирования науки и высшей школы. Фурсенко выступает за то, чтобы Россия принимала участие в Болонском процессе, а также за  реформирование Российской Академии наук и перевода части её сотрудников на коммерческие контракты.

 

russianlook.com

 

 

Доходы

За 2006 год, по официальным данным, министр получил доход 2,6 млн рублей.

За 2008 год, по официальным данным правительства РФ, А.А.Фурсенко получил 4,5 млн. рублей.

За 2009 год Фурсенко получил 4.9 млн рублей.

 

 Реформы Фурсенко в системе образования

Согласно последнему стандарту образования для старшей школы, в программе будут выделяться  шесть предметных групп. Первая группа – это русский язык и литература, а также родной язык и литература. Вторая группа включает в себя иностранные языки, третья – математику и информатику. В четвертую группу входят общественные науки, в пятую – естественные науки, в шестую – искусство или предмет по выбору.

Предполагается, что в каждой из групп ученик сможет выбрать один-два предмета. При этом предметы «Россия в мире», ОБЖ и физкультура будут обязательными для всех.

Таким образом, число предметов в старших классах, изучаемых школьником, сократится с 16–21 до 9–10. У ученикам останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе.

Этот размещенный на сайте Минобразования новый проект в начале 2011 года вызвал активную критику учительского и родительского сообщества.

В свою очередь, Андрей Фурсенко считает, что высшая математика, русский язык  и литература не обязательно должны являться для старшеклассников необходимыми предметами. По его собственному признанию, он не изучал в школе высшую математику и при этом «не дурнее других».

Фурсенко является убежденным сторонником Единого государственного экзамена (ЕГЭ). По его мнению, ЕГЭ, а также различные олимпиады «не дают возможности для коррупционных действий». Кроме того, считает он, ЕГЭ «даёт возможность ребятам всей России более успешно построить свое будущее», а также «позволит оценить качество школьной подготовки и исправить недостатки школьного образования».

В 2006 году министр заявлял, что зарплата учителей должна вырасти до 20-30 тыс. рублей в месяц. Однако до сих пор далеко не во всех регионах страны школьные  педагоги получили прибавки к своей зарплате. На недавно состоявшейся встрече с редакцией газеты «Аргументы и факты» Фурсенко объяснил эту ситуацию так: «Объясню, что обещано и что сделано. Цель была такая: довести среднюю зарплату учителей до средней по региону, а там, где это невозможно, повысить минимум на 30%. Речь шла именно о средней зарплате. Мы не обещали повысить зарплату каждого учителя на треть. К 1 августа этого года федеральный центр перечислил регионам 20 млрд рублей. В 2012-2013 гг. будет направлено ещё 100 млрд. Федеральные деньги идут на закупку оборудования, учебной литературы, автобусов, повышение квалификации учителей и т. д. В ответ на это регионы обязались высвободившиеся в региональных бюджетах деньги направить на повышение зарплат учителям. Однако в некоторых регионах учителям не разъяснили, на что они могут рассчитывать. В результате люди решили, что власти их опять обманули».

Кроме того, глава Минобрнауки РФ заявил, что в российских школах гораздо больше учителей, чем нужно. Их численность, по мнению министра, можно сократить примерно на 200 тысяч человек. Фурсенко подчеркнул, что его ведомство само увольнениями заниматься не будет, а может только рекомендовать школам, сколько педагогов и в какие сроки нужно уволить. «В Европе в среднем на одного учителя приходится 13-15 учеников. У нас … девять-десять учеников на одного учителя», - пояснил министр.

В 2007 году на ежегодном молодежном форуме на Селигере Андрей Фурсенко высказал такую точку зрения: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

 «Идеология образования осталась той же — мы должны готовить творцов, – высказывает свою позицию Фурсенко. - А нам необходимо прежде всего прививать культуру использования уже имеющихся наработок, следования имеющимся стандартам». По его убеждению, в настоящее время у вузов сохраняется устаревшая позиция по подготовке в первую очередь «творцов», которые могут быть не всегда и не везде нужны.

Такая позиция министра образования вызвала большой резонанс. Были рассуждения о том, что ни одна из планируемых жизненно важных для России программ не может быть реализована потребителями-исполнителями, владеющими лишь отвёрточной и сборочной технологиями по чужим схемам.

Есть даже такое мнение, что последствием подобной образовательной политики проявилось и то, что в 2009 году из всего количества первокурсников механико-математического факультета и факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ справились с контрольной по материалам ЕГЭ только 40%.

 Министр придерживается мнения, что система повышения квалификации учителей должна стать более активной и оперативной. «Если мы хотим иметь новое образование, сначала мы должны получить нового учителя», - подчеркнул он.

Министр отметил еще одну проблему системы образования - каждая новая инициатива, будь то «Наша новая школа» или Федеральная целевая программа развития образования, требует от педагогов огромного количества отчетов, бумажной работы. Учителя, как человека творческого, такая бумажная волокита, естественно, «тормозит». По словам Фурсенко, дошло до того, что учителя перестали традиционно жаловаться на зарплаты, а больше переживают от количества бумаг. «Педагоги просто не успевают заниматься детьми, потому что надо писать отчеты», - отметил министр.

Слухи о возможном введении системы платного образования в России Андрей Фурсенко опроверг.
«Это исключено, это – страшилка, я рассматриваю это как чистую провокацию», - заявил российский министр в ходе научной конференции в Мехико. Человек, который попытается пролоббировать идею платного образования в России, закончит свою политическую карьеру, считает Фурсенко. «Вы можете себе представить хоть одного политика, вводящего платное образование? Человек, попытавшийся реализовать эту идею, - конченый человек», - подытожил министр.
 

 Андрей Фурсенко пообещал, что ведомство в 2012 году продолжит работу по повышению стипендий нуждающимся студентам и отличникам.

«Мы будем продолжать работу по улучшению стипендиального обеспечения, мы должны адресным образом увеличивать стипендии для ребят, которые являются социально незащищенными, точно также для тех ребят, которые показывают блестящие результаты в учебе», — сказал министр в своем интервью. Кроме того, министр сообщил, что в 2012 году будет продолжена работа по повышению зарплат преподавателям вузов.

Министр также призвал ректоров вузов вернуть учащимся все места в студенческих общежитиях. По его словам, на настоящий момент не хватает примерно 700 тыс. кв. метров общежитий, поэтому решается вопрос о выделении 5 млрд рублей в течение трех лет на эти цели, перераспределив имеющиеся средства.

 Не совсем обычный ход властей, принятый в отношении учащихся  московских школ в дни выборов и митингов, когда их обязали писать контрольные работы, Фурсенко прокомментировал так: «Я считаю железно, что дети действительно во время митинга должны быть заняты другим. Ни на каких митингах — ни за, ни против — их быть не должно… По-человечески я понимаю тех, кто принимал такое решение. Не дай Бог, что случится, во всем будет виновата школа».

 

russianlook.com

 

 

Критика Андрея Фурсенко и его позиции

В 2011 году было опубликовано Открытое письмо Президенту Дмитрию Медведеву  с требованием отставки Андрея Фурсенко из-за разрушения им системы российского образования, которое подписало огромное количество людей, включая деятелей культуры и науки. Произошло это после того, как Министерством было объявлено предложение сделать главными предметами в выпускных классах ОБЖ, физкультуру и новый предмет «Россия в мире», якобы призванная воспитывать в юных гражданах любовь к Родине.  При этом уроки русского языка, литературы и математики, ко всеобщему изумлению, предлагалось сделать необязательными. В итоге последовали массовые возмущения среди образованных слоев общества, а также среди простых родителей учащихся. Владимир Путин дал понять Андрею Фурсенко, что в этот раз он «перестарался» в отношении реформирования. После этого стандарты были отправлены на доработку, и до последнего времени окончательное решение по ним еще не было принято.

Некоторые деятели Русской православной церкви и председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А.Попов подвергли Фурсенко критике и по той причине, что он выступает за внесение в школьную программу предмета «История мировых религий», а не «Основы православной культуры».  

 Свои ответы на вопросы, касающиеся современного образования, Андрей Фурсенко  дал на встрече с редакцией «Аргументы и факты». Во время интервью  поднимались темы таких нововведений, как ЕГЭ, новые стандарты обучения, сокращение сельских школ, новая система финансирования, зарплаты учителей и т.д.

Семья и личная жизнь

Отец - академик РАН Александр Александрович Фурсенко

Брат - Сергей Александрович Фурсенко. С 2003 года он является генеральным директором ООО «Лентрансгаз», дочернего предприятия ОАО «Газпром». С 3 февраля 2010 года — Президент Российского футбольного союза.

 

Официальный сайт министерства образования и науки РФ