Российский журналист, телеведущий, автор программ «Намедни» (и одноименной серии книг) и «Российская империя». Бывший главный редактор журнала «Русский Newsweek». Член Академии Российского телевидения

Награды

Премия «ТЭФИ» в номинации «Лучшая передача об искусстве» (1995) за телепроект «Намедни».
Премия «ТЭФИ» в номинации «Развлекательная программа» (1995) за проект «НТВ – новогоднее телевидение».
Премия «ТЭФИ» специальный приз (1999) за телепроект «Живой Пушкин»
Премия «ТЭФИ» в номинации «Информационно-аналитическая программа» (2002) за телепроект «Намедни».
Приз телепрессы в номинации «Телевизионная персона» (2002).
Специальный приз премии «ТЭФИ» (2004).
Приз «Серебряный слиток» от радиостанции «Серебряный дождь» в числе событий 2008 года (2008).
Гран-при конкурса «Книга года-2009» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Московской международной книжной выставки-ярмарки (2009).
Книга года по результатам голосования читателей журнала «Афиша» (2009).
Приз «Лучшая книга журналиста» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (2009).
Премия имени Владислава Листьева (2010).
Премия «ТЭФИ» в номинации «Телевизионный документальный фильм» (2010) за телепроект «Зворыкин-Муромец».
Премия Союза журналистов России: «Зворыкин-Муромец» «За неизменно штучную работу на фоне конвейерного телевидения» (2010).
Приз «Профессионал года» по версии газеты «Ведомости» (2010).

Образование

В 1982 году закончил факультет журналистики Ленинградского Университета имени Жданова.

Детство и ранние годы

Леонид родился в семье инженера-металлурга Геннадия Парфёнова  и учительницы истории Альвины Шматининой. Отец был главным инженером Череповецкого металлургического комбината, а также рыболовом и охотником, любил охотиться на уток. Увлечение отца передалось младшему брату Леонида Владимиру – бизнесмену, продавцу медицинского оборудования.

По некоторым данным, в начале 1980-х годов Леонид проходил армейскую службу в Ленинграде. Там же в 1977 году он поступил на факультет журналистики в ЛГУ. В годы учебы в университете подрабатывал экскурсоводом – водил туристов по Ленинграду. Позже этот период Леонид вспоминал так: «…свой район я не любил. Обычный спальный район. Я совсем недавно проезжал мимо, специально вышел, чтобы посмотреть. Нормальная такая массовая застройка 70-х, ничего особенного. Но студентом я только ночевать домой возвращался. Ведь тогда был театральный бум, мы на спектаклях пропадали. Или в библиотеке подолгу сидел».

Карьера журналиста

Уже в школьные годы Парфенов начал заниматься журналистикой, в 13 лет на Всесоюзном слете юнкоров в «Артеке» получил грамоту «Лучшему юнкору «Пионерской правды». Хотя позже о своем профессиональном выборе Леонид вспоминал: «Желание стать журналистом пришло в зрелом возрасте, когда понял, что «ничего другого делать просто не сумел бы». В детстве же были совсем другие мечты. Например, стать водителем машины, которая забирает мусор из контейнеров во дворах». Серьезно работать «по профилю» Леонид  начал в студенческие годы: его статьи начали печатать в крупнейших советских газетах и журналах - сначала в газете «Смена», позднее – в «Огоньке», «Правде», «Советской культуре» и «Московских новостях».

После окончания университета в 1982 году Леонид вернулся в Череповец - по распределению он попал в районную газету «Сельская новь». Но вид молодого специалиста (длинные волосы, джинсы, рубаха навыпуск) отпугнул редакторов и они отказались от его услуг. После чего Парфенов устроился на полставки в областную молодежную газету «Вологодский комсомолец». Через год перешел на телевидение - начал работать на Вологодском областном канале.

В 1986 году Парфенов перешел в Главную редакцию молодежных программ Центрального телевидения Гостелерадио СССР , где стал корреспондентом передач «Мир и молодежь» и «Пресс клуб». В 1987 году Парфенов вместе с телеведущим Андреем Разбашем снял трехсерийный документальный фильм «Дети XX съезда». На экраны фильм вышел в 1988 году. В том же году он начал работать на Авторском телевидении. В 1990 году он впервые запустил на ATV передачу «Намедни». Программа выходила еженедельно, пока в 1991 году Парфенов не был отстранен от эфира.

В 1991 году Парфенов начал вести на Первом канале программу «Дело». Кроме того для канала им была разработана концепция серии программ-фильмов «Портрет на фоне»: в ее рамках были созданы фильмы об известных людях, в том числе о музыканте Борисе Гребенщикове, певице Алле Пугачевой и политике Егоре Гайдаре.

В 1993 году Леонид Геннадиевич перешел работать на телеканал НТВ. С октября 1995 года он вел информационное ток-шоу «Герой дня». Для канала он писал сценарий новогодней программы «НТВ - Новогоднее телевидение», а в 1996-1997 годах в соавторстве с генеральным продюсером ОРТ Константином Эрнстом, выступил автором сценариев телемюзиклов «Старые песни о главном – 1, 2, 3».

Источник фото: Дмитрий Коробейников, РИА Новости

В 1997 году Парфенов начал выпускать ставший впоследствии одним из самых известных своих циклов передач – «Намедни 1961-1991. Наша эра». В прессе, рассказывая об особом стиле тележурналиста, отмечали используемый им эффектный прием - уравнивание больших событий и незначительных подробностей. В апреле того же года Парфенов был назначен на пост генерального продюсера НТВ. В том же году он вошел в состав Совета директоров телекомпании. Однако в 1999 году Парфенов был снят с должности генпродюсера, но свое место в совете директоров телекомпании сохранял до февраля 2003 года.

В 1998 году Парфенов стал членом Академии Российского телевидения.

В 1999 году на экраны вышел документально-игровой фильм Парфенова «Живой Пушкин», посвященный 200-летию со дня рождения поэта.

В 2000 году на НТВ начал демонстрироваться документальный телесериал «Российская империя», сюжет которого охватывал историю времен правления всех русских императоров - от Петра I до Николая II. Сам автор вспоминал так: «Над фильмом работали камерно: я, редактор и оператор.

Пригласить еще кого-то не позволял бюджет». На момент выхода, проект казался необычайно дорогим, на вопрос о спонсорстве Парфенов отвечал: «На самом деле приходилось все время думать об экономии — дороговизна нынче в моде. Спонсоров нет. Все средства — от родного НТВ».

Весной 2001 года разгорелся конфликт между сотрудниками НТВ и одним из основных акционеров канала, компанией «Газпром-Медиа», фактически ставшей новым собственником НТВ и спешно заменившей менеджмент канала. Замена  менеджмента, в частности, отстранение от должности генерального директора НТВ Евгения Киселева, вызвало волну протеста среди сотрудников. Однако, Парфенов позицию Киселева не поддержал (в тот период в СМИ активно сравнивали эти две персоны). Многие соратники Киселева сочли это как предательство со стороны Парфенова. Так или иначе, в ночь с 13 на 14 апреля 2001 года этаж телецентра «Останкино», где располагался НТВ, был взят под контроль «Газпромом». Журналисты, поддерживавшие Киселева, добровольно написали заявления об отставке, Парфенов же продолжил свою работу на телеканале. Более того, он вошел в состав редакционного совета НТВ и стал членом правления телекомпании. Спустя 11 лет бывший телеведущий Сергей Доренко по этому поводу обвинил его в предательстве коллектива НТВ.

На обновленном НТВ Парфенов вел программу «Страна и мир» и с сентября 2001 года стал вести еженедельную аналитическую программу «Намедни».  На вопрос о политизированности программы Леонид отвечал: «Мы стараемся говорить про жизнь вообще и объяснять события, которые традиционно принято относить к политическим, с какой-то человеческой точки зрения и видеть в них проявление частной жизни, а не борьбу фракций. Я даже слабо владею политической терминологией». Создателями «Намедни», в итоге, был охвачен период до 2003 года, а результатом многолетней работы стал самый большой российский документальный сериал «Намедни 1961-2003», который впоследствии был многократно показан в эфире, выпущен на видеокассетах и DVD.

Однако в конце мая 2004 года отношения между Парфеновым и руководством НТВ осложнились. Заместитель генерального директора НТВ по информационному вещанию потребовал снять с эфира передачу «Намедни». В начале июня 2004 года Парфенов был уволен «за нарушение им трудового контракта, а также норм корпоративной этики». Его программа «Намедни» была закрыта, но передача «Страна и мир» осталась в эфире.

Позже все свои профессиональные конфликты на телевидении Леонид объяснял так: «Я не конфликтовал специально, а просто много работал, иногда больше других коллег: документальных сериалов снял точно больше всех. И последняя программа «Намедни», по меркам тележурнала, была огромной — какой-то инфоблокбастер. Но много работать можно только свободно: когда, собственно, профессионализм — главный критерий. И мои конфликты — только с теми, кто насаждал критерии внепрофессиональные».

В декабре 2004 года Парфенов стал главным редактором журнала «Русский Newsweek». В прессе решение тележурналиста поменять профиль объяснялось тем, что в течение полугода после его ухода с НТВ ни один из российских каналов так и не решился взять его на работу в эфир. Хотя свое возвращение на ТВ Леонид планировал еще в начале лета того же года, к нему даже поступило предложение от председателя ВГТРК Олега Добродеева о том, чтобы стать главой телеканала «Культура». Должность главного редактора он занимал до 2007 года.

Работая в журнале, Парфенов продолжал создание документальных фильмов самой разной тематики. В 2004 году вышел фильм «О мир, ты — спорт!» об Олимпийских играх в Афинах, снятый тележурналистом для Первого канала (ранее в том же году на канале был показан документальный фильм «Ведущий», созданный Парфеновым к 70-летию Владимира Познера). В 2005 году появился фильм тележурналиста «Люся» об актрисе Людмиле Гурченко, в 2009 году – «Птица-Гоголь» - к 200-летию Николая Васильевича Гоголя. «Мы старались создать в фильме некое третье измерение, которым и прославился в своем творчестве сам Гоголь. Мы очень тщательно старались воссоздать на экране элементы гоголевских превращений, пытались телевизионными средствами передать природу его фантасмагории», — отметил Парфенов.

С 2007 года Парфенов начал работать над книжной версией проекта «Намедни». «Книга от телеверсии отличается сильно. В первую очередь объемом, потому что в книге раз в пять больше текста. Кроме того, в книге есть целый ряд тем, которых не было вообще в телеверсии - от диафильмов до побега Нуриевых. Когда делали программу, что-то упускалось, что-то не взяли», - отмечал автор. В 2008 году он издал первую книгу из серии, посвященную реалиям 1961-1970 годов в СССР. В 2009-2010 годах вышли еще три тома проекта «Намедни», где повествование было доведено до 2000 года, а в 2011 году опубликована очередная книга – «Намедни. 2001-2005». Продолжал журналист заниматься и другими разнообразными проектами. Так, в 2008 году он озвучивал мультсериал «Monkey Dust», который шел на телеканале 2х2. В тот же период Леонид начал готовить свой многообещающий проект документального сериала об Уральских первооткрывателях. «Живущие в западной части России даже не представляют, что такое Урал, что за люди живут там, - говорит Парфенов. – Но я надеюсь разгадать эту загадку и поведать о ней зрителям» - так Парфенов анонсировал свой новый фильм.

Источник фото: Владимир Федоренко, РИА Новости

Весной 2010 года в эфире Первого канала был показан двухсерийный фильм Парфенова об основателе телевидения, американце русского происхождения Владимире Зворыкине. В том же году увидел свет ранее обещанный  фильм об Урале «Хребет России», где Парфенов выступил в качестве сценариста и одного из ведущих. Леонид продолжил сотрудничество с телеканалом, и в ноябре 2010 года вместе с Татьяной Арно начал вести телепередачу «Какие наши годы».

В ноябре 2010 года Парфенов был удостоен премии имени Владислава Листьева. На церемонии вручения награды тележурналист произнес речь о состоянии современного российского телевидения. Речь из-за своей откровенности произвела большое впечатление, о ней много писали в либеральной прессе.

Весной 2011 года вышел фильм «Generation П» (по одноименной книге писателя Виктора Пелевина), в котором тележурналист сыграл одну из ролей. А с октября того же года Парфенов стал вести еще одну передачу на Первом канале – «Волшебный мир Disney», в которой анонсировались премьеры художественных и анимационных фильмов студии.

10 декабря 2011 года Парфенов выступил на проходившем в Москве на Болотной площади оппозиционном митинге, участники которого протестовали против фальсификаций на состоявшихся 4 декабря выборах в Государственную Думу, на которых победу одержала «Единая Россия». В своем выступлении журналист выразил сомнения в честности подсчета голосов на выборах и призвал граждан влиять на законодательную власть - в частности, требовать «освобождения тележурналистики из ведомства пропаганды и агитации» и предоставления представителям оппозиции доступа в центральные СМИ.

В январе 2012 года Леонид стал одним из учредителей Лиги избирателей - общественного объединения, выступавшего за проведение в России честных выборов.

Личная жизнь

Леонид Геннадиевич женат, у него есть сын и дочь. Супруга Леонида – Елена Чекалова - журналистка, которая публиковала заметки во многих изданиях . С 2009 года она вела кулинарную программу «Счастье есть» на Первом канале. У супругов двое детей - сын Иван, получивший среднее образование в Англии и Германии, а высшее - в Италии, и дочка Мария, которая также, окончив среднюю школу в России, уехала в Италию учиться в школе Британского совета.

Большую часть свободного времени Леонид проводит на подмосковной даче. Что примечательно, Леонид не водит автомобиль и не пользуется персональным компьютером, говорит, что тексты для программ  ему легче писать от руки.

Несмотря на это, Парфенов имеет свой личный сайт.