Советский и российский актёр театра и кино. Художественный руководитель Государственного театра наций, член Совета по культуре и искусству при Президенте России

Награды

Приз Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучшая мужская роль» (1992) - за роль Саши в фильме «Любовь».

Приз Международного фестиваля актёров кино «Созвездие» в номинации «Лучшая мужская роль» (1992) - за роль Саши в фильме «Любовь».

Гран-при международного кинофестиваля в Женеве (1992) - за роль Саши в фильме «Любовь».

Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «Лучшая мужская роль» (1994) - за роль Миши Вулаха в фильме «Лимита».
Приз кинокритики и Орден духовного управления мусульман России в номинации «Лучший актёр года» (1995) - за роль рядового Николая в фильме «Мусульманин».
Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «Лучшая мужская роль» (1995) - за роль рядового Николая в фильме «Мусульманин».

Приз Международного фестиваля актёров кино «Созвездие» в номинации «Лучшая эпизодическая роль» (1995) - за роль лейтенанта-танкиста в фильме «Утомлённые солнцем».

Государственная премия РФ (1995) - за роль Ивана Карамазова в спектакле театра «Современник» «Карамазовы и ад».

Международная театральная премия Станиславского в номинации «Лучшая мужская роль сезона» (1996) - за роль Фёдора Лукьянова в спектакле «Последняя ночь последнего царя».

Высшая театральная премия города Москвы «Хрустальная Турандот» (2001) - за роль Джорджа Пигдена в спектакле МХТ имени Антона Чехова «№ 13».

Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «Лучшая мужская роль» (2001) - за роль капитана Алёхина в фильме «В августе 44-го…».

Национальная телевизионная премия «ТЭФИ» (2003) - за роль князя Мышкина в номинации «Исполнитель мужской роли в телевизионном фильме/сериале» в телевизионном фильме «Идиот».

Национальная премия Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой Орёл» (2003) - за роль князя Мышкина в номинации «Лучшая мужская роль» в телевизионном фильме «Идиот».
Международная телевизионная премия в Монте-Карло «Золотая Нимфа» (2004) - за роль князя Мышкина в номинации «Лучшая мужская роль в драме» в телевизионном фильме «Идиот».

Премия Александра Солженицына (2004) - за проникновенное воплощение образа князя Мышкина на экране, дающее новый импульс постижению христианских ценностей русской литературной классики.

Национальной премии Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой Орёл» (2005) - за роль Конька в номинации «Лучшая мужская роль» в фильме «Космос как предчувствие».

Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» (2005) - за роль Конька в номинации «Лучшая мужская роль» в фильме «Космос как предчувствие».
Национальная премия Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой Орёл» (2005) - за роль Глеба Нержина в номинации «Лучшая мужская роль на телевидении» в телевизионном фильме «В круге первом».
Высшая театральная премия города Москвы «Хрустальная Турандот» (2006) - за роль Порфирия Головлёва в спектакле МХТ имени Антона Чехова «Господа Головлёвы».
Национальная премия общественного признания достижений граждан Российской Федерации «Россиянин года» в номинации «Звезда России» (2006).

Премия ФСБ в номинации «Актерская работа» (2006) - за роль офицера контрразведки «Смерш» капитана Алехина в художественном фильме «В августе 44-го».
Приз Кинонаграды «МТВ-Россия» в номинации «Лучший злодей» (2006) - за роль Прохора в фильме «Охота на пиранью».

Национальная театральная премия «Золотая Маска» (2007) - за роль Порфирия Головлёва в спектакле МХТ имени Антона Чехова «Господа Головлёвы».

Национальная телевизионная премия «ТЭФИ» (2008) - за роль братьев Павла и Петра Истоминых в номинации «Исполнитель мужской роли в телевизионном фильме/сериале» в телевизионном фильме «Апостол».
Зрительская премия «ЖЖивой театр» в номинации «за лучшую мужскую роль» в спектакле Театра наций «Рассказы Шукшина» (2008).

Высшая театральная премия города Москвы «Хрустальная Турандот» (2009) - за роли в спектакле Театра наций «Рассказы Шукшина».

Национальная театральная премия «Золотая Маска» (2010) - за роль в спектакле Театра наций «Рассказы Шукшина».

Государственная премия РФ (2011) - за вклад в развитие отечественного театрального и киноискусства.

Орден Почёта (2011) — за большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, активную общественную деятельность.
Премия «Звезда Театрала» (2011).
Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» (2011).

Звания

Заслуженный артист России (1996) — за заслуги в области искусства.
Народный артист России (2004) — за большие заслуги в области искусства.

Образование

В 1986 году закончил Саратовское театральное училище имени Ивана Слонова (курс Валентины Ермаковой). В дальнейшем продолжил обучение актерской профессии и, через четыре года, закончил школу-студию МХАТ (курс Олега Табакова и Авангарда Леонтьева).

 

1992 год. РИА Новости

Детство и ранние годы

Евгений Витальевич родился в семье рабочих. Его отец практически всю жизнь проработал шофером, а у матери не было определенной профессии — одно время она работала электромонтажницей, потом делала елочные украшения, своими руками мастерила замечательные игрушки-«звездочки». Семья жила очень скромно, как большинство рабочих семей в те годы. Известен случай, когда в детстве Евгений серьезно заболел и врачи прописали ему санаторное лечение, у Мироновых не хватило сбережений, чтобы отправить сына в Евпаторию. Пришлось срочно продавать многие вещи. Но даже наличие денег не открывало перед ребенком двери санатория, который был ведомственным и относился к Министерству обороны. Тогда родители пошли на хитрость. Отец раздобыл у знакомых форму майора, сфотографировался в ней и предъявил это фото военным медикам. Только после этого его сына отправили на лечение в санаторий. Евгений пробыл там около года. По собственным воспоминаниям, стать актером Миронов мечтал с самого детства. Евгений учился в музыкальной школе по классу аккордеона, дома ставил с сестрой Оксаной кукольные спектакли, занимался в драматическом кружке и даже сочинял пьесы.

После окончания восьми классов школы, Евгений решил не продолжать дальнейшее обучение в школе, а поступать в театральный. Для родителей это стало большой неожиданностью, но отговаривать его они не стали. Более того, они постарались всячески поддержать сына. В силу возрастного барьера (в столичные училища четырнадцатилетних не принимали), Евгений подал документы в Саратовское театральное училище имени Слонова, куда он был принят в мастерскую Валентины Ермаковой. Известно, что в училище преподаватели сразу отметили одаренного юношу.
После окончания обучения, в 1986 году, Миронов, отказавшись от приглашения в Саратовский ТЮЗ, отправился в Москву, где добился встречи с Олегом Табаковым. Позже об этом Евгений вспоминал так: «Когда из Саратова на учёбу в Москву собирался, я знал, куда еду: к Табакову. Видел по телевизору, как он с артистами разговаривал, и понял: я должен быть в этом театре, учиться у него на курсе. Приехал, стою с чемоданом, жду у входа Олега Павловича. Думаю: «Ну, первое время смогу пожить у него. А потом что-нибудь дадут: квартиру, общежитие. Мне всё равно что - я же искусством приехал заниматься!». От такой наглости, говорят, горы раздвигаются. Конечно, Олег Павлович меня не поселил у себя дома. И я прошёл сложный процесс попадания на курс, потому что педагоги меня отфутболивали. Один сказал: поезжай в Саратов, вернёшься через полгода. Но не тут-то было! Я смог убедить Олега Павловича и был принят в Школу-студию МХАТ». Табаков назначил ему двухнедельный испытательный срок, так как его студенты учились уже на втором курсе. За две недели нужно было подготовить отрывок для показа. По окончании испытательного срока Евгения официально зачислили в школу-студию МХАТ.

Актерская карьера

Еще на втором курсе Евгения Витальевича пригласили играть в драматическом театре. Потом пришел вызов на пробы фильма Элема Климова «Иди и смотри». Миронов пробы прошел, был утвержден на роль главного героя. Но побоялся сказать об этом руководителю курса. В итоге роль досталась Алексею Кравченко. Первой же работой в кино, в 1988 году, для Евгения Витальевича стала роль любовника жены в фильме Александра Кайдановского «Жена керосинщика». После чего снялся во второстепенных ролях еще в нескольких фильмах: в фильме «Женщины, которым повезло», в армейской драме «Делай - раз!», в военном фильме о событиях 1941 года «Перед рассветом». Однако напряженный ритм жизни начинающего актера скоро дал о себе знать, сказавшись на здоровье Евгения: от больших нагрузок у Миронова открылась проводная язва желудка. Его оперировали. После операции необходимы были покой, диета, уход, но он все равно продолжал сниматься. В этот период ему на помощь пришла его мама. Она ездила за сыном на все съемки, кормила его по расписанию едой, которую возила с собой в термосе.

После окончания театра-студии МХАТ, в 1990 году, Евгений Витальевич принял приглашения от трех театров: Олег Ефремов предлагал служить во МХАТе, приглашали и в театр на Малой Бронной, но Миронов предпочёл принять приглашение театра-студии Олега Табакова. Весной 1993 года Евгений принял участие в создании спектакля «Страсти по Бумбарашу», в котором ему была отведена главная роль. «Я несколько раз пытался уходить из спектакля. Особенно, когда несколько лет назад свалился со стола во время танца. Но... «Бумбараш» стал нашей визитной карточкой. А ещё мне нравилось дурачиться на сцене. У меня не так много спектаклей, где я могу подурачиться», - вспоминал позже Миронов. Постановка продержалась в репертуаре 18 лет, вплоть до лета 2011 года.

 

Евгений Миронов и Мария Миронова. РИА «Новости»

Параллельно с работой на сцене театра Евгений Витальевич продолжал сниматься в кино. В следующем, 1991 году, Миронов сыграл небольшую роль в фильме Александра Митты «Затерянный в Сибири», а вскоре привлек внимание Валерия Тодоровского, который пригласил его сыграть московского парня Сашу в фильме «Любовь». Эта картина стала первой большой и серьезной работой актера. Следующей работой в кино стала роль лейтенанта в картине Петра Тодоровского «Анкор! еще анкор!». После выхода этого фильма на Миронова свалилась масса предложений от разных режиссеров, предлагавших ему участие в своих фильмах. Но он выбрал только роль рядового Николая Иванова, вернувшегося из афганского плена в фильме Владимира Хотиненко «Мусульманин». Эта драма вышла на экраны в 1995 году и сразу же снискала множество наград на многочисленных кинофестивалях.

Также стоит отметить созданный Евгением Витальевичем образ Хлестакова в комедии Сергея Газарова «Ревизор», где он снимался с выдающимися актерами Никитой Михалковым, Зиновием Гердтом, Арменом Джигарханяном, Мариной Нееловой, Владимиром Ильиным.

Снимаясь в кино, не оставлял Миронов и театральной сцены. При этом Евгений Витальевич был задействован как в постановках театра Табакова, та и вне стен родного театра. В тот период Миронов был занят в постановках Валерия Фокина - в 1995 году в театре «Современник» в спектакле «Карамазовы и АД», где сыграл Ивана, и в 1996 году в спектакле агентства «Богис» «Последняя ночь последнего царя», где ему досталась роль Федора Лукьянова. Особенно устоит отметить участие Евгения в спектакле «Гамлет» постановки Петера Штайна. Во время работы над «Гамлетом» Миронов практически не спал. По его собственным воспоминаниям, если засыпал, то пробуждался от того, что представлял себе очередную мизансцену, все записывал и шел на репетицию. В результате Евгений Витальевич оказался в специальном подмосковном пансионате, а приезжающие проведать коллеги недоумевали: разве можно настолько входить в роль, чтобы потом выходить из нее уже в больнице? Так и с ума сойти недолго.

В начале 2000-х годов Евгений Витальевич сыграл в кино несколько интересных ролей. Так, совершенно неожиданным стал его персонаж в фильме Алексея Учителя «Дневник его жены». В фильме «В августе сорок четвертого» Миронов сыграл капитана Алехина. Благодаря актерскому мастерству Миронова интерпретация героя культового романа Владимира Богомолова была признана вполне адекватно, а Евгений удостоился премии «Ника» в номинации «лучшая мужская роль».

Одной из самых ярких ролей в кино для Миронова, в 2003 году, стала роль князя Мышкина в фильме Владимира Бортко по одноименному роману Федора Достоевского «Идиот». По воспоминаниям Евгения Витальевича, роль далась ему очень тяжело. Приступая к работе, он похудел на семь килограмм. Из-за жестких временных рамок съемки происходили почти круглосуточно – порой по 20-22 часа, и в большинстве случаев в кадре находился Миронов. Также ситуация усугублялась тем, что Миронов никак не мог сойтись с режиссером в своем отношении к персонажу. У них был совершенно разный взгляд на эту работу. Но в какой-то момент они сумели найти точки соприкосновения.

Следующей вехой в кинокарьере Евгения Витальевича стала роль Глеба Нержина в многосерийном фильме Глеба Панфилова «В круге первом» - экранизации одноимённого романа Александра Солженицына, повествующем о жизни в спецтюрьме для учёных, где они были вынуждены работать над серьёзнейшими изобретениями. Сам же Миронов вспоминал о создании образа Нержина так: «Мне надо было почувствовать личность Нержина, найти к нему «ключик». Подспудно я ощущал, что масштаб у этого персонажа гораздо больший, нежели это получалось по сценарию. У Нержина совесть чиста абсолютно, но он при этом каждый день совершает поступки — пусть сегодня они кажутся нам сущей мелочью, — чтобы сформировать, закалить свой характер. Образ на 100% положительный. Мне же интересно даже в идеале найти некие изъяны и, отталкиваясь от них, выстраивать характер персонажа».

В 2006 году Миронов сыграл главную отрицательную роль в приключенческом фильме Андрея Кавуна «Охота на пиранью». В декабре того же года Евгений стал Художественным руководителем Государственного театра Нации.

В апреле 2008 года в эфире «Первого канала» вышел многосерийный фильм «Апостол» о противостоянии советской и фашисткой разведки во времена Великой Отечественной войны. Этот шпионский триллер основан на судьбе двух братьев-близнецов, пути которых драматически разошлись во время Великой Отечественной войны. Обоих братьев в этом фильме сыграл Евгений Витальевич. Примечательно, что часть трюков в фильме актер выполнял сам. «Есть в фильме один эпизод в поезде, где я кидаю в вагон гранату, оттуда – взрыв, огонь. И я должен вовремя отвернуть голову. И вот я отворачиваюсь, а порывом ветра пламя сносит прямо мне на голову. Я-то ничего не почувствовал, зато увидел вытянувшиеся лица всей съемочной группы. Оказывается, мне спалило все волосы на голове, вообще все. Так и пришлось досниматься с наклеенными, свои потому что очень долго отрастали. Ну и был случай, когда меня лошадь лягнула, пришлось скорую вызывать…», - рассказывал позже Евгений. Так как Миронов сыграл в этой картине сразу две роли, при этом абсолютно противоположных по своему характеру, об одной из них он выразил особое мнение: «Вообще зрителям, наверное, больше понравится брат-негодяй, - говорит Миронов. - Особенно зрительницам - ведь девушки любят плохих парней. Это я, к сожалению, понял только сейчас, переиграв столько положительных ролей! Но и к роли этого персонажа пришлось готовиться больше. Я пообщался с человеком, который, скажем так, большой спец в лагерной тематике и бандитских порядках. У него я, например, позаимствовал привычку цокать «фиксой» в те моменты, когда мой персонаж волнуется. Ну и, конечно, пришлось овладеть ненормативной лексикой. Сложновато было, но потом так вошёл во вкус, что режиссёру меня даже пришлось присмирять, напоминать, что такое в эфир не пропустят».

Следующей большой ролью в кино стала роль Федора Михайловича Достоевского в одноименном многосерийном фильме Владимира Хотиненко. Работу над этой ролью сам Миронов описал так: «Поскольку я уже не раз общался с Фёдором Михайловичем - играл Ивана Карамазова в спектакле «Карамазовы и ад», князя Мышкина в сериале «Идиот», то мне хотелось понять его внутренний мир, - говорит Евгений Миронов. - Потому что все характеры, описанные Достоевским в романах: и купец Рогожин, и князь Мышкин в «Идиоте», и Раскольников в «Преступлении и наказании», и многие другие, - они из него самого растут. В душе Фёдора Михайловича умещались все те страсти и мысли, которые он затем переносил на бумагу. Он пишет в дневниках: «Меня замучила мысль о Боге». Эти слова, которые он позже вложит в уста Ивана Карамазова, в его богоборческий монолог, родились из мучений самого Достоевского. Поэтому ощутить весь объём личности писателя - это большое счастье и большое мучение». Также примечателен тот факт, что на съемках сцен в Баден-Бадене Хотиненко отправил никогда до этого не игравшего в рулетку Миронова в казино, чтобы тот не только понаблюдал за людьми, толпящимися вокруг столов, но и сам почувствовал, каково это, когда ты ставишь на число - и оно вдруг выпадает.

В сентябре 2011 года при поддержке премьер-министра РФ Владимира Путина  Государственный театр нации, возглавляемый Мироновым, смог открыть сезон в собственном здании после пятилетней реконструкции.

 

РИА «Новости»

Благотворительная деятельность

Помимо работы на сцене и в кино, Евгений Витальевич активно занимается общественной и благотворительной деятельностью. Так, например, в декабре 2010 год, при поддержке Миронова, как члена попечительского совета Фонда помощи и защиты детей и подростков «Мы вместе», в Воронеже был открыт детский Диализный центр. «Это великое дело. Когда Фонд ставил перед собой задачу за год создать 50 таких центров, я не верил, что это реально. А теперь мы открываем уже 25-й центр. Здорово, что мы смогли решить эту сложную задачу!» - прокомментировал это событие Миронов. В марте следующего года, накануне премьеры «Достоевского», в Санкт-Петербурге состоялся благотворительный аукцион, на котором были распроданы фотокартины со съёмок фильма. Евгений Витальевич принял участие в аукционе и даже порывался сам приобрести одну из работ. Все средства, вырученные от продаж на этом аукционе, пошли в благотворительный фонд «Артист», занимающийся поддержкой деятелей искусств. В следующем месяце Миронов вновь принял участие в другом благотворительном аукционе работ воспитанников детских домов «Пасхальная радость».

Личная жизнь

О Евгении Витальевиче известно, что он не женат, детей у него нет. Миронов имеет свой персональный сайт