aif.ru counter
Юлия Гарматина 8832

Школьный перегруз. Сколько должны учиться, двигаться и отдыхать дети

Все материалы сюжета 1 сентября

Домашние задания должны быть индивидуальными

Всё больше компьютера, и всё меньше улицы...
Всё больше компьютера, и всё меньше улицы... © / Геннадий Михеев / АиФ

Началась новая четверть. Как правильно организовать школьную жизнь маленького москвича, чтобы он меньше уставал и при этом хорошо учился? Рассказывает Владислав Кучма, профессор, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.

Юлия Гарматина, «СтоЛИЧНОСТЬ»: Владислав Ремирович, когда уже в школах начнут кормить нормально?

Владислав Кучма: Безусловно, питание детей в школах продолжает оставаться большой проблемой. Хотя закупается новое оборудование, проводятся эксперименты, иногда в детских садах и средних учебных заведениях ставятся пароконвектоматы, в которых продукты при приготовлении сохраняют питательные свойства и естест­венный баланс минеральных солей и витаминов. Но мы всё равно так и не смогли убедить родителей, что ребёнок должен есть в школе. А между тем нельзя отправлять ребёнка на 6-7 часов на уроки и оставлять голодным!

Но ведь дети отказываются от школьной еды не просто так. Кому-то удобнее приносить из дома бутерброды, например.

- Значит, нужно организовать место, где ребёнок сможет съесть принесённый с собой кусок пирога или йогурт. Или пускать в столовую со своими продуктами.

Опросы показывают, что у нас 40% детей приходят на уроки не позавтракав. Что получается? Ребёнок целый день голодный, ест только в 14-15 часов, когда придёт домой. Это противоестественно! Кто тут виноват? И родители, и школа. Значит, нужно вместе найти приемлемый вариант.

- Как вы относитесь к тому, что в учебных заведениях постоянно появляются новые предметы?

- Наши школьники чрезвычайно перегружены. Возможности ребёнка небезграничны. Урок по-прежнему предполагает строгую сидячую позу, снижение двигательной активно­сти с увеличением умственной нагрузки. Но если мы вводим новый предмет, значит, нужно от чего-то отказываться. Если считаете, что экономика важнее физики, оставляйте что-то одно. В истории общества так было всегда. Когда-то важнейшим предметом считалась латынь - сегодня её не изучают. С каждым предметом нагрузки увеличиваются вдвое - ведь есть ещё домашнее задание. И никто не удосуживается посмотреть, сколько времени можно уделять урокам по санитарным правилам. А там написано, что на домашнее задание младше­классникам, например, нужно тратить всего полтора часа.

При этом индивидуальные особенности учеников не учитываются. Отличница сделает уроки за полчаса, а другой ребёнок потратит на ту же задачу час. Учитель должен иметь индивидуальный подход к детям. Это одно из правил сбережения здоровья, которые все признают, но мало кто им следует. Можно же разделить класс на группы. Первой группе дать одно задание, второй - другое. Так, чтобы на его выполнение ушло как раз полтора часа. К сожалению, пока это есть в очень немногих школах. Иначе ребёнок мучается, что не выполнил задание, у него развивается стресс, начинает ненавидеть школу.

- Действительно, дети стали меньше двигаться. Ввели третий урок физкультуры. Но добавило ли это школьникам здоровья?

- Наши последние исследования показывают, что дети стали расти быстрее, имеют большую массу тела, раньше созревают. Но функциональные возможности у них гораздо ниже, чем у предыдущих поколений. Они не могут выполнять те задания, которые по старинке даются им по нормам прошлых лет. Да ещё вспоминают нормы ГТО: мол, посмотрите, раньше же их сдавали, почему не сдать сейчас?

Поэтому бывали и трагические случаи на уроках физкультуры. И на это есть свои причины: иногда дети недообследованы, иногда знают о своих недугах, но стесняются сказать - хотят быть как все, но не справляются с нагрузкой. Конечно, в каждом учебном заведении должен быть медицинский работник.

Для чего? Чтобы ребята получали допуск к соревнованиям, к туристическим походам, кроссам и т. п. Что касается уроков физкультуры в общем, то дети их обычно не любят. Почему? Им кажется неинтересным сдавать нормативы и прыгать через козла. Нужно менять систему преподавания. Физкультура существует не для того, чтобы школьники побегали и попрыгали. Необходимо развивать у детей определённые качества. Ребёнок так устроен, что если пропустил какой-то период, то потом уже эти качества не разовьёшь. Например, если ребёнок не научился плавать до 12 лет, то уже вряд ли научится.

Другая проблема - нехватка кадров. Вот ввели третий урок физкультуры, а преподавать его некому. А если дать провести его учителю физики, толку от этого не будет.

В то же время двигательной активности детям очень не хватает. Ребёнок сегодня живёт компьютером, телевизором, постоянно испытывает высокие нагрузки. Как и у взрослых, его сердечно-сосудистая система не выдерживает. К 21 году многие молодые люди становятся «классическими» гипертониками.

- Как же снизить нагрузки?

- Например, школьнику тяжело полдня в одной позе сидеть на уроках за неудобной партой. Поэтому сейчас новые стандарты предусматривают неурочную форму деятельности: проекты, рефераты. А это воспринимается гораздо легче!

СтоЛИЧНОСТЬ №17 (47), 12 июня 2013

Издается ЗАО «Аргументы и Факты»

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Для поступления на какие специальности нужны самые высокие баллы ЕГЭ?
  2. Можно ли дать ребенку двойную фамилию?
  3. Какое наказание грозит участникам драки в Пензенской области?


Самое интересное в регионах