aif.ru counter
Юлия Тутина 4137

Рабы учёбы. Сколько знаний нужно одному ребёнку?

Сегодняшние дети тратят на учёбу больше времени, чем их родители - на работу.

«В младших классах нагрузка школьника вместе с домашней работой составляет 10 часов, а в старших доходит до 16 и выше», - констатировал Михаил Рокицкий, экс-депутат ГД, врач. При этом, по мнению представителей педагогиче­ской науки, современные дети гораздо менее эрудированы по сравнению со школьниками времён СССР (и гораздо менее подготовлены к жизни, чем их западные сверстники). А ведь прежде даже в старшей школе не было больше 6 уроков в день. Но посмотрите на современных детей - уроки порой до 15-16, потом бегом в кружок или на секцию. Все выходные не поднимая головы делают домашние задания.

В результате, как подсчитал Владислав Кучма, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, до 100% российских школьников имеют хронический дифицит сна, у 65% можно диагностировать невротизм. Причина - непомерная нагрузка в сочетании с гиподинамией: некогда гулять, уроки делать надо!

Уроки есть - ума нет

Уроки делают, кружки посещают, а ума не прибавляется. В чём же причина? По большей части - в бездарной и непродуманной реформе отечественного образования, которая проводится уже который год. В результате в вопросах, чему и как учить детей, запутались уже и педагоги, и родители. Большинство из нас, желая ребёнку только добра, впихивают в него максимальное количество знаний. Помните, как в детском стишке: «Драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота...» Только современным детям, перегруженным и уставшим, уже давно ничего не охота - все желания теперь имеются исключительно у их родителей. Вконец запутавшиеся в рекомендациях, они тащат чадо из фитнеса на гончарное мастерство, по пути забегая на кружок по го (модная настольная игра)... В результате ребёнок, нахватавшись знаний по верхам, так ничем и не успевает овладеть в достаточной степени. 

Главное - быть спецом!

Между тем сегодня в образовании главное не разнообразие (увы и ах, как расстроились бы, узнав об этом, наши предки с их обязательной латынью и нотной грамотой!), а профессиональная специализация. Именно её ставят во главу угла самые известные мировые университеты. «В нашем колледже, - рассказывает Валерия Васильева, студентка из РФ колледжа при Нью-Йоркском университете, - никто не станет перегружать тебя историей США или орфографией английского языка, обязательных предметов просто нет! На их изучение не хотят тратить деньги и время. Каждый самостоятельно выбирает специализацию, которая его интересует, но после этого согласовывает подробности своего спецкурса. Если вам дали добро, это гарантирует, что с вашей специализацией вам помогут найти работу. Безусловно, ученики достаточно узко подготовлены, но в своей области они уж точно профессионалы!» Студентке вторит Петер Бранг, профессор Цюрихского университета: «В Швейцарии лишь 20% выпускников образовательных учреждений среднего звена идут в вузы. Остальные предпочитают овладевать конкретными профессиями - это гораздо более прибыльно и престижно. 

А что у нас? Который год сильные мира сего (заметим, люди, от педагогики весьма далёкие) рассуждают и спорят о целесообразности тех или иных школьных предметов. Скажем, спикер Госдумы С. Нарышкин предложил заменить историю курсом «Народы и культуры России» и ввести параллельно «Основы российской государст­венности и права», дирижёр В. Спиваков - основы музыкальной грамотности, детский омбудсмен П. Астахов - уроки семейной этики... Кто бы спорил: все эти темы очень важны. Но надо ли загружать школьников всё больше и больше, осваивая и так совсем не лишние деньги на образование? Может, стоит один разок остановиться и разобраться: чему мы всё же хотим НАУЧИТЬ подрастающее поколение? Не попробовать ли сперва научить их учиться?

Что гарантирует ребёнку будущую успешность

  • Выбор школы - идеально, если она устойчиво входит в рейтинг лучших
  • Углублённое изучение английского как языка международного общения
  • Желательно изучение второго иностранного, особенно китайского или арабского 
  • К 5-му классу определение наклонностей ребёнка (математический или гуманитарный профиль) и специализация
  • Спортивная  секция - лучше СДЮШОР. Одна, но на долгие годы - для здоровья и формирования характера
  • Ранняя  проф­ориентация и подготовка к определённому виду деятельности

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. alsur48
    |
    02:32
    10.11.2014
    2
    +
    -
    Американцы плохо знают, что вокруг чего крутится: Солнце или Земля! Их Псаха нашла побережье Белоруссии, они считают, что по Москве люди ездят на медведях - и еще масса подробностей относительно американской свободы выбора предметов в школе! К этому надо стремиться и нам - мы пытаемся!! Основной предмет в школе - физкультура, а черчение - вон!! Меньше времени на математику и литературу, болше - на историю, которую придумывают каждый год новее и новее! Ура, образованцы, сделаем в Рассее как в Юэсэе!!!
Комментарии (5)
  1. alsur48
    |
    02:32
    10.11.2014
    2
    +
    -
    Американцы плохо знают, что вокруг чего крутится: Солнце или Земля! Их Псаха нашла побережье Белоруссии, они считают, что по Москве люди ездят на медведях - и еще масса подробностей относительно американской свободы выбора предметов в школе! К этому надо стремиться и нам - мы пытаемся!! Основной предмет в школе - физкультура, а черчение - вон!! Меньше времени на математику и литературу, болше - на историю, которую придумывают каждый год новее и новее! Ура, образованцы, сделаем в Рассее как в Юэсэе!!!
  2. Учитель из глубинки
    |
    09:56
    10.11.2014
    0
    +
    -
    Автор описывает две крайности. "Узкий специалист подобен флюсу", и это "медицинский факт". Я с детского сада знал, что буду ученым-биологом. Защитил диссертацию и работаю в сельской школе учителем информатики, в чем мне сильно помогли знания и умения, полученные на УПК (было такое в СССР). И как тут быть со специализацией? Но и вводить новый предмет по каждому чиху - явный перебор. А такие вещи как патриотизм, этика, прости господи толерантность и т.п. просто не систематизируются, им нельзя научить, их можно только воспитать личным примером или на примерах из литературы истории, музыки. Литературу и историю, считай, похоронили. А личные примеры, к сожалению, в телевизоре и Интернете в большинстве своем сами знаете какие.
  3. Martin
    |
    13:31
    10.11.2014
    0
    +
    -
  4. Венера
    |
    19:37
    10.11.2014
    0
    +
    -
    В Россию надо вернуть систему образования СССР, кторая давала прочные знания. Мы тоже много учились, помню как готовила уроки до 12 часов ночи. И тоже посещала музыкальную школу и волейбольную секцию, но знания по всем предметам прочные и основательные. Потому что спрашивали с нас, ой как строго, т.к. все сдавали экзамены по билетам после 10 классов. Не надо ничего придумывать, все придуманно до нас.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Для поступления на какие специальности нужны самые высокие баллы ЕГЭ?
  2. Можно ли дать ребенку двойную фамилию?
  3. Какое наказание грозит участникам драки в Пензенской области?


Самое интересное в регионах