00:05 21/07/2011 Алена Жукова 0 802

Какие игрушки надо покупать детям? Рекомендации психологов

Статья из газеты: «АиФ. Здоровье» № 29 21/07/2011

Почему одни игрушки быстро надоедают детям, а в другие они могут играть целыми днями

Наш эксперт – доктор психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Елена Смирнова.

Первая моя фотография: сижу в окружении игрушек, сама похожая на куклу с кудряшками и огромным бантом. Рядом – традиционный плюшевый медведь, без которого уснуть было просто невозможно, и желтый пластмассовый заяц – неразлучный друг всей дошкольной поры.

Свои детские игрушки я помню наперечет. Может быть, оттого, что их было в десятки раз меньше, чем у моих детей. А может, оттого, что с ними хотелось говорить, у них был свой характер. Да и они, похоже, были мне рады, так как встречали улыбкой, бесхитростным взглядом ясных глаз.

Образец для подражания

Ребенок всегда идентифицирует себя с куклой, в которую играет, ее устами выражает свои чувства и мысли. Но кукла – еще и определенная модель человека, и ее облик накладывает отпечаток на сознание ребенка.

– Посмотрите на эту куклу, – Елена Олеговна Смирнова берет в руки один из самых модных аналогов Барби. – Лицо неприятное, надменное, я бы даже сказала, порочное. Главная идея бренда: «Смотрите, как я хороша». Для девочек, конечно, важно уметь следить за собой, но не стоит это делать смыслом жизни в 5–6 и даже в 8–10 лет.

Вот вроде симпатичная кукла, почти «барышня»: в бальном платье, с высокой прической. А при легком нажатии начинает издавать немыслимые звуки: то ли хрипло квакать, то ли «мама» говорить. Мало того что звуки неприятные, они еще и не соответствуют «взрослому» облику. Закрадываются даже нехорошие мысли о замедленном развитии…

А вот тренажер для макияжа и причесок. Страшненькая пластмассовая женская головка плюс набор «косметики» и парикмахерских приспособлений. Психологи полагают, что в игровых действиях с оторванной от тела головой есть что-то нечеловеческое, противоестественное.

В облике монстра

Психологов тревожит, что кукла все дальше уходит от образа человека: все больше появляется каких-то утрированных человечков, гуманоидов, выползающих из трансформеров существ, отдаленно напоминающих людей. Облик кукол все более расчеловечивается, и дети примеряют на себя образы монстров. Большинство этих чудищ перекочевало с экранов и стало минами замедленного действия. Фильм прошел и забылся, а жутковатые герои остались с нами. Вспомните хотя бы немыслимых покемонов или пустоглазых девочек из Селармуна, на которых были просто помешаны девочки реальные. Теперь все заполнено неэстетичными образами Шрека и подобными модификациями человека.

Не нужно наворотов!

                                                               
Кстати
При центре существует музей, где представлены игры и игрушки для детей разных возрастов. В отдельной витрине находятся игрушки, которые педагоги и психологи находят вредными, то есть не подходящими для игры детей.

Еще одно чудо – ни собака, ни кошка. А ведь ребенок должен получить четкий образ конкретного животного. А этот шедевр – тряпичная коза, которая при малейшем движении начинает петь: «Жил-был у бабушки серенький козлик». Голос громкий и навязчивый… Ребенок не может передать этой игрушке свои собственные слова, мысли – во всех обстоятельствах она поет одну и ту же песню.

Вот, например, длинноногая пластмассовая куколка, модно одетая, с полным набором нарядов и аксессуаров. Психологи считают, что излишняя детализация не дает ребенку создать свой образ, тормозят детскую фантазию, сводит до минимума свободу игры. А механическое одевание-переодевание очень быстро надоедает.

То же касается кукол с определенным выражением лица – кричащим, растерянным, плачущим…

Или возьмем кукол-роботов: не успеешь нажать кнопку, как они начинают ползать, бегать, кричать. Практически жить своей жизнью, в которой ребенку отведена пассивная роль наблюдателя.

Взрослым кажется, чем больше «наворотов» в игрушке, тем лучше. А на самом деле детям нужны игрушки простые, открытые, в которые можно вложить свой образ.

Далеко не все родители всерьез воспринимают тот факт, что игрушки способны навязывать определенный способ действий, и спокойно покупают, например, блестящие наручники с ключами. Сами-то они считают такой подарок шуткой, а вот малыши…

Психологи рекомендуют

                                                               
Наша справка
Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек был создан по инициативе Московской городской думы в 2004 году. Тогда депутаты, озабоченные валом третьесортного ширпотреба, хлынувшего на наши прилавки со всего света, обратились к городскому правительству с просьбой организовать процедуру специализированной психолого-педагогической экспертизы.
Департамент образования рекомендовал организациям, осуществляющим закупки игрушек для государственных образовательных учреждений, привлекать в качестве экспертов специалистов этого центра. В процессе экспертизы оценивается развивающий потенциал игрушек, их пригодность для разных видов детской игры, возрастная адресованность, а также этические и эстетические качества игрушек. Уже оценено более 500 игровых материалов отечественных и зарубежных производителей, представленных на российском рынке.

Психологи и педагоги обеспокоены: у детей упал интерес к игре! Они считают, что во многом виноваты как раз такие, в лучшем случае неинтересные, в худшем – просто опасные игрушки.

Между тем игра – это большой умственный и душевный труд, который обучает ставить цели и их добиваться, действовать. Сотрудники центра убеждены: нужно воспитывать родителей, объяснять, что такое детская игра, как она важна для развития ребенка, становления его психики и какими должны быть его игрушки.

Они издают специальные книги для родителей, создали сайт psytoys.ru, планируют проводить экспертизу других видов развивающей продукции для детей: компьютерных игр и литературы для дошкольников.

– Отзывать из торговли неудачные образцы мы не вправе, – говорит профессор Елена Смирнова. – У нас другой путь.

Игрушки, получившие высокие оценки при проведении экспертизы, удостаиваются специального Знака качества «Детские психологи рекомендуют» и подтверждающего сертификата. Этот знак зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Экспертиза проводится на добровольных условиях и бесплатно.

В этом году при поддержке Департамента образования города Москвы состоялась вторая ежегодная церемония вручения Премии «Игрушка года – «Детские психологи рекомендуют» по 10 номинациям. Таким образом, центр помогает производителям игрушек в выпуске нужных и полезных товаров, а родителям дает возможность сориентироваться на рынке и выбрать лучшее для своего ребенка.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как подготовить огород к зиме?
  2. Почему шарлотка так называется?
  3. Как работает вакцина от гриппа?

Роспотребнадзор предлагает наказывать за отказ от вакцинации, вы согласны?