Примерное время чтения: 9 минут
1981

Хорошо сидит? Как обезопасить ребёнка в автомобиле

АиФ Здоровье №44. На 16,2% выросли цены на лекарства за девять месяцев этого года 29/10/2015

Первые шаги

Если бы вы сейчас увидели первые детские автомобильные кресла, которые появились в 40–50‑х годах прошлого века в США, вы бы от души повеселились. Они были похожи на раскладные садовые стульчики, такие – на металлических рамах и без всякого крепления – водружались на сиденье автомобиля. Не дай бог попасть в аварию, когда ребёнок едет у вас на таком «троне». Кресла и люди будут вперемешку летать по салону.

Но эти стульчики были придуманы не ради безопасности. Изобретатели хотели только приподнять ребёнка, чтобы ему удобно было смотреть в окно и он не отвлекал бы папу или маму, ведущих автомобиль. О безопасности задумались позже.

– В 1965 году в Нью-Йорке прошёл пикет, цель которого была донести до автомобильных компаний идею необходимости подумать о том, как можно защитить пассажиров в случае аварии, – рассказывает сотрудник транспорт­ного подразделения Европейской экономической комиссии ООН Эдоардо Джанотти. – И в 1971 году Национальное управление по безопасности дорожного движения США определило первый стандарт для детского удерживающего устройства в автомобиле. Ребёнок должен был сидеть в специальном кресле, пристёгнутый жгутом, а само кресло крепилось к сиденью автомобиля штатным ремнём безопасности.

В конце 70‑х годов прошлого века Всемирный форум для согласования правил в области транспортных средств Европейской экономической комиссии ООН приступил к разработке первого международного правила безопасной перевозки ребёнка в автомобиле. Это правило № 44 вступило в силу в 1981 году, и страны, входящие в ООН, стали на национальном уровне внедрять его у себя. У нас в стране оно начало применяться в 2002 г.

Шведский вклад

Серьёзнее всего к безопасности на дорогах относятся в Скандинавских странах. Шведы уверены, что именно они первыми стали задумываться, как лучше защитить детей в автомобиле, считает старший технический руководитель отдела детской безопасности автоконцерна «Вольво» Лотта Якобссон.

В 1964 г. вдохновлённый креслами космонавтов профессор Технического университета Чалмерс в Гётеборге Бертил Алдман (кстати, он был одним из изобретателей автомобильных ремней безопасности в 1950‑х годах) сконструировал детское кресло, которое устанавливалось в автомобиле против хода так, что ребёнок в нём смотрел назад, и протестировал его на заводе «Вольво».

В 1967 г. такие кресла поступили в продажу, и только десятилетие спустя появилось кресло, в котором ребёнок сидел лицом вперёд, по ходу автомобиля.

В 1970 г. уже большинство родителей в Швеции перевозили детей в автокреслах, а в конце 80‑х 90% детей в Швеции ездили в автомобилях только в них. Притом что в целом в Европе, по статистике ЕЭК ООН, к 1984 г. только половина малышей в возрасте 4 лет перевозились в автомобилях в детских креслах.

В 1978 г. появился бустер – специальная подушка, которая крепится к сиденью автомобиля и позволяет ребёнка, сидящего на ней, пристегнуть штатным ремнём безопасности для взрослых. За счёт того, что он сидит выше, чем если бы располагался на сиденье автомобиля, ремень безопасности в случае аварии не повредит ему шею. Но это приспособление можно использовать только для детей старше 4 лет. И оно, к сожалению, не защищает голову ребёнка при боковых ударах.

Так что, когда в Европе приняли закон, что детей можно перевозить в машине лишь в детских удерживающих устройствах, в Швеции их так перевозили уже давно.

По правилам ООН

Машин на дорогах развитых стран становится всё больше, скорости передвижения возрастают, и без новых условий безопасности любая авария заканчивалась бы сегодня страшными последствиями. Европейская экономическая комиссия ООН продолжает работать над правилами, обязательными для всех стран ООН, рассказывает Эдоардо Джанотти.

С 2013 г. по новому правилу ООН № 129 детские кресла, имеющие свои ремни безопасности, должны быть закреплены на сиденье автомобиля с помощью специальной фиксирующей системы ISOFIX. Но если у кресла нет своих ремней безопасности, оно фиксируется штатным ремнём безопасности автомобиля. С 2012 г. все автомобили, которые выпускаются в Европе, обязаны иметь под спинкой сиденья специальные скобы для системы ISOFIX, так как эта система удерживает кресло надёжнее, чем ремни.

Кроме этого, по новому правилу:

  • подбирать удерживающее устройство вы должны в соответствии с ростом ребёнка, а не его весом, как это было раньше. Пока не достигнет 135 см, он  должен сидеть только в кресле или на бустере (который, между прочим, тоже прикрепляется к автомобилю с помощью системы ISOFIX, а не является просто подушечкой под попу);
  • к детским креслам были повышены требования, и теперь они защищают голову и спину ребёнка при боковых ударах;
  • кресло с ребёнком младше 15 месяцев должно быть расположено так, чтобы младенец был повёрнут лицом назад;
  • такое кресло – для перевозки лицом против хода – должно быть оснащено опорными «ногами», которые упираются в пол автомобиля и позволяют креслу жёстко стоять во время фронтального удара.

Подведём итоги

Испытания детских удерживающих устройств идут в Европе, Северной Америке, Австралии уже 40 лет. В последние годы проходят они и у нас в стране. И всё яснее вырисовывается картина, какие типы кресел и за счёт чего будут обеспечивать максимальную безопасность ребёнка в автомобиле.

Уже понятно, что надо покупать автокресла, соответствующие всем требованиям ЕЭК ООН и прошедшие все краш-тесты в Европе, Японии или у нас в НАМИ. Они маркируются таким знаком: заглавная буква Е в кружочке. Цифра, которая присутствует рядом с буквой, означает страну, одобрившую этот вид изделия на национальном уровне. Например, цифра 1 – это Германия.

Кресло или бустер должны иметь систему крепления ISOFIX, она признана самой надёжной и в то же время простой в употреблении.

Самое безопасное место в автомобиле, куда шведские специалисты настоятельно рекомендуют установить детское кресло, – за спиной у водителя. Непривычно? Для нас – да, но в Европе так возят детей давно.

Автокресло для младенца младше 15 месяцев (а шведы советуют – для детей младше 3–4 лет) надо обязательно размещать против хода машины, лицом назад. Почему? У малыша не такие пропорции, как у взрослого. Большая и тяжёлая по сравнению с телом голова при резком торможении, при фронтальном ударе по инерции будет двигаться вперёд и может сломать ещё неокрепшие шейные позвонки, не защищённые слабыми мышцами шеи. Этот тип кресел помечен значком: в квадратике полулежащий малыш, а напротив него крупная английская буква «i».

Боитесь, что малыш будет капризничать из-за того, что не видит вас, а вы будете волноваться, потому что не видите его? На этот случай придумана система из двух зеркал (пластмассовых, чтобы не разбились при аварии и не засыпали осколками ребёнка!), которая позволяет водителю и ребёнку видеть друг друга.

И потом, если ребёнка возить у себя за спиной и лицом назад с первых дней, он привыкнет к этому и не станет возражать.

Считаете, что кресло европейского производства или качественное отечественное слишком дорогое? Но вы же нашли как минимум полмиллиона рублей на автомобиль? Вы тратите немалые деньги на его обслуживание и заправку. Неужели будете экономить на безопасности ребёнка? А ведь наши дети в три раза чаще гибнут на дорогах, чем в Европе.

Исследование, проведённое в Швеции, показало, что «правильное» кресло, размещённое против хода, защищает малыша в случае аварии на 90%. А бустер для ребёнка постарше – на 77%. Причём эти цифры получены не только во время краш-тестов с манекенами, они выведены в результате анализа реальных аварий, случившихся в 1987–2004 годах, в которые вместе со взрослыми попали 3670 детей от 0 до 15 лет.

И ещё есть один любопытный расчёт для прижимистых: один евро, вложенный в обеспечение безопасности ребёнка в автомобиле, сбережёт 32 евро, которые придётся потратить на лечение чада в случае аварии. Те, кто жалеет денег на качественное кресло, рискуют заплатить в случае аварии в среднем в 32 раза больше. Я уж не говорю о том, как ужасно осознать, что ребёнок получил травму из-за твоей собственной безответственности.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы