aif.ru counter
Наталья Кожина 0 21175

Главное — накормить и спать уложить. 4 мифа о первом годе жизни ребёнка

Психолог с многолетним стажем, автор книги «Главный секрет первого года жизни» Марина Мелия рассказала о самых частых родительских ошибках, которые приводят к плачевным последствиям.

Сегодня научно доказано, что фундамент характера закладывается в первый год жизни малыша. Однако большинство родителей по-прежнему уверены, что пока ребёнок мал, главное, чтобы он рос и набирался сил, а настоящее воспитание начнётся позднее. Но это большое заблуждение. Какие ещё мифы о первом годе жизни распространены в родительской среде, психолог Марина Мелия рассказала АиФ.ru.

Миф № 1. Главное — накормить и спать уложить, остальное не важно

Многие считают, что в первый год жизни ребёнку нужен только правильный уход: вовремя накормить, перепеленать, уложить спать и т. д., и совсем не важно, кто это будет делать. Сегодня в моде так называемое облегчённое материнство: едва успев родить, молодые мамы хотят переложить свои родительские обязанности на нянь и бабушек, быстрее вернуться к привычной жизни или выйти на работу. Конечно, хорошо, когда у малыша есть эко-пелёнки, красивая одежда и лучшие в мире игрушки. Но ему мало быть сытым и ухоженным, просто есть, пить, спать. У ребёнка есть жизненно важная потребность в привязанности к одному, заботящемуся о нём взрослому, который находится с ним постоянно.

Малыш рождается абсолютно неприспособленным к жизни. Чтобы он мог, как котёнок или утёнок, сразу встать на ноги, ему необходимо было бы провести в лоне матери 21 месяц. Но в силу разных причин это невозможно, и он появляется на свет беспомощным и зависимым от взрослых. Если рядом нет близкого человека, то у малыша возникает ощущение смертельной опасности. Оно проходит только тогда, когда его берут на руки, кормят, обнимают — так он понимает, что о нём позаботятся, что он не умрёт. Когда мы видим уверенного в себе и эмоционально устойчивого взрослого человека — скорее всего, это значит, что в детстве родители давали ему установки: «Ты нужен. Ты любим. Всё будет хорошо». Без подобных установок ребёнку страшно и жутко.

Малыш нуждается в том, чтобы рядом находился взрослый, готовый преданно о нём заботиться и защищать его. Кто будет таким человеком — решать родителям, но лучше, чтобы это была мама. Няня природой не предусмотрена, с появлением ребёнка на свет его единство с мамой не прерывается. Мать и дитя продолжают жить в одном биологическом ритме, «на одной волне». Недаром из всех взрослых, находящихся рядом, малыш инстинктивно выбирает именно маму — он узнаёт её голос, её запах.

Но если жизнь складывается так, что вам всё-таки придётся нанять няню, это должен быть один постоянный человек, готовый относиться к ребёнку по-матерински, а не десять нянь, которые работают «вахтовым методом» или всё время меняются. Сегодня многие, доверяя малыша няне, искренне считают, что воспитывают его «как в дворянских семьях». На самом деле у дворян детей растила кормилица или няня, которая была с ребёнком неотлучно, она становилась членом семьи, по-настоящему родным человеком. Как говорится, «почувствуйте разницу»!

Формирование стабильной, надёжной привязанности — одна из главных задач первого года жизни. Именно привязанность в будущем даст ребёнку внутреннюю уверенность, спокойствие, силы жить и развиваться, позволит преодолевать страх, справляться со стрессами. Повзрослев, он сможет строить здоровые, гармоничные отношения с другими, сможет дружить, любить, доверять. И это базовое доверие к людям он пронесёт через всю жизнь.

Миф № 2. Нельзя брать ребёнка на руки слишком часто — станет избалованным

По-крайней мере до шести месяцев можно не бояться избаловать малыша. Наоборот, ему надо дать столько любви, сколько мы сможем, буквально «вкачать» в него эту любовь. На первых этапах роста и развития ребёнку необходимо слияние с мамой — не только физиологическое, но и психологическое. Это так называемая «фаза симбиоза», которую нельзя отменять, прерывать. Поэтому не надо торопить процесс отделения («сепарации») — всему своё время.

Определённый период мы должны подходить к малышу по первому зову, держать его на руках, успокаивать. Но ни в коем случае не надо превращаться в жертвенную, идеальную мать, «мать-наседку», «мать-слугу», которая буквально валится с ног от недосыпа — это приводит к неврозам и депрессии. Всё должно быть в меру — спокойно и в радость. Надо быть просто «достаточно хорошей мамой» — а это значит, чувствовать своего ребёнка, понимать его, внимательно относиться к его желаниям. Достаточно хорошая мать не служит младенцу, а любит его, общается с ним и при этом не забывает о себе, о своих делах и о других членах семьи.

Первые месяцы, когда мы полностью посвящаем себя ребёнку, очень важны — младенец пока не может переносить даже малейший дискомфорт, и мама оберегает его от любого негатива. Но постепенно надо учить малыша терпеть, ждать, говорить ему «нет». Разговаривать с ним уверенным, спокойным голосом: «Подожди немного, я сейчас оденусь и приду».

Наверняка вы замечали, что есть двух-, трёхлетние дети, которые легко расстаются с мамой на какое-то время, а есть те, кто закатывает истерику, боится остаться один. Всё потому, что их в самом раннем возрасте слишком рано «отпустили», не заложили в них уверенность в том, что мама вернётся, и они переживают, что их бросят.

Миф № 3. Развивать ребёнка надо с пелёнок — а то будет поздно

Современные мамы торопятся развивать малыша как можно раньше: он лежит в коляске, а ему уже зачитывают английские слова. Он ещё не ходит, а ему показывают буквы и цифры. Все мечтают о «маленьких гениях»! Но так ли безобидно раннее развитие?

Мозг — не просто однородная масса нейронов, это очень сложная система, состоящая из множества подструктур, которые отвечают за разные процессы и созревают не одновременно. Чего мы добиваемся, пытаясь напичкать своё чадо знаниями? У ребёнка время развития правого полушария (отвечающего за эмоции), а мы нагружаем левое и таким образом «обделяем» правое. Можно ли научить ребёнка в два года говорить по-английски — пожалуйста, читать — легко. Но надо понимать, что в таком случае мы даём эти знания за счёт «обкрадывания» других участков головного мозга.

Напичканные знаниями в раннем возрасте дети потом плохо учатся, они эмоционально неразвиты, неуютно чувствуют себя в детском коллективе, потому что задачи, которые мы перед ним ставили, входили в противоречие с актуальным процессом созревания мозга. На самом деле в этот период мы должны заниматься совершенно другим — развивать эмоциональную сферу ребёнка и прививать ему самые простые навыки.

Нет нормальных, здоровых детей, которые не научатся читать — все осваивают это умение в период от 4 до 7 лет. Не надо делать из этого какую-то проблему. Лучше сами почитайте ребёнку вслух, тогда он будет развиваться не только интеллектуально, но и эмоционально. Нужно как можно больше играть с ним. Сила игры невероятна! А тем, что мы возим малыша с одного занятия на другое — с английского на рисование и т. д. — мы только ему вредим. Лично я не знаю ни одного известного художника, которого бы в детстве постоянно возили по изостудиям. Пусть ребёнок сам рисует, и мы с ним вместе порисуем, поиграем — это контакт, общение, это здорово! Вот чем надо заниматься.

Многие родители сейчас с удовольствием дают в руки детям разнообразные гаджеты. А вот владельцы крупных IT-компаний в Силиконовой долине отдают детей в школу, где вообще нет компьютеров, и объясняют это так: «Мы создаём компьютеры, которыми можно научиться пользоваться за три дня, зачем же забивать голову своему ребёнку сейчас?» Их дети рисуют, лепят, играют, танцуют, а не развлекаются с телефонами и планшетами.

Миф № 4. При младенце можно говорить о чём угодно — он всё равно ничего не понимает

Есть родители, которые не придают никакого значения тому, что они говорят в присутствии ребёнка. Они могут ссориться друг с другом рядом с его кроваткой, включать по телевизору любые передачи, болтать по телефону. Но малыш понимает нас задолго до того, как сам начинает говорить. Он считывает нашу интонацию, мимику, жесты, понимает смысл слов в конкретной ситуации. Первый год — важное время, когда формируется языковая компетентность ребёнка. Он ещё не говорит, но запоминает всё, что слышит, — это создаёт его языковой запас. Важно не только то, что мы говорим в присутствии ребёнка, но и то, как мы разговариваем — спокойно, уважительно и ласково или на повышенных тонах, ругаемся, кричим и т. д.

Мы должны как можно чаще обращаться непосредственно к ребёнку, разговаривать с ним, комментировать то, что мы делаем. Когда мы относимся к малышу, как к партнёру по общению, мы закладываем фундамент нашего будущего взаимопонимания. Как ни странно, именно сейчас, когда ребёнок ещё не умеет говорить, мы находим с ним общий язык, чтобы потом понимать друг друга без слов.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто такой Александр Прокопчук, претендующий на пост президента Интерпола?
  2. Почему женщины в России образованнее мужчин?
  3. Правда ли, что при плохой погоде больше хочется выпить?


Самое интересное в регионах