Срочная новость Смерть постпреда РФ при ООН Виталия Чуркина Срочная новость
Дария Жмурова 1 3361

Я плохой или хороший? Как заниженная самооценка влияет на учебу

Статья из газеты: АиФ Здоровье №44 30/10/2014

И завышенная самооценка и заниженная – крайности. Но если в первом случае такая крайность не сильно мешает обучению, то при заниженной самооценке процесс получения знаний может серьезно пострадать.

Любовь придется заслужить?

Нас всех с детства оценивают. Родители, учителя, одноклассники… В большинстве случаев оценка сводится к упрощенной схеме «плохой – хороший». Более того, у нас не принято отделять людей от их поступков. То есть, если человек совершил неугодное другому действие, плохим назовут не поступок, а человека. А так как нас учат тому, что «плохих не любят, любят только хороших», мы рьяно стремимся соответствовать ожиданиям окружающих. И сокрушаемся, если наши действия вызывают недовольство. Ведь все мы хотим, чтобы нас любили.

Интересно
В Японии рядом со школами предусмотрены стоянки для велосипедов. На каждой стоянке – два плаката-руководства. На одном надпись: «Хорошие дети велосипеды ставят так». На другом: «Хорошие дети так велосипеды не ставят».
Особенно ярко это проявляется у детей младших классов. Когда они оказываются «плохими» в глазах окружающих, когда они чувствуют, что вот-вот их перестанут любить, их самооценка падает.

Превращение в робота

Когда ребенок ощущает себя плохим, когда он понимает, что его будут любить только за что-то, он испытывает негодование. Ведь интуитивно дети чувствуют, что такой подход неправильный. У эмоциональных, экстравертов это может проявиться и во внешнем бунте. А вот тихие дети – замкнутся и будут переживать трагедию молча (что может вылиться в неврозы). Немногие пойдут против системы, ломая стереотипы и доказывая учителям или одноклассникам, что те не правы. Скорее, они начинают судорожно сравнивать себя с окружающими, стараются «исправить свою оплошность» (к примеру, вызубрить материал, который не понимают), или покорно принимают навешанные на них ярлыки. Любой вариант повышает уровень тревожности, ведет к неумению ставить цели и задачи. Заниженная самооценка напрочь убивает любознательность, самостоятельность и живость мысли, превращая ребенка в маленького (а затем и в большого) робота, подчиненного системе.

 

Отметка – не оценка личности

Вы наверняка помните из своего школьного опыта, как учителя закрепляли за некоторыми учениками ярлыки «троечник», «двоечник». И отношение к таким детям было соответствующее: «Чего от него вообще можно ждать, он же двоечник». (Разве может он быть хорошим человеком с таким экстремальным незнанием биологии?!) А в одной школе провели такой эксперимент: нового ученика, заядлого троечника, представили классу как отличника, очень способного мальчика. К ребенку относились должным образом, педагоги и одноклассники уважали его. Через год мальчик подтянулся по всем предметам. Почему? Потому что самооценка его восстановилась, а только с таким самоощущением можно добиться успехов.

Отметки – это не критерий знаний. И не оценка нашей личности. Так мне говорила моя мама, и была права.

Правила воспитания

Как повысить самооценку ребенку?

  • Оценивайте не личность малыша, а его поступок.
  • Ребенку с заниженной самооценкой полезно помогать в учебе кому-то из ребят помладше или ухаживать за животными. Повышает самооценку чувство своей значимости.
  • Чаще ставьте ребенка перед выбором. Пусть знает, что многое в повсе­дневной жизни зависит от его мнения. Советуйтесь с ним: какой сок купить? Какие обои поклеить? Что подарить папе на праздник?
  • Если дочь или сын совершили оплошность, не ругайтесь: «безрукая», «свинья», «дурак», «никчемный». Лучше спросите: «Как ты думаешь, как еще можно было поступить в этой ситуации?», «Что мы будем делать с твоим результатом? Как исправим?». Не понимает – подскажите. Понятно, что порой проще ребенка отругать и сделать все за него самой. Но помните: сейчас вы сажаете яблоню, а позже будете собирать урожай (пожинать плоды своего воспитания).
  • Не навешивайте на людей ярлыки сами (ведь дети берут с нас пример) и следите, чтобы малыш не делал это в отношении одноклассников. Пресекайте сразу, особенно если он руководствуется правилом: «А что, все так говорят». Расскажите, что всегда нужно иметь свою точку зрения, не бояться ее высказывать, но и уважать точку зрения других. И ни в коем случае не осуждать их за то, что они не такие, как мы.
  • Не сравнивайте достижения ребенка с успехами других детей. Просто поощряйте хорошие результаты и развивайте интерес к той науке, которую нужно «подтянуть». Без интереса ни один ребенок не полюбит учебу.
  • Показывайте ребенку, как вы его любите не за что-то, а просто так.

– Хвалите ребенка за сделанные уроки, за то, что он помог разобрать хозяйственную сумку после магазина. И не забывайте говорить о том, что вы его любите! Всегда будьте готовы прийти на помощь, если ребенок просит. Но не навязывайте свою помощь.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Богдан Парфенюк[facebook]
    |
    12:53
    03.06.2015
    0
    +
    -
    Большое спасибо автору. Побольше бы родителей это прочитало...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем запомнился постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин?
  2. Чем запомнилась народная артистка России Светлана Карпинская?
  3. Кто такая Диана Шурыгина?

Будете ли вы в этом году соблюдать пост?

Новое на AIF.ru