Анна Шатохина 0 6223

«Как курица лапой». Кому из школьников угрожают дислексия и дисграфия

У современных детей нагрузки в школе огромны, и, естественно, нередки ситуации, когда ребёнок начинает сбиваться — неправильно писать, пропускать слова при чтении. И тут важно отделять перегрузки от неврологических проблем.

© / Deyan Georgiev / Shutterstock.com

Когда первоклассник пишет как курица лапой, это многими родителями воспринимается спокойно. Ведь он ещё только учится! Когда кроха неуверенно складывает буквы в слоги, родители не паникуют. Однако, если такая ситуация продолжается и во 2-м, и в 3-м классе, и даже в средней школе, тут уже начинаются проблемы. Специалисты же списывают проблемы с написанием и перепутыванием букв на достаточно распространённые сегодня неврологические состояния, называя их «дислексия» и «дисграфия». Что скрывается под такими понятиями и как помочь ребёнку — в материале АиФ.ru.

«Не умею читать и писать»

Дисграфия — от греческого «сложность с письмом», представляет собой состояние, когда ребёнок никак не может овладеть навыком грамотного письма. Причём отмечается такая проблема у детей с нормальным интеллектом. Выражается она так: любой диктант, любая письменная работа, даже если подразумевается только списывание из учебника, будут содержать в себе большое количество ошибок грамматического характера, также здесь будут перепутанные буквы, например, вместо прописной «д» ребёнок напишет «у». Почерк, естественно, в такой ситуации также будет далёк от идеального — нередко даже учителя и вовсе не могут разобрать, что именно написано. Также такой ребёнок не видит полей в тетради, может «съезжать» со строчки, не ставить знаки препинания.

Проблемы с письмом нарастают, ребенок старается делать предложения короче, но это, как правило, мало помогает — ошибки все равно остаются. И такая патология становится причиной снижения самооценки, отказа от личностного роста и даже тяжелых депрессивных состояний.

Под термином «дислексия» (от греч. сложность со словом) скрывается нарушение чтения. Его проявления не отличаются завидным постоянством, отмечаются избирательно и встречаются нередко на фоне успешного освоения других школьных дисциплин. Распознать дислексию можно по пропуску букв, начальных слогов, замене мест букв в тексте, прибавке лишних звуков и невысокой скорости чтения. По статистике, такая проблема отмечается у 8% школьников, причем мальчики страдают от нее чаще девочек.

В этом случае ребенок не может четко воспринимать ряд звуков на слух, а потом применять их в своей речи — ни на письме, ни при чтении.

Как отмечают специалисты, у детей с такими нарушениями нередко проявляются проблемы с ориентацией в пространстве, отмечается неспособность выдерживать временные промежутки и организовывать режим дня. Для них характерны снижение работоспособности, повышенная слабость, нарушение памяти и трудности в общении. У дислексиков, кроме того, нередко наблюдаются проблемы с мозговым кровообращением.

Говорите четче!

Как отмечают врачи, вероятность развития дисграфии и дислексии чаще всего закладывается еще внутриутробно, а также в родах и первые месяцы жизни ребенка. Причинами проблемы могут выступать патологическое течение беременности, наличие родовых травм, менингиты и энцефалиты, инфекции и состояния, приводящие к истощению нервной системы малыша.

С точки зрения социальных факторов на развитие речи и письма малыша влияют нечеткая речь окружающих, нехватка речевых контактов с родителями, невнимание со стороны взрослого к словам ребенка, начало обучения грамоте малыша при отсутствии у него должного уровня психологической готовности к этому.

Учеба в форме игры

Поможет справиться с проблемой такой специалист, как логопед. Также дополнительно следует пройти обследование у психолога. Это позволит достаточно эффективно и быстро скорректировать результат и исправить положение. Методики, которые позволяют справиться с ситуацией, сегодня есть, и работают они достаточно успешно. Причем чем раньше будет начато лечение, тем быстрее проявится результат.

А лучше всего заранее побеспокоиться о профилактике. Специалисты уверены — начинать стоит еще с периода беременности. Простые рекомендации — больше прогулок на свежем воздухе, полноценный сон, выстроенный режим питания помогут не допустить развития гипоксии плода, которая становится причиной поражения мозга ребенка.

Также следует уделить вопросу развития ребенка внимание в период от рождения до года. Ведь именно в это время у малыша закладывается весь фундамент на будущее. Мозг малыша в это время развивается буквально семимильными шагами. И от того, как родители работали над его развитием, зависит — вырастет ли малыш любознательным или станет вялым и апатичным.

Также стоит проводить ребенку несколько курсов массажа — это позволит активизировать деятельность мозга и центральной системы, благотворно сказавшись на состоянии всего организма в целом. Полезна с профилактическими целями и пальчиковая гимнастика — причем выполнять ее можно не только с маленьким ребенком, но и с младшим школьником. Это позволит освободить и разжать мышцы.

Когда ребенок начинает разговаривать, следует тренировать этот его навык постоянно, параллельно используя логические упражнения. Единственное — все стоит делать в форме игры, чтобы не отбить у малыша желание заниматься дальше.

Если же в школе проявились проблемы с чтением и письмом, надо сразу же обращаться к специалисту, а не ждать, пока ситуация затянется и ухудшится.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему собаки не атакуют, если их не бояться?
  2. Можно ли пить алкоголь при гипертонии?
  3. Какие пять книг на английском языке названы лучшими за последние полвека?




Вы бы хотели, чтобы тарифы ОСАГО изменились?

Самое интересное в регионах